Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Занятие по коррекции звукопроизношения для детей старшей группы (5—6 лет) с дизартрией «Расколдуем лесных жителей»

Оглавление

Программные задачи:

  • закреплять умение произносить звук [л] в словах, дифференцировать звуки [л], [л’], подбирать слова-антонимы;
  • развивать фонематический слух, общую, пальчиковую, артикуляционную и мимическую моторику;
  • воспитывать гуманное и бережное отношение ко всем живым существам.

Материал и оборудование: изображения отгадок (лыжи, лопата, ёлка, белка), на обратной стороне которых изображена дощечка для импровизированного моста, 2 магнитных доски, мультимедийная установка, карточки с изображением символов отгадок, мяч, силуэты ёлок синего и зелёного цвета из картона, игрушка снеговик, украшенная коробка, по количеству детей: зеркала, снежинки из салфеток, снежинки и плосткостные силуэты ёлочных игрушек на магнитах с изображением предметов на обратной стороне.

Ход занятия

Педагог (П.). Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть в такой прекрасный зимний день!

Мне пришло SMS от лесных жителей с просьбой о помощи. Злая волшебница заколдовала их, превратив в ледяные фигуры. Но они успели отправить мне сообщение. Давайте отправимся в заколдованный лес и спасём лесных жителей. Согласны? (Да.) Сейчас зима, как бы нам не замёрзнуть.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки летят»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.

(Соединив пальцы рук вместе в виде тучи, поднять руки.)

Вдруг из тучи над землёй

Полетел снежинок рой.

(Поворачивая кисти рук с растопыренными пальцами вправо-влево, медленно опустить руки.)

Ветер дунул, загудел —

Рой снежинок вверх взлетел.

(Подуть на воображаемую снежинку на ладони.)

Ветер с ними кружится,

Может быть, подружатся.

(Опускать руки, вращая кистями.)

Т. Чернова

П. Пора отправляться. Чтобы справиться со всеми испытаниями, которые приготовила злая волшебница, нам нужно подготовиться. Давайте сделаем зарядку. Возьмите зеркала.

Очень рады мы приходу зимы.

(Упражнение «Улыбка».)

Впереди лыжня-дорога,

Мы по ней пройдём немного.

(Упражнение «Иголочка».)

Чтоб слепить снеговика,

Надо сделать три комка.

(Круговые движения языком, не касаясь губ. Рот открыт.)

А теперь, ребятки, мы возьмём лопатки.

(Упражнение «Лопатка».)

Чтобы кататься с горы, санки-ледянки нам нужны.

(Упражнение «Чашечка».)

Разрезаем лёд катка острым лезвием конька.

(Кончиком языка водить по верхним и нижним зубам: движения вперёд-назад.)

Будем чистить снег с дорожек и со своих сапожек.

(Упражнение «Почистим зубки».)

На гору мы взбираемся, с горы вниз спускаемся.

(Упражнение «Маляр».)

Упражнение на дыхание

П. Подул зимний ветерок, полетел снежок, засыпал всё вокруг. Это злая волшебница замела все тропинки, чтобы мы не попали в заколдованный лес. Помогите мне расчистить дорогу. (Раздаёт снежинки из салфеток.) Вы умеете правильно дуть? (Да.) Расскажите, пожалуйста, как это надо делать. (Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем.)

Дети дуют на снежинки.

П. Молодцы, помогли расчистить дорогу от снега. Можем продолжить путешествие. Чтобы попасть в заколдованный лес, нам нужно перебраться на другую сторону реки. Но злая волшебница разрушила мост. Если вы отгадаете её загадки, мост вернётся на место. Слушайте внимательно.

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем —

Снежный экстра-класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит… (Лыжи).

Н. Иванова

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать гору, строить дом. (Лопата.)

Стоит колючая, как ёж, —

В лесу её мы встретим.

И сразу, будто, не поймёшь —

Зимою в платье летнем. (Ёлка.)

В. Тунников

Орешков зрелых насушила,

В кладовку на зиму сложила

И скачет радостно сама —

Ей не страшна теперь зима. (Белка.)

М. Позняков

На каждую отгадку демонстрируется карточка с изображением символа отгадки, на обратной стороне которой изображена дощечка для импровизированного моста. Карточки выкладываются друг за другом в виде моста.

