Первые строчки песни «Медведь» часто мелькают в статьях про Михаила Горшенева. Группа Король и Шут выделяется на фоне остальных в своем жанре. Их тексты – не просто истории и метафоры, а целые сказки, рассказы, вселенные. Так и с «Медведем». За три минуты слушатель погружается в отдельный мир переживаний героя.
Надо сказать, композиция выделяется среди без того уникального творчества группы. Это одна из по-настоящему акустических историй о заколдованном человеке, при исполнении которой Михаил Юрьевич использовал те способности своего голоса, которые обычно стеснялся показать. Кстати, «Медведь» одна из немногих баллад, нравившихся отцу артиста. По достоверным данным, идея о человеке-медведе была взята у Евгения Львовича Шварца – советского русского прозаика, поэта и сценариста, пьеса «Обыкновенное чудо» 1954 года которого и стала фундаментом песни. Е.Л. Шварца считают создателем оригинальной драматургии, что справедливо подтверждается его произведениями и что, конечно же, отразилось и в песне КиШа. Заметим, сам текст принадлежит Андрею Князеву, а уже музыка – Михаилу Горшеневу. «Медведь» вошел в шестой студийный альбом «Жаль, нет ружья» 2002 года. Однако в 2008 году оригинальная аранжировка была изменена в сторону индастриал-метала.
Смысл песни довольно глубок. Главный персонаж, превращенный в медведя, потерял контроль над собой и своей судьбой, утратил веру в спасение, почувствовал опустошение, неспособность принять новые правила жизни. Естественно, в какой-то степени это можно экстраполировать на самого Михаила. Во-первых, имя: Миша-медведь. Во-вторых, музыкант был творческим человеком со сложным характером. Очевидно, ему не всегда удавалось принимать общественные ограничения, неизбежное течение жизни и независящие от него обстоятельства. Об этом как-то говорил сам Андрей Князев.
Слушатели и фанаты КиШа тоже уловили настроение композиции. Перечитав стопку форумов и обсуждений, можно выделить несколько интересных точек зрения на суть «Медведя». Кто-то считает песню поучительной историей о запрете на вмешательство в жизнь товарища. Для вторых это история о человеческих слабостях и привычках, поглощающих реальность. Для третьих – об утере смысла жизни, для четвертых – об одиночестве. И все они окажутся по-своему правы. Для меня «Медведь» всегда был о безысходности, о потере своего Я. До сих пор песня сопровождает меня в тяжелые и пасмурные дни. Очевидно и бесспорно одно: «Медведь» откликался, откликается и будет откликаться в сердцах тысяч фанатов и почитателей Короля и Шута.