Soft skills — навыки, которые нужны специалисту для успешных переговоров, выстраивания взаимоотношений в офисе и карьерной лестницы. Да, вероятность получить должность начальника на 85% зависит от способности вести диалог. Разбираемся, что необходимо в себе прокачать, чтобы заговорить руководителя на премию и новую должность.
Разница между soft skills и hard skills
Soft skills или гибкие навыки — личностные качества, которые не пересекаются с работой. Не путайте “софт скиллс” с чертами характера — это абсолютно разные вещи. Характер проявляется во внимании, ответственности, трудолюбии. Soft skills — это больше про действия: умение слушать и слышать, вести диалог, продавать услуги и принимать решения.
Hard skills — чисто рабочие навыки, которые можно измерить. Хардовым скиллам можно быстро обучиться и привнести их в рабочую рутину — они не требуют длительной проработки и осознания.
Кстати, в этом и есть отличие harf от soft. Если hard skills нас учат четыре года в университете, то навыкам soft skills мы учимся всю жизнь. Софты нужно целенаправленно прививать и развивать. Иногда в этом даже потребуется помощь психолога.
Какие soft skills существуют?
Поговорим о категориях soft skills: критическое мышление, коммуникации, креативность и координация.
Критическое мышление
Это умение фильтровать информацию и проверять сведения на достоверных источниках. Когда человек не верит всему, что написано в интернете, у него получается принимать взвешенные решение и быстро находить выход из сложных ситуаций.
Коммуникации
Это способность располагать к себе собеседника: вживую, по переписке и во время телефонного разговора. У человека с развитыми коммуникативными навыками легко получается найти общий язык с коллегами. Такие люди умеют не только давать информацию, но и принимать ее. Чтобы отточить коммуникации, советуем посещать дискуссии, проводить презентации и слушать профессиональных спикеров.
Креативность
Творчество важно везде: и в работе, и в личной жизни. Нестандартные решения позволяют вам “маневрировать”. Советуем погрузиться в тему глубже и прочесть книгу Тома ДеМарко “Deadline”.
Координация
Это когда вы знаете потребности ваших клиентов и умеете их вовремя удовлетворять. Как это выглядит на практике? Например, кофейни подстраиваются под рабочий день своих посетителей — утром выдают кофе с собой, а днем устраивают бизнес-ланчи. Изучайте ваших клиентов и проявляйте эмпатию.
Для чего важны soft skills
Гибкие навыки пригодятся вам в работе, если вы планируете выйти на повышение. Согласитесь, одно дело, когда вы простой специалист, который не проявляет инициативу и сидит на одном месте. И совершенно другое — когда вы умеете общаться и показываете лучшие результаты.
- С прокачанными soft skills вы становитесь настоящим профессионалом.
- Вам не доставляет труда командная работа.
- Вы не впадаете в стресс, если в жизни происходят перемены.
- Вы умеете себя красиво подать.
Как развить soft skills
Прокачать навыки можно самостоятельно, а можно с помощью коуча или наставника. Например, чтобы тренировать коммуникации, почаще выходите из зоны комфорта — встречайтесь с коллегами вне работы, ходите на квизы, играйте в настольные игры.
Развивайте в себе лучшие качества — прокачанные soft skills облегчают жизнь и помогают достигать успехов в карьере.