Сетевой бизнес в наши дни становится всё более привлекательным, поскольку предоставляет возможность неограниченного дохода и пассивного заработка за счёт суммарных продаж партнёров.
В это статье мы расскажем, как построить сетевой бизнес с нуля и грамотно организовать рабочие процессы.
Подготовительный этап
Перед тем как запустить сетевой бизнес, важно провести ряд подготовительных мероприятий. Ниже мы рассмотрим этапы, которые стоит пройти перед регистрацией бизнеса.
Выбор продукта и разработка бизнес-плана
Как правильно организовать бизнес-сеть, чтобы она оказалась успешной? Прежде всего нужно разработать идею продукта и бизнес-план.
Продукт — это основа бизнеса. Ваши товары или услуги должны по умолчанию быть качественными и востребованными на текущем рынке. Только в этом случае можно привлечь достаточное количество партнёров и дистрибьюторов, которые уже преобразуют одиночное предприятие в большую сеть.
После того как вы определили продукт, следует провести исследование рынка и деятельности компаний, работающих в той же сфере. Это ваши потенциальные конкуренты, и важно учесть их опыт во избежание ошибок при реализации собственной стратегии.
Бизнес-план — это основной показатель привлекательности для потенциальных партнёров, поэтому необходимо сразу сформулировать правила, определяющие особенности партнёрских вознаграждений.
Выбор правовой формы бизнеса
Последним этапом подготовки к регистрации является выбор организационно-правовой формы бизнеса. Можно выбрать как ООО, так и ИП. Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому важно изучить их особенности заранее.
Мы подробно рассказали о выборе между ИП и ООО в этой статье.
Регистрация сетевого бизнеса
Регистрация и запуск бизнеса также требуют последовательных действий.
Представленный ниже план подробно описывает все этапы запуска сетевого бизнеса.
Регистрация в налоговой
Сначала бизнес нужно зарегистрировать в ИФНС. Ключевое требование — собрать все необходимые документы в соответствии с правилами законодательства.
В результате регистрации вы получите соответствующее свидетельство, ИНН, КПП и ОГРН (для юрлиц) и будете включены в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, в зависимости от выбранной формы бизнеса.
ООО или ИП можно зарегистрировать без посещения ИФНС с помощью специального онлайн-сервиса «Регистрация бизнеса» от «Астрал Софт». Подготовку документов и взаимодействие с налоговым органом специалисты сервиса возьмут на себя, вам потребуется лишь подписать все необходимые документы после их проверки.
Регистрация в СФР
В 2023 году Пенсионный фонд России (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединились в Социальный фонд России (СФР). Изменились формы и сроки представления отчётности, условия расчёта страховых взносов и порядок регистрации юридических лиц и предпринимателей.
Теперь СФР автоматически получает данные о зарегистрированных компаниях путём межведомственного взаимодействия с ФНС. Самостоятельная регистрация в Социальном фонде требуется только в двух случаях:
- ИП без сотрудников заключает гражданско-правовой договор (ГПД), требующий оплаты взносов на травматизм;
- подразделение ООО открывает собственный банковский счёт для проведения операций с физическими лицами.
Открытие банковского счёта
Владельцу бизнеса необходимо открыть корпоративный расчётный счёт. Этот существенно упростит взаимодействие с партнёрами и клиентами, осуществление выплат и расчёт налогов. Также расчётный счёт обязателен для продажи товаров и услуг по безналичному расчёту.
Выберите подходящий банк, соберите все необходимые документы и получите реквизиты корпоративного счёта.
Учредительная документация
Следующая ступень, необходимая при открытии ООО, — это разработка учредительных документов. Сюда обычно входят:
- Решение о создании организации (если учредитель один);
- Договор об учреждении общества (если учредителей несколько);
- Устав (устанавливает порядок работы организации).
Получение лицензии
Для некоторых видов деятельности необходима лицензия — официальное разрешение на ведение определённого типа бизнеса. Она требуется в тех случаях, когда деятельность организации или предпринимателя может быть сопряжена с угрозой безопасности людей, окружающей среды и страны в целом. Например, пассажирские перевозки, медицинская и образовательная деятельность.
Если для вашего сетевого бизнеса требуется лицензия, обязательно получите её в соответствующем госучреждении.
Проведение деятельности без лицензии может повлечь административную и даже уголовную ответственность. Мера наказания определяется судом и зависит от прибыли бизнеса и оценки нанесённого ущерба.
