Николай Иванович Фешин (26 ноября — 8 декабря 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния) — российский и американский художник. Живописец, график, скульптор, резчик, представитель импрессионизма и модерна.
Фешин был хорошо известен в России и СССР, в США его считают национальным американским художником. Он создал более 2000 работ, находящихся в коллекциях более 30 музеев США, не считая частных коллекций. Самая большая коллекция произведений Николая Фешина в России находится в Музее изобразительных искусств Татарстана (Картинная галерея «Хазин» в Казанском Кремле). Его работы также представлены в музеях Санкт-Петербурга, Чебоксар, Козьмодемьянска, Кирова, в частных коллекциях.
Это был тонкий русский художник, поселившийся в Соединенных Штатах после революции, но отождествлявший себя гораздо больше с коренными американцами, чем с поселенцами, принявшими его.
Фешин родился в 1881 году в Казани, ныне столице российского Татарстана. В 1901 году Фешин переехал в Санкт-Петербург, чтобы изучать искусство у Ильи Репина, самого известного русского художника XIX века. Там он получил премию, которая позволила профинансировать тур по Европе, где его картины были выставлены наряду с работами французских импрессионистов, таких как Моне, Ренуар и Писсарро.
В 1923 году, в возрасте 42 лет, он переехал в Америку, спасаясь от хаоса послереволюционной России. Он думал, что проведет всего несколько лет, но оказалось, что это навсегда. (После его смерти в Калифорнии в 1955 году его дочь Эйя в конце концов привезла его прах на родину). Фешин жил в ряде городов восточного и западного побережья Америки: Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Санта-Монике и Таосе, штат Нью-Мексико. Каждый раз он был вынужден переезжать из-за плохого здоровья или распада брака.
Но несмотря на постоянные перипетии в личной жизни, стиль Фешина оставался удивительно последовательным. Он увлекался пейзажами (особенно во время пребывания в пустыне Нью-Мексико), но был прежде всего портретистом. Он гордился своей стилистической выдержанностью и пренебрежительно относился к подписям, говоря, что зрители должны узнавать художника только по стилю.
Полотна Фешина действительно несут на себе следы его прикосновений, в буквальном смысле: он сам готовил свои холсты, а иногда и пальцами добивался нужного эффекта. Великолепны его живописные натюрморты.
Как истинный импрессионист, Фешин писал с натуры, не делая подготовительных рисунков. Это объясняет грубость и мечтательность его картин, которые колеблются между точными деталями и почти абстракцией, а углы холста иногда остаются мучительно незавершенными. Художник явно радовался возможностям цвета. Тон кожи на его портретах состоит из великолепной смеси бледно-розового, светло-оранжевого, ослепительно белого, теплого зеленого и глубокого синего.
Великолепны его работы в жанре ню.
Поразительны, совершенны живописные и графические карандашные портреты американцев разных национальностей.
После его смерти дочь Фешина рассказала, что ее отец так и не смог полностью адаптироваться к американской жизни. Несмотря на свой критический и коммерческий успех в Америке, Фешин всегда чувствовал себя изгнанником, и его часто называли «татарским художником» из-за его рождения в Татарстане. Он даже попытался воссоздать свою родину за границей, используя методы резьбы по дереву своего отца, чтобы украсить свой дом в Таосе, штат Нью-Мексико, где сейчас находится музей его работ.
Казанское художественное училище, где Фешин преподавал, ныне носит его имя.
Ещё несколько работ Н.И. Фешина вы можете посмотреть и обсудить в Телеграм канале нашей изостудии в Красноярске: https://t.me/toptop_art/234