Будучи биологом по образованию, меня больше всего привлекают заповедные места и дикие животные. Когда в очередной раз серфила интернет в поиске идеи, куда бы отправиться в следующий запланированный отпуск, наткнулась на необычную волонтерскую программу Зимбабве в природном национальном парке. Вопрос «ехать или нет» даже не стоял. Оплатила двухнедельное участие в программе — на тот момент это было в районе 350 USD в неделю — и стала собирать свой небольшой рюкзак. Программа обещала много интересных впечатлений: жить в частном национальном парке рядом с водопадом Виктория и помогать сотрудникам в учете и охране подопечных животных. Это и называется волонтуризмом, когда через путешествия люди помогают сохранять природу и животных.
Почему долететь в Зимбабве мне удалось только со второго раза.
Уделю пару минут рассказу о том, на что стоит обращать внимание при покупке билетов в другие страны. Не будучи в тот момент таким опытным путешественником, как сейчас, я просто купила удобный билет до Виктория-Фоллс с полуторачасовой пересадкой в Йоханнесбурге и решила на этом успокоиться. Какого же было мое удивление, а еще большим — разочарование и горе, когда меня не пустили в самолет в аэропорту Москвы, объясняя это тем, что у меня нет транзитной визы в ЮАР. Для меня это был шок, ведь буквально недавно я посещала ЮАР и никакой визы мне не нужно было для этого. Оказалось, что визовая политика Южной Африки такова, что если лететь через нее транзитом в пограничные страны, то нужно делать транзитную визу. Пришлось возвращаться на работу, к счастью, руководство пошло мне навстречу и разрешило перенести отпуск на следующие две недели, а менеджеры волонтерского проекта учли, что из-за сложившихся обстоятельств я приеду на проект на две недели позже. Обидно было только за потерянные билеты, на тот момент они обошлись мне в 60 тыс. рублей, что и сейчас является внушительной суммой. Дам совет всем, кто еще этого не знает: если вы летите за границу, прежде чем покупать билеты, проверяйте внимательно все стыковки и визовые условия, я иногда это делаю и в момент покупки билетов, и за один-два дня до вылета, потому что в мире всё очень быстро меняется.
История и миссия национального парка.
Мне все-таки удалось, несмотря на все преграды судьбы, добраться до Зимбабве. Сотрудники частного национального парка Накаванго встретили меня в аэропорту Виктория-Фоллс, привезли в лагерь и сразу же провели небольшой брифинг. Я немного разочаровалась, когда они сообщили, что основная цель их работы — удаление рогов у редких черных носорогов, находящихся на грани вымирания, была выполнена как раз на прошлой неделе. Эти животные обитают исключительно в Африке, а браконьеры охотятся на них только из-за их рогов, в целебные свойства которых до сих пор верят некоторые люди. Основная задача смотрителей парка — мониторинг животных, и, если замечают, что рога у животных достаточно отросли, сотрудники их отлавливают и под анестезией спиливают, чтобы животные не несли материальную ценность для браконьеров. Для носорогов это процедура, конечно, неприятная, но безболезненная, это как срезать отросший ноготь. Конечно, для животных это еще и стресс, но если вопрос стоит о сохранении жизни, то выбора здесь нет. Браконьеров в парке так много, что, кроме волонтеров, здесь работает специальный отряд рейнджеров, посменно совершающий обход границ парка и ранним утром, и поздним вечером, и даже ночью.
К слову сказать, сам основатель парка в прошлом был охотником, но в один момент осознал, что животных убивают слишком быстро и их популяции не успевает восстанавливаться. После он стал активным защитником дикой природы и на собственные средства основал и поддерживает данный частный национальный парк Накаванго.
После брифинга меня отвезли к водопаду Виктория — первый водопад, который мне удалось так близко посетить, и величие, которое поразило меня до глубины души. От водопада в воздух поднимается такое количество воды в виде отдельных капель, что всё как в тумане, белым-бело.
Животные парка.
Каждое утро волонтеров сажали в джипы и везли на осмотр окрестностей. Заповедник занимает площадь в 14 тыс. гектаров, его не так-то легко объехать. Обычно мы проводили по 3 часа за этим занятием. По дороге нам часто попадались обеспокоенные слоны со слонятами, от которых приходилось иной раз быстро уезжать, чтобы не тревожить животных лишний раз, иначе они могли погнаться за джипом; жирафы, мирно объедающие верхние ветки африканских бушей; дружелюбные зебры и пугливые антилопы; неторопливые буйволы и суматошные бородавочники...
Животных в парке очень много, я не встретила за 2 недели только хищников, таких как львы и гепарды. Они там тоже водятся, но, будучи более осторожными животными, их не так легко заметить, разъезжая на шумном транспорте.
Вишенкой на торте была встреча с недавно родившимся черным носорожком, что доказывает результативность данной программы.
Для меня это была не первая и не последняя волонтерская программа, как и писала ранее, мне нравится подобный формат туризма. Кроме волонтерской работы у нас была и обширная развлекательная программа, о которой расскажу в следующей статье.
А вы верите, что различные препараты из диких животных действительно полезны и обладают лечебным действием?