Богатство речи и её точность тесно связаны между собой. Чем больше наш словарный запас, тем легче нам выбрать слова и выражения, наиболее точно передающие нашу мысль, чувство. Речь детей непрерывно обогащается под влиянием их повседневного и активного общения со взрослыми. Но важно самого ребёнка заинтересовать этой задачей. О том, как мотивировать ребёнка развивать речь, рассказала профессор Елена Петрова. Материал из архивного номера журнала «Семья и школа» (№6, 1957 год).
Беседы с сыном на эту тему я начала тогда, когда он достиг восьми лет и стал уже любителем книг. Пользуясь жаждой мальчика знать всё, что делалось и делается на белом свете, обратила его внимание на богатейший опыт русского человека. В самом деле, живёт он в стране, которая раскинулась на огромных просторах — от сурового севера до жарких южных стран, от оживлённых городов запада, до дремучей тайги у Тихого океана. Какие моря и океаны омывают наши берега! Какие у нас глубокие озёра, полноводные реки, величественные горы, непроходимые леса, вольные степи! Какое множество всяких растений и животных! А сколько городов и селений, где живут люди различных национальностей, занимающиеся многообразнейшим трудом. И всё это надо назвать, во всё вникнуть и всё объяснить. Сколько же слов тут нужно?!
Помню, как широко раскрылись глаза мальчика, когда эта мысль тронула его детский ум.
А однажды мы развлекались подбором слов, показывающих хорошее отношение человека к окружающим: добрый, ласковый, участливый, сердитый – и многие другие прилагательные.
Из синонимов мы придумали игру в лото, а при подборе синонимов-глаголов изображали действия, которые они обозначали. Это было очень весело. Мальчик таращил глаза, делал ленивое, равнодушное, бессмысленное лицо: это обозначало «глазеть» — из серии глаголов зрения. Оживлённо показывали слова передвижения: идти, ползти, брести, бежать, ехать, лететь. Или слова, характеризующие речь: говорить, сказать, молвить, произнести, прошептать.
Когда дочка научилась читать, она присоединилась к нашим занятиям и играм. Я убедилась, что они оставляли большой след в душе детей. У мальчика особенно развилось чувство слова. Однажды он изумил нас с мужем. Это было уже в 8-м классе. Перечитывая «Евгения Онегина», он прямо смаковал пушкинские строфы.
Начиная с 3-го класса дети подбирали однокоренные слова. Учительница давала им небольшие исторические объяснения. Завели особую тетрадь: «Слова одного корня». Страсть к коллекционированию проявилась и здесь. Дети переживали радость всяких «открытий».
С интересом дети работали и над приставками. Потом дошло дело до суффиксов. Я слышала от многих учителей, что это сухая материя, детям неинтересно. Так ли это? Хорошо помню, с каким увлечением дети искали уменьшительные, ласкательные, увеличительные суффиксы, в народных сказках.
Я убедилась, что интерес детей зависит от того, в какой мере сам учитель знает и любит язык и насколько в самой семье относятся уважительно к слову, поощряют детскую пытливость, помогают детям в подборе интересного материала.
В свободное время просматривала словарь и закладывала странички, где были нужные примеры. Дети сами отыскивали на этих страницах требуемые слова согласно заданию. Я только избавляла их от утомительных блужданий по всему словарю.
Когда в школе стали изучать антонимы, очень следила за правильным противопоставлением слов в работах детей.
Антонимы должны быть точно полярными: высокий — низкий; горячий — холодный; день— ночь; большой — маленький. Соблюдение этого правила не легко для детей. Они порой говорили: высокий — маленький; тёплый — холодный; день — утро; злой — ласковый; играть — скучать. В таких случаях приходилось беседовать с детьми, помогая им подобрать точное противоположное понятие.
Мои дети и их друзья любили играть в лото. Я неоднократно пользовалась этим их увлечением, предлагая различные формы усложнения игры. Так, мы придумывали исторические, географические лото с датами, картами, портретами, картинами. Было, конечно, лото и на русский язык.
Семья может серьёзно помочь детям не только в овладении новыми словами, но и в умении связно выражать свои мысли. Этому надо учить уже с дошкольных лет. Вспоминаю свои опыты с собственными детьми. Бывало, поставлю плюшевого медведя на стол и требую подумать о нём что-нибудь и озвучить это. Такие устные «сочинения» достигались тогда, когда я молча проводила рукой от дома к полу, от выключателя к лампочке. Так постепенно у них получался ряд последовательных предложений — начало осмысленной связной речи на определённую тему по заданию.
Дети становятся более развитыми, они больше вслушиваются в речь взрослых, больше видят вещей и не только болтают сами, как придётся, но постепенно учатся мысленно сосредотачивать внимание на каком-нибудь предмете, собирать свои мысли о нём и передавать связными словами. Это не так просто, как кажется. Даже дети, много и хорошо говорящие, не сразу могут связно высказать то, что они знают о данном предмете. К этому надо приучать с дошкольного возраста.
В нашей семье любили подобные «домашние» устные сочинения. И позже, когда дети стали писать школьные сочинения, это им существенно помогло.
Дети очень любят рассказывать о всяких событиях, своих впечатлениях, и такая непринуждённая беседа позволяет взрослым при умелом подходе совершенствовать детскую речь. Конечно, это нужно делать тактично. Если дети взволнованно рассказывали мне о чём-нибудь, я никогда не прерывала и не поправляла их неудачные выражения. Мне казалось, что моё вмешательство нарушит живую искренность ребёнка. Нужна была более спокойная обстановка для рассказа, когда замечания о языке не охлаждали бы говорящего. Мы ввели в наш семейный быт «вечер сказок». Рассказывали и мы с отцом, но главным образом сами дети должны были пересказывать нам те сказки, которые мы якобы не читали. Дети очень любили оказывать нам эту услугу и добросовестно готовились к «вечеру». Вот здесь, не торопясь, мы могли поправлять и обогащать язык детей. Впоследствии на «вечерах» пересказывались и обсуждались целые книги.
Дети становились старше, и всё более богатой и гибкой становилась их речь. Что меня особенно радовало — это развивающееся чутье к слову, ко всем сторонам его содержания. Так, думается мне, незаметная, но повседневная забота о языке детей и в школе, и в семье дала свои результаты.
____________________________
Материал из архивного номера журнала «Семья и школа» (№6, 1957 год)
____________________________
Подписывайтесь на наш канал,
чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.