Регистрация товарного знака и логотипа
Сетевым компаниям требуется уникальный товарный знак и логотип — эти идентификационные обозначения обеспечивают индивидуализацию товаров или услуг.
Товарный знак и логотип следует регистрировать в Роспатенте. Это позволит защитить свои права на интеллектуальную собственность и избежать возможного плагиата. Однако перед обращением в Роспатент нужно учесть следующие особенности:
- регистрируемый логотип должен быть уникальным и отличимым от ранее зарегистрированных;
- защита товарного знака распространяется только на территории страны регистрации и только на те товары и услуги, которые указаны при регистрации;
- если товарный знак не используется в течение 3 лет, его может аннулировать любое заинтересованное лицо;
- при регистрации логотипа необходимо уплатить патентную пошлину, размер которой зависит от количества указанных товаров и услуг.
Управление персоналом и локальные НПА
Далее стоит урегулировать взаимоотношения между руководством и сотрудниками. Для этого необходимо организовать кадровое обслуживание и утвердить локальные нормативно-правовые акты (НПА).
Характерные черты локального НПА:
- утверждается только руководством, а не по соглашению сторон;
- устанавливает трудовые нормативы для сотрудников;
- не является индивидуальным и применим ко всем работникам;
- предназначен для многократного применения.
Вот несколько НПА, которые каждый работодатель должен разработать и утвердить в обязательном порядке:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Положение об обработке персональных данных;
- Положение об оплате труда;
- Инструкции по охране труда.
Кадровое делопроизводство можно перевести в цифровой формат с помощью специального сервиса Астрал i КЭДО от «Астрал-Софт». Это удобное решение для обмена электронными кадровыми документами, разработанное с учётом главных потребностей современного бизнеса.
Реклама и маркетинг
В сетевом бизнесе маркетинговая и рекламная стратегии должны учитывать деятельность потенциальных партнёров. Сетевой маркетинг должен базироваться на продаже продуктов через партнёров. Владельцам сетевого бизнеса необходимо предоставить партнёрам «маркетинг-план», подкреплённый системой поэтапного обучения и вознаграждения.
Открытие офиса и запуск бизнеса
Наконец, можно открыть офис и организовать рабочее пространство (мебель, оборудование, коммуникации и т.д.). Этот процесс всегда связан с финансовыми расходами, поэтому необходимо заранее составить смету и рассчитать все возможные затраты.
Оптимизация рабочих процессов в сетевом бизнесе
Успешный сетевой бизнес опирается не только на маркетинг и продажи продукта, но также на автоматизацию процессов, как внутренних, так и внешних. Руководству бизнес-сети необходимо решать разнообразные задачи, которые при правильном подходе могут быть автоматизированы и упрощены. Так можно оптимизировать следующие области:
- документооборот с сотрудниками, клиентами и контрагентами;
- организация и контроль складской деятельности;
- статистическое наблюдение за деятельностью компании и партнёров;
- привлечение и обучение новых сотрудников и партнёров;
- начисление вознаграждений и бонусов.
Самый популярный подход к автоматизации — это внедрение информационных систем. Например:
- CRM-системы, помогающие управлять взаимоотношениями с сотрудниками и клиентами;
- системы электронного документооборота (ЭДО), позволяющие перевести документацию в электронный вид;
- бухгалтерское ПО, упрощающее финансовые операции и подготовку отчётности.
Автоматизация процессов поможет избежать ошибок, связанных с человеческим фактором, освободить время и средства, повысить эффективность сотрудников и расширить возможности бизнеса.
Предлагаем удобные сервисы для внедрения и организации электронного документооборота с контрагентами от АО «Астрал». «1С-ЭДО» — выбор для тех, кто ведёт бухгалтерию в популярной программе «1С: Предприятие 8». А тем, кто предпочитает работать с документами без привязки к одному рабочему месту, рекомендуем онлайн-сервис «Астрал Докс».
Также можно оптимизировать процессы подготовки и сдачи отчётности в контролирующие органы. «1С-Отчётность» — это сервис, позволяющий формировать и сдавать отчётность в электронном виде, не меняя привычного интерфейса учётной системы 1С. Сервис поддерживает работу с отчётами по всем направлениям: ФНС, СФР, ЦБ, Росстат, Росалкогольтабакконтроль, Росприроднадзор и ФТС.