П. Молодцы. Вы отгадали все загадки. Какой звук встречается во всех словах-отгадках? (Звук [л].) Да, этот звук поможет нам справиться и с остальными заданиями злой волшебницы. Для того чтобы он помог, нужно вспомнить, что делает наш язычок, когда мы произносим звук [л]? (Кончик широкого язычка прячется за зубами, прижимается к ним.) Сейчас мы пройдём по мосту и попадём в заколдованный лес.

Дети по импровизированному мосту попадают в «заколдованный лес».

П. Пора продолжить наш путь.

Мы на лыжах в лес пойдём,

Там взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Нелегка будет дорога.

(Дети машут руками, имитируя «бег на лыжах».)

Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

(Повороты туловища вправо-влево.)

П. Это злая волшебница отправила навстречу метель из множества снежинок, чтобы помешать нам добраться до лесных жителей. Снежинки эти не простые, а волшебные. Если перевернуть их, то с другой стороны можно увидеть изображение какого-либо предмета. Если вы найдёте снежинки с изображениями, в названии которых есть звук [л], метель успокоится.

Дети подходят к магнитной доске, возле которой на столе лежат снежинки. Каждый переворачивает свою снежинку, называет изображение на её обратной стороне. Затем дети прикрепляют на доску те, в названии изображений которых есть звук [л].

П. Молодцы. Вы справились и с этим заданием, мы можем продолжить свой путь.

На лыжах по лесу идём,

Снова взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Нелёгкая у нас дорога.

(Дети машут руками, имитируя «бег на лыжах».)

П. Ой, дальше не пройти. Нам дорогу перегородили заколдованные ёлки. (На магнитных досках размещены силуэты ёлок синего и зелёного цвета, внизу — плоскостные силуэты ёлочных игрушек.) Какие под ёлками красивые игрушки! Они тоже особенные: на обратной стороне — изображения различных предметов.

Ребята, вы расколдуете ёлки, если украсите их. Игрушки с изображениями, в названиях которых есть звук [л], нужно повесить на синюю ёлку, а теми, в названии которых звук [л’], украсьте зелёную ёлку. Начинайте!

Дети называют изображённые предметы, определяют наличие звуков [л],[л’] и размещают игрушки на соответствующую ёлку.

П. Ёлки расступились. Значит, вы выполнили задание правильно.

На лыжах по лесу идём,

Снова взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Нелёгкая у нас дорога.

(Дети машут руками, имитируя «бег на лыжах».)

П. Кто это у нас на пути? (Это снеговик.) Злая волшебница приказала ему охранять заколдованных лесных жителей. Снеговик предлагает нам сыграть в его любимую игру. Если вы справитесь, жители будут спасены.

Игра «Слова наоборот»

Педагогический работник называет слово и бросает по очереди мяч одному из детей. Ребёнок называет слово-антоним и возвращает мяч. Добрый —… (злой), лёгкий —… (тяжёлый), горький —… (сладкий), тёмный —… (светлый), чёрный —… (белый), пустой —… (полный), грустный —… (весёлый).

П. Вы спасли животных — они расколдованы! Молодцы, что не бросили их в беде!

На экране одно за другим появляются изображения животных в заснеженном лесу (волк, белка, лиса, заяц, лось, кабан, зубр).

П. Звери благодарят вас за спасение и передают подарки. (Показывает украшенную коробку.) Нам пора возвращаться. Прощайтесь и отправляемся в путь. Погода хорошая, светит солнце, вьюги нет, дорога свободна. Обратный путь будет веселей.

На лыжах по лесу идём,

Снова взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Домой у нас сейчас дорога.

(Дети машут руками, имитируя «бег на лыжах».)

П. Мы вышли из леса. А вот и наша река, только моста нет… Вместо брёвен какие-то символы. Если мы их разгадаем, то сможем перебраться на другую сторону.

Дети, глядя на символы, вспоминают слова-отгадки, которые они разгадывали ранее. При правильном ответе из-под карточки с изображением символа извлекается изображение отгадки, затем — «дощечка» для импровизированного моста.

Дети, отгадав слова зашифрованные символами переходят по «мосту» на другую сторону.

П. Вот мы и вернулись в детский сад. Что вам понравилось во время путешествия? Какое задание было самым сложным? (Ответы детей.) Вы молодцы, справились со всеми заданиями и спасли животных!