Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Причины, последствия и методы коррекции девиантного поведения у детей из детских домов

Причины, последствия и методы коррекции девиантного поведения у детей из детских домов

Сегодня особое значение приобретают внимание вопросы воспитания, образования, социализации и развития детей, воспитанников детских домов и учреждений закрытого типа.

Данная статья адресована как экспертам, так и широкой общественности в области психологии и социальной работы, с целью глубокого понимания причин, последствий и методов коррекции патологий личности и девиантного поведения у детей и подростков из детских домов. Исследования показывают, что эти дети часто сталкиваются со значительными психологическими и социальными проблемами, которые требуют тщательного рассмотрения и осознанного подхода к их решению. В настоящей статье, исходя из материалов научных исследований и собственного опыта я хочу разобрать ключевые факторы, влияющие на эти проблемы, и предложить некоторые стратегии их разрешения.

Причины патологии личности

Отсутствие стабильных семейных отношений

Стабильность и постоянство в отношениях между родителями и детьми являются краеугольным камнем здорового развития личности ребенка. В детском доме дети лишены возможности строить прочные и постоянные отношения, что существенно влияет на их психологическое развитие и психоэмоциональное состояние с отсроченными последствиями. Так, исследование, проведенное в Чикагском университете, показало, что отсутствие долгосрочных эмоциональных связей может привести к недоверию к другим и трудностям в построении здоровых межличностных отношений. А исследования, проводимые российскими учеными, показывают, что нахождение ребенка в закрытом учреждении накладывают неизгладимый след на всю последующую жизнь: искаженное восприятие реальности; иллюзии, основанные на вседозволенности и всесторонней помощи от государства (бесплатное обучение, квартира, льготы по кредитам и т.д.); ретравмы и деформация личности.

Разнообразие заботы и эмоциональная нестабильность

Постоянная смена воспитателей, педагогов в детских домах создает атмосферу нестабильности, которая негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей. Исследования подтверждают, что такая вариативность, заложенная в процессы воспитания способствует развитию тревожности, эмоциональной отстраненности и трудностей в саморегуляции у детей и подростков воспитанников учреждений закрытого типа. Нестабильность отношений с взрослыми влияет не только на текущее состояние ребенка, но и формирует долгосрочные паттерны его взаимодействия с внешним миром, негативно влияющие на формирование полноценной, самодостаточной личности.

Последствия искажения личности и девиантного поведения, долгосрочные последствия для психического здоровья

Патологии личности у детей из детских домов часто приводят к долгосрочным негативным психологическим последствиям. Исследования показывают, что такие дети более подвержены риску развития депрессии, тревожных расстройств и других проблем с психическим здоровьем. Эти последствия могут сохраняться и во взрослом возрасте, влияя на личную жизнь, образование и профессиональную деятельность.

Взаимосвязь между искажением личности и девиантным поведением

Патология личности также связана с развитием девиантного поведения, включая агрессию, противоправные действия и злоупотребление психоактивными веществами. Исследование, проведенное в Калифорнийском университете, показывает, что неблагоприятные условия воспитания в детских домах могут увеличить вероятность девиантного поведения в подростковом и взрослом возрасте. Такое поведение часто является попыткой компенсировать эмоциональную травму, отсутствие социальной поддержки и эмпатии со стороны старших и сверстников.

Методы коррекции и поддержки

Стратегии вмешательства

Эффективные стратегии вмешательства для детей из детских домов должны учитывать их специфические эмоциональные и социальные потребности. Программы, направленные на развитие социального взаимодействия и навыков эмоциональной саморегуляции, показали свою эффективность. Опыт показывает и подтверждает успех программ, включающих обучение социальным навыкам и групповую терапию, в частности программа, адаптированная в России и Казахстане – ФЖН (формирование жизненных навыков). Мною, в формате интегрированного подхода к вопросам социализации детей из детского дома и формированию у них устойчивого жизненного состояния, опробована данная программа и я могу с уверенностью сказать, что показатели тревожности у её участников по окончанию двух модулей были снижены наполовину.

Поддержка психологов и социальных работников

Роль психологов, педагогов и социальных работников в оказании помощи детям из детских домов неоценима. Индивидуальная психотерапия, консультирование и групповая терапия могут помочь решить эмоциональные проблемы и улучшить поведенческие реакции, минимизировать отсроченные последствия психических травм. Исследования показывают, что регулярная психологическая поддержка, эмпатия улучшают общее самочувствие, способствуют интеграции в социум и экологичную социальную адаптацию.

Рекомендации для воспитателей и учителей

Воспитатели и учителя также играют важную роль в поддержке, воспитании и обучении детей из детских домов. По собственному опыту могу сказать, что два-три раза в неделю мне приходилось общаться с завучами школы по воспитательной работе, в которой обучались наши воспитанники. Вопросы, которые поднимались на этих встречах, обоснованы и закономерны: драки между воспитанниками детского дома и учащимися из полноценных семей, агрессия по отношению к тем, кто не в состоянии отстоять свои границы и собственное мнение, откровенный буллинг с целью установить тотальный контроль над отдельными сверстниками и одноклассниками. Поэтому применение дифференцированных подходов к обучению и создание безопасного жизненного пространства, благоприятной учебной среды могут внести значительный вклад в вопросы успешного обучения этих детей в школе и их социализации в рамках школьного коллектива. Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Социальная работа с детьми и семьей», инклюзивное образование и индивидуальный подход к обучению улучшают успеваемость и социальное взаимодействие среди детей из детских домов и их сверстниками.

Обществу, школе, всем участникам образовательного процесса важно осознавать и решать проблемы деформации личности и девиантного поведения у детей из детских домов. Эффективные методы коррекции и поддержки, разработанные экспертами, могут значительно улучшить жизнь этих детей и помочь им успешно интегрироваться в общество. Наша коллективная ответственность заключается в том, чтобы оказать им необходимую поддержку.

Практический психолог, Владимир Косинцев

Автор: Косинцев Владимир Георгиевич
Психолог, Супервизор, Коуч Ментор Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru