Найти в Дзене
Археология+

КЛАДЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ

(С) 2014 Богачев А.В.

Самарская Лука по праву считается жемчужиной Средней Волги. Ее неповторимая природа удивительным образом сочетается с уникальными памятниками истории и культуры. Археологическое наследие этой земли уже не одно десятилетие изучается самарскими археологами.

Активными участниками происходивших на Средней Волге в IV– IX веках событий были ираноязычные, славянские, германские, финские, тюркские и угорские племена. Некоторые из них пришли в этот регион с запада, другие – с востока. Одни обрели в Поволжье новую родину, другие, огненным вихрем промчавшись через эти земли, оставили после себя лишь пепелища сожженных поселков, да могилы своих убитых в битвах сородичей.

Увы, мы не знаем названий этих древних поселений и имена погребенных под курганами людей. А находимые там орудия труда, оружие, предметы утвари и украшения – всего лишь немые свидетели тех, отдаленных от нас временем, событий. Однако, при наличии определенных исследовательских навыков и эти артефакты можно «разговорить», и иногда даже узнать – у какого именно народа эти вещи были в обиходе.

Славяне, средь прочих народов той поры, выделялись особым погребальным обрядом (они сжигали своих умерших сородичей на погребальных кострах, а очищенные от золы кости кочкой складывали в небольших размеров погребальную яму), своей керамической посудой, своими домостроительными традициями, своими орудиями труда, оружием, амулетами-оберегами.

Долгое время считалось, что ранняя история славян связана исключительно с районами междуречья Одера, Вислы и Днепра. Однако в 1980-е годы основатель самарской археологической школы мой учитель Галина Ивановна Матвеева выступила с невероятно смелой для того времени гипотезой, согласно которой славяне уже на ранних этапах своей истории освоили и Среднее Поволжье. Она полагала, что именьковская археологическая культура (названа по памятнику, исследованному у села Именьково в Татарстане) оставлена каким-то из славянских народов, переселившемся в наш регион из Поднепровья и Полесья во второй четверти I тыс. н.э.

Это предположение самарской исследовательницы вызвало бурную научную дискуссию, в которой приняли активное участие ведущие исследователи из Москвы, Ленинграда, Киева, Казани, Уфы и других городов тогдашнего СССР. Но уже 1990-е годы точка зрения Г.И. Матвеевой была поддержана целым рядом ученых, в частности (и это важно!), ведущим отечественным археологом-славистом академиком В.В.Седовым. В настоящее время положение о том, что в эпоху раннего средневековья на Средней Волге проживала крупная группировка славянских племен, прочно закрепилось в археологической науке и даже успело войти в официальные современные энциклопедии.

Но вот как звался (назывался) народ, скрывающийся за сугубо условным археологическим обозначением – именьковская культура? Письменные источники I тыс. н.э. говорят о трех больших славянских народах: склавинах, антах и венедах. Причем, последних (венедов) древние хронисты иногда рассматривают в качестве предков двух первых (склавинов и антов). Вот что в частности пишет историк VI века Иордан: «… от истока реки Вистулы (Вислы – Авт.) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами… Анты же самые могущественные из них…».

А вот, что в том же VI веке написал об этих народах византийский император Маврикий: «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле… все ценное из своих вещей они закрывают в тайнике, не держа открыто ничего лишнего».

В моей достаточно длительной научной археологической практике мне лишь дважды в полевых условиях довелось напрямую соприкоснуться с такого рода кладами-тайниками. Это случилось на Самарской Луке, которая более тысячи лет тому назад являлась самой южной окраиной мира средневолжских славян.

