(С) 2014 Богачев А.В.
Самарская Лука по праву считается жемчужиной Средней Волги. Ее неповторимая природа удивительным образом сочетается с уникальными памятниками истории и культуры. Археологическое наследие этой земли уже не одно десятилетие изучается самарскими археологами.
Активными участниками происходивших на Средней Волге в IV– IX веках событий были ираноязычные, славянские, германские, финские, тюркские и угорские племена. Некоторые из них пришли в этот регион с запада, другие – с востока. Одни обрели в Поволжье новую родину, другие, огненным вихрем промчавшись через эти земли, оставили после себя лишь пепелища сожженных поселков, да могилы своих убитых в битвах сородичей.
Увы, мы не знаем названий этих древних поселений и имена погребенных под курганами людей. А находимые там орудия труда, оружие, предметы утвари и украшения – всего лишь немые свидетели тех, отдаленных от нас временем, событий. Однако, при наличии определенных исследовательских навыков и эти артефакты можно «разговорить», и иногда даже узнать – у какого именно народа эти вещи были в обиходе.
Славяне, средь прочих народов той поры, выделялись особым погребальным обрядом (они сжигали своих умерших сородичей на погребальных кострах, а очищенные от золы кости кочкой складывали в небольших размеров погребальную яму), своей керамической посудой, своими домостроительными традициями, своими орудиями труда, оружием, амулетами-оберегами.
Долгое время считалось, что ранняя история славян связана исключительно с районами междуречья Одера, Вислы и Днепра. Однако в 1980-е годы основатель самарской археологической школы мой учитель Галина Ивановна Матвеева выступила с невероятно смелой для того времени гипотезой, согласно которой славяне уже на ранних этапах своей истории освоили и Среднее Поволжье. Она полагала, что именьковская археологическая культура (названа по памятнику, исследованному у села Именьково в Татарстане) оставлена каким-то из славянских народов, переселившемся в наш регион из Поднепровья и Полесья во второй четверти I тыс. н.э.
Это предположение самарской исследовательницы вызвало бурную научную дискуссию, в которой приняли активное участие ведущие исследователи из Москвы, Ленинграда, Киева, Казани, Уфы и других городов тогдашнего СССР. Но уже 1990-е годы точка зрения Г.И. Матвеевой была поддержана целым рядом ученых, в частности (и это важно!), ведущим отечественным археологом-славистом академиком В.В.Седовым. В настоящее время положение о том, что в эпоху раннего средневековья на Средней Волге проживала крупная группировка славянских племен, прочно закрепилось в археологической науке и даже успело войти в официальные современные энциклопедии.
Но вот как звался (назывался) народ, скрывающийся за сугубо условным археологическим обозначением – именьковская культура? Письменные источники I тыс. н.э. говорят о трех больших славянских народах: склавинах, антах и венедах. Причем, последних (венедов) древние хронисты иногда рассматривают в качестве предков двух первых (склавинов и антов). Вот что в частности пишет историк VI века Иордан: «… от истока реки Вистулы (Вислы – Авт.) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются славянами и антами… Анты же самые могущественные из них…».
А вот, что в том же VI веке написал об этих народах византийский император Маврикий: «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле… все ценное из своих вещей они закрывают в тайнике, не держа открыто ничего лишнего».
В моей достаточно длительной научной археологической практике мне лишь дважды в полевых условиях довелось напрямую соприкоснуться с такого рода кладами-тайниками. Это случилось на Самарской Луке, которая более тысячи лет тому назад являлась самой южной окраиной мира средневолжских славян.
В начале 1980-х годов я (тогда еще студент) принимал участие в раскопках укрепленного поселения славян, находящегося у современной пристани Лбище. Необычность Лбищенского городища, помимо всего прочего, в сложной системе его оборонительных сооружений, в частности, в наличии выступов-бастионов. Судя по найденным здесь человеческим скелетам, поселение это погибло в результате набега кочевников (возможно гуннов). Вероятно набег был внезапным. Об этом, в частности, свидетельствует найденная у домашних очагов практически целая посуда. С другой стороны, когда, по словам русского историка Карамзина шла война «каждого против каждого и всех против всех», любое нашествие врагов было перманентно ожидаемым. Ожидаемая опасность заставляла людей прятать свое наиболее ценное имущество. Железные молот, клещи и два топора, найденные археологами на городище Лбище в неглубокой ямке, являлись средствами производства и продукцией древнеславянского кузнеца.
А вот клад, который я обнаружил в 1984 году во время раскопок Кармалинского городища, что близ деревни Севрюкаево, был спрятан древнеславянским ювелиром (златокузнецом) поглубже. Городище это расположено в верховьях правого отрога Аскульского оврага. Оно защищено сложной системой укреплений, состоящей из трех рвов и двух валов. Клад находился в глубокой хозяйственной яме, под слоем обгорелого проса, рядом с большим каменным жерновом и керамическими горшками. Он включал в себя шесть серебряных иранских монет – драхм, шейную гривну, наконечник ремня, а также обломок серебряной пластины и небольшой рулончик золотой фольги. Драхмы, отчеканенные во время правления иранской династии Сасанидов, отличались хорошей сохранностью, не имели серьезных повреждений (отверстий, петелек для подвешивания и др.). Три драхмы были отчеканены в период правления Кавада (488-497, 499-531 годы) и четыре – Хосрова I(531-579 гг.). И поскольку товарно-денежных отношений у славян VI века не было – монеты для них ничего не значили, но серебро, из которого они были изготовлены, переплавлялось в украшения – подвески, кольца, гривны. Таким образом, Кармалинский клад, содержал и готовую ювелирную продукцию (гривну), и материал для будущих изделий мастера. Увы, судя по тому, что он не вернулся за своим сокровищем, будущего у златокузнеца не было… Но зато у его продукции, выкопанной, в полном смысле слова, из земли, есть и настоящее и будущее. Для новой жизни старинных вещей в нашем городе и существуют музеи, в которых они демонстрируются!
Кем же были эти люди, жившие на Самарской Луке полторы тысячи лет назад, на каком языке говорили? Профессор Матвеева полагала, что это были славяне. Но какие именно: венеды, склавины или анты? Сравнительный анализ письменных и археологических источников привел меня к убеждению, что переселившиеся сюда из районов Поднепровья и Полесья, славяне были этническими антами. И бежали они оттуда по причине жуткой по своим последствиям войны с германцами-готами, некоторые эпизоды которой описаны Иорданом в отрывке, рассказывающем о вторжении на их территорию остготского вождя Винитария, который «стремился проявить собственную доблесть [и] двинул войско в пределы антов. И когда подошел к ним, был побежден в первой стычке, затем повел [себя] более храбро и короля их по имени Боз с сыновьями его и 70 знатными людьми распял, чтобы трупы повешенных удваивали страх покоренных».
Вероятно именно эта беда, сравнимая по своему трагедийному накалу с фольклорно-историческими преданиями, заставила часть антов уйти в конце IV века на Среднюю Волгу. Оставленные ими здесь памятники, археологи обозначают термином «именьковская культура». Клады IV-VI вв. антов-«именьковцев» автору этих строк посчастливилось исследовать на Самарской Луке.
На нашем канале вы можете посмотреть видео про Городище Лбище и Клады