Программное содержание:
- расширять представления детей о свойствах воды и значении воды в жизни человека, животных и растений;
- систематизировать знания о воде; в процессе опытов, экспериментов познакомить со свойствами воды; учить делать выводы;
- развивать любознательность, интерес к природным ресурсам, экологическую культуру;
- воспитывать бережное отношение к воде, доброжелательное отношение между сверстниками.
Оборудование: стаканы, сосуды разной формы, резиновая перчатка, стаканы с водой (чистой водой), «волшебная дорожка анализаторов», экран, мультимедийный проектор.
Ход занятия
В.
Только в садик я зашла,
Ко мне капелька пришла
(показать капельку)
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
— Дети кран закрыть забыли,
«И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
— Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льём,
Мы водичку бережём.
Капелька заулыбалась
(показать капельку, улыбается)
И у нас она осталась.
В. Почему Капелька была грустная? Что её огорчило в нашем детском саду? (не все дети закрывают кран, много воды лили).
Ребята, а вы не забываете закрывать кран? А как вы бережёте воду? (Ответы детей).
Рассматривание слайдов о бережном использовании воды (мультимедийная презентация).
В. Экономить воду можно,
Это ведь совсем не сложно.
В. Да, ребята, вода — это удивительное вещество, созданное природой. Без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Вода нужна всем. В наши краны вода поступает из рек и озёр после тщательного очищения. Поэтому водоёмы должны быть всегда чистыми, их нельзя загрязнять.
В. А сейчас Капелька предлагает вам поиграть в игру, которая помогает нам узнать, как Капелька появляется в водоёмах и куда она исчезает.
Физкультминутка «Тучка и капелька»
Проводится под музыкальное сопровождение. Дети получают бумажные короны с рисунками капелек. Воспитатель надевает такую же корону с изображением тучки. Она играет роль «тучки — мамы», а малыши — её «детки — капельки».
В. Ребята, чтобы больше узнать о воде и о её частичке капельке мы на некоторое время станем учёными — исследователями, а наша группа превратиться в маленькую лабораторию. Мы будем исследовать воду. А помогут нам в этом наши помощники — анализаторы (ухо, рука, язык, нос, глаз). Наша Капелька отправляется в путешествие по «Волшебной дорожке анализаторов».
Опыт 1. «Что вы слышите»
Дети. Течёт вода из крана.
В. Что ещё умеет делать вода?
Дети. Капать, журчать, течь…
В. А что ещё может литься, как водичка?
Дети. Молоко, чай, сок.
Опыт 2. «Какая вода?»
В. Необходимо поэкспериментировать, попробовать воду, дотронуться до неё руками, почувствовать. Только осторожно. Посмотрите, на подносе стоят ёмкости с водой. Давайте руками потрогаем воду (поисковые действия детей).
Значит, наша водичка…
Дети. Тёплая, холодная, мокрая, жидкая…
Опыт 3. «Узнаем, какая вода»
В. Наша цель — выявить, имеет ли вода форму, здесь помощниками будут наши глаза.
Наливаем воду в сосуд разной форму.
В. Какой формы у вас получилась вода в сосуде? (квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная и т.д.).
Опыт 4. «Вкус воды»
В. (пробует воду в кружке). Какая вкусная вода!
Дети тоже пробуют.
В. Насыпьте в воду сахара, помешайте и попробуйте теперь. Какой вкус у воды теперь?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса. Не все вещества растворяются в воде.
Опыт 5. «Запах воды»
В. Понюхайте чистую воду в стаканчике. Чем она пахнет?
В. (добавляет раствор чеснока). А теперь?
Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Дети выходят из волшебной лаборатории: 1, 2, 3, повернись — и в ребят превратись.
Игра «Хорошо — плохо»
В. Вода — это хорошо или плохо? Правильно, любое место, где есть вода — дом нашей капельки. И нужно очень бережно к нему относиться, чтобы все-все капельки чувствовали, как о них заботятся.
Игра «Закончи предложение»
Не могут рыбы без… (воды),
Я не могу, не можешь… (ты),
Давайте все вместе водичку… (жалеть),
И каждую капельку дружно… (беречь).
В. Ребята, вот вы и узнали, какая она, Капелька-волшебница. Для того, что она дружила с нами и никогда от нас не убегала, давайте бережно относиться к воде. Наша Капелька хочет вам, ребята, подарить своих подружек, тоже капелек, как напоминание о необходимости беречь воду. А если воду не будете беречь, то Капелька станет грустная.