В начале 1980-х годов я (тогда еще студент) принимал участие в раскопках укрепленного поселения славян, находящегося у современной пристани Лбище. Необычность Лбищенского городища, помимо всего прочего, в сложной системе его оборонительных сооружений, в частности, в наличии выступов-бастионов. Судя по найденным здесь человеческим скелетам, поселение это погибло в результате набега кочевников (возможно гуннов). Вероятно набег был внезапным. Об этом, в частности, свидетельствует найденная у домашних очагов практически целая посуда. С другой стороны, когда, по словам русского историка Карамзина шла война «каждого против каждого и всех против всех», любое нашествие врагов было перманентно ожидаемым. Ожидаемая опасность заставляла людей прятать свое наиболее ценное имущество. Железные молот, клещи и два топора, найденные археологами на городище Лбище в неглубокой ямке, являлись средствами производства и продукцией древнеславянского кузнеца.

Городище Лбище на Самаской Луке.
Городище Лбище на Самаской Луке.

А вот клад, который я обнаружил в 1984 году во время раскопок Кармалинского городища, что близ деревни Севрюкаево, был спрятан древнеславянским ювелиром (златокузнецом) поглубже. Городище это расположено в верховьях правого отрога Аскульского оврага. Оно защищено сложной системой укреплений, состоящей из трех рвов и двух валов. Клад находился в глубокой хозяйственной яме, под слоем обгорелого проса, рядом с большим каменным жерновом и керамическими горшками. Он включал в себя шесть серебряных иранских монет – драхм, шейную гривну, наконечник ремня, а также обломок серебряной пластины и небольшой рулончик золотой фольги. Драхмы, отчеканенные во время правления иранской династии Сасанидов, отличались хорошей сохранностью, не имели серьезных повреждений (отверстий, петелек для подвешивания и др.). Три драхмы были отчеканены в период правления Кавада (488-497, 499-531 годы) и четыре – Хосрова I(531-579 гг.). И поскольку товарно-денежных отношений у славян VI века не было – монеты для них ничего не значили, но серебро, из которого они были изготовлены, переплавлялось в украшения – подвески, кольца, гривны. Таким образом, Кармалинский клад, содержал и готовую ювелирную продукцию (гривну), и материал для будущих изделий мастера. Увы, судя по тому, что он не вернулся за своим сокровищем, будущего у златокузнеца не было… Но зато у его продукции, выкопанной, в полном смысле слова, из земли, есть и настоящее и будущее. Для новой жизни старинных вещей в нашем городе и существуют музеи, в которых они демонстрируются!

Сасанидские монеты и керамика (Кармалы), антропоморфные фигурки-амулеты (Ош-Пандо-Нерь II, Романовка), большой дом столбовой конструкции (Старая Майна).
Сасанидские монеты и керамика (Кармалы), антропоморфные фигурки-амулеты (Ош-Пандо-Нерь II, Романовка), большой дом столбовой конструкции (Старая Майна).

Кем же были эти люди, жившие на Самарской Луке полторы тысячи лет назад, на каком языке говорили? Профессор Матвеева полагала, что это были славяне. Но какие именно: венеды, склавины или анты? Сравнительный анализ письменных и археологических источников привел меня к убеждению, что переселившиеся сюда из районов Поднепровья и Полесья, славяне были этническими антами. И бежали они оттуда по причине жуткой по своим последствиям войны с германцами-готами, некоторые эпизоды которой описаны Иорданом в отрывке, рассказывающем о вторжении на их территорию остготского вождя Винитария, который «стремился проявить собственную доблесть [и] двинул войско в пределы антов. И когда подошел к ним, был побежден в первой стычке, затем повел [себя] более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных».

Вероятно именно эта беда, сравнимая по своему трагедийному накалу с фольклорно-историческими преданиями, заставила часть антов уйти в конце IV века на Среднюю Волгу. Оставленные ими здесь памятники, археологи обозначают термином «именьковская культура». Клады IV-VI вв. антов-«именьковцев» автору этих строк посчастливилось исследовать на Самарской Луке.

Погребение-кремация, керамика и украшения из памятников именьковской культуры Среднего Поволжья (Роджественский II могильник, Кармалинское городище).
Погребение-кремация, керамика и украшения из памятников именьковской культуры Среднего Поволжья (Роджественский II могильник, Кармалинское городище).

На нашем канале вы можете посмотреть видео про Городище Лбище и Клады