Найти тему

К 120-летию со дня рождения Александра Михайловича Згуриди (23 февраля 1904 года, Саратов – 16 сентября 1998, Москва)

Фотография А.М. Згуриди с Е.А. Фурцевой во время Всесоюзного кинофестиваля. 1960-е гг. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 2.
Фотография А.М. Згуриди с Е.А. Фурцевой во время Всесоюзного кинофестиваля. 1960-е гг. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 2.

Уже в конце своей долгой жизни Александр Михайлович писал:«Путь мой был путан и извилист. Я сам еще не могу дать себе точный ответ, как вышел я на дорогу, по которой шагаю и теперь и с которой не хочу сворачивать до конца дней моей жизни».

В РГАЛИ хранятся воспоминания А.М. Згуриди, где он признается, что в молодые годы мечтал стать … инструктором физкультуры! Однако во время занятий на стадионе, часто встречая операторов-документалистов и слушая их рассказы о том, как создается кино, поставил перед собой новую задачу − стать кинорежиссером.

Выдержки из режиссерского дневника съемок научно-популярного фильма А.М. Згуриди «Жизнь моря». 1938 г. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Автограф в тетради.
Выдержки из режиссерского дневника съемок научно-популярного фильма А.М. Згуриди «Жизнь моря». 1938 г. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Автограф в тетради.

Александр Михайлович вошел в историю отечественной и мировой культуры как выдающийся деятель, прежде всего, научно-популярного кино. Среди его киноработ – известные фильмы о животных «В Тихом океане», «Дорогой предков», «Сила жизни» и др., ряд художественных фильмов, среди которых − «Белый клык», «Повесть о лесном великане», «Рикки-Тикки-Тави» и др. А большинству зрителей А.М. Згуриди известен также как создатель и первый ведущий легендарной телепрограммы «В мире животных».

***

Документальное наследие Александра Михайловича хранится в РГАЛИ. Это фонд 3076, номер которого свидетельствует о сравнительно недавнем времени передачи документов в наш архив. Но история собрания имеет долгую предысторию.

Выдержки из режиссерского дневника съемок научно-популярного фильма А.М. Згуриди «В песках Средней Азии». 1943 г. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Автограф в блокноте.
Выдержки из режиссерского дневника съемок научно-популярного фильма А.М. Згуриди «В песках Средней Азии». 1943 г. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Автограф в блокноте.

Еще в 1968 году ЦГАЛИ обратился к Александру Михайловичу с предложением передать его личный архив. Примерно тогда же и с таким же предложением обратился к кинорежиссеру и Музей киностудии «Моснаучфильм». С тех пор Александр Михайлович приступил к разбору своего собрания многочисленных материалов, еще не определившись с тем, кому же доверить собственное наследие. Эта работа затянулась вплоть до конца 1980-х годов, и в 1990 году он завершил ее и передал личный фонд в ЦГАЛИ. В 2011-2012 годах архив кинорежиссера и документалиста был пополнен материалами, переданными вдовой − Наной Георгиевной Згуриди.

Архив Александра Михайловича довольно полно отображает его творческую жизнь. Большая и, вероятно, наиболее интересная часть архива –материалы о снятых кинолентах, а также записные книжки с режиссерскими заметками, начиная со второй половины 1930-х годов.

Раскадровка А.М. Згуриди отдельных сцен художественного фильма «Белый клык». 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Зарисовки, карандаш.
Раскадровка А.М. Згуриди отдельных сцен художественного фильма «Белый клык». 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Зарисовки, карандаш.

Режиссерские дневники достаточно подробны.

В архиве хранится самый первый такой дневник Александра Михайловича – восемь тетрадных листов с записями о работе над кинофильмом 1931 года «Стонгидиды».

Шарж В.И. Кулакова на А.М. Згуриди. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Рисунок, карандаш.
Шарж В.И. Кулакова на А.М. Згуриди. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1. Рисунок, карандаш.

Очень любопытен дневник по кинофильму «Жизнь моря» 1938 года, который скрупулёзно велся с начала года, а с мая – ежедневно. Александр Михайлович записывал здесь все свои идеи о замысле фильма, о ходе экспедиций, актерских пробах, ходе съемок.

Крайне интересным представляется режиссерский дневник 1942-1943 годов о документальном фильме «В песках Средней Азии». Он знаменателен не только тем, что написан Александром Михайловичем во время работы в эвакуации в Ташкенте, но и формой: если большинство дневников велось со стенографической точностью, то в записях о Средней Азии масса отвлеченных красочных зарисовок-рассказов: «Случай с беркутом», «Случай с удавом» и др.

Фотография А.М. Згуриди. Конец 1950-х гг. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1.
Фотография А.М. Згуриди. Конец 1950-х гг. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 1.

Отложились в фонде также и материалы для работы над фильмами «В дебрях, где реки бегут…», «По следам снежного человека», созданным уже в конце 1980-х годов.

Эта полнота материалов и их разнообразие позволяют проследить творческую эволюцию режиссера, разницу подходов к работе начинающего и подающего большие надежды кинохудожника в 1930-х годах и признанного мэтра киноискусства 1980-1990-х годах.

Фотография А.М. Згуриди. 1980-е гг. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 2.
Фотография А.М. Згуриди. 1980-е гг. РГАЛИ. Ф. 3076. Оп. 2.

В личном фонде А.М. Згуриди представлены весьма интересные материалы Международной Ассоциации научно-популярного кино, рукописи статей кинорежиссера о советском и зарубежном научно-популярном кино, многочисленные киносценарии и материалы к ним, в том числе и сценарии телепередач из цикла «В мире животных», автором и ведущим которых Александр Михайлович был в 1968−1975 годах.

Весьма обширны и изобразительные источники фонда. Это индивидуальные фотографии Александра Михайловича и с коллегами по цеху С.А. Герасимовым, М.К. Калатозовым, Н.Г. Клдиашвили – будущей супругой и др., фотографии рабочих моментов со съемок, его многочисленных поездок и экспедиций и др.

Отдельно стоит представить карандашный шарж на Александра Михайловича, выполненный актером Виктором Ивановичем Кулаковым в память о работе над фильмом «Повесть о лесном великане».

Н.А.Илюшин, заведующий архивохранилищем