На летном поле у невзрачного «кукурузника» почему-то собралась большая толпа. Такого количества народу на рейс №179 Ленинград — Приозерск не могло быть в принципе, ведь Ан-2 вмещал всего 12 человек. Все они вереницей шагали по бетонке, и с каждым шагом убеждались, что стоящие у трапа крепкие парни в спортивных штанах — это по их душу. Так оно и произошло. Женщин и детей быстро и профессионально отделили от толпы, а с мужчинами не церемонились. Побросали на теплый бетон полосы и прижали голову к земле. Очки, изогнувшись встали поперек лица, а за спиной холодно звякнула сталь наручников.
Вот так закончилась операция «Свадьба», как ее назвала группа евреев, собравшихся бежать из СССР летом 1970 года. Да не просто бежать, а на угнанном самолете, захват которого предполагалось осуществить быстро и стремительно.
Выбраться из Союза
Вплоть до конца 70-х годов эмиграция из СССР была чрезвычайно затруднена. Государство не признавало права на свободный выезд из страны, и выдача разрешений зависела исключительно от воли властей. Особенно острая ситуация сложилась с советскими евреями, стремившимися выехать в Израиль. Органы одобряли только пятую часть из всех поданных заявок, что в численном выражении составляло ничтожно малое количество.
Остальных называли словом «отказники». Им выезд был запрещен полностью и без права на обжалование решения. Получалось так, что у отказников не существовало легального способа покинуть Советский Союз. А коли так, то некоторые отчаянные и смелые евреи были готовы к радикальным мерам, чтобы пересечь границу страны.
В ноябре 1969 года один из таких — бывший военный летчик Марк Дымшиц — предложил своим товарищам-отказникам угнать самолет. Решение только на первый взгляд выглядело фантастично, но в изложении Дымшица приняло вполне осязаемые и даже реальные формы.
И крылья эту «свадьбу» вдаль несли
Суть его заключалась в том, чтобы заполнить салон пассажирского самолета максимальным количеством евреев-отказников. Знать все детали им не полагалось, и они должны были сыграть роль молчаливой массовки и группы поддержки. Среди пассажиров находилось ядро группы захвата — Дымшиц и несколько надежных товарищей. В качестве воздушного средства выбрали Ту-124 вместимостью 50 человек рейса Ленинград — Мурманск. После взлета предполагалось нейтрализовать экипаж (5 человек), никого не убивать, а просто обездвижить. За штурвал потом садился Марк Дымшиц и менял курс вместо Мурманска на Финляндию. Впрочем, если пилоты оказывались сговорчивыми, то роль Дымшица сводилась бы к простому контролю и наблюдению за ходом полета.
Чтобы объяснить службам в аэропорту массовое скопление представителей диаспоры на обычном рейсе, придумали легенду, что они все едут на свадьбу. Само собой возникло и название операции — «Свадьба».
Дымшиц и компания готовились к ней девять месяцев. Марк несколько раз летал в качестве пассажира этим маршрутом, успел завязать знакомство с пилотами, попутно выяснив, что хоть оружие им и выдается, но с собой в рейс летчики его не берут. В это время лидер ленинградской подпольной сионисткой группы Гилель Бутман искал отказников, формируя из них коллектив будущей «свадьбы». Все подробности плана излагались только особо проверенным людям, а остальным просто предлагали «рисковый способ попасть в Израиль».
Операция была назначена на 2 мая 1970 года. Но в последний момент ее отменил сам же Дымшиц. Возникло много вопросов, которые на этапе подготовки казались второстепенными. Например, что делать с пилотами, если они не испугаются и проявят характер? Или как управлять Ту-124 без каких бы то ни было практических навыков пилотирования именно этой машины? А что, если придется уходить от погони, маневрировать в воздухе — Дымшиц боялся не справиться с задачей. К тому же, как ни старался друг Бутман, а 50 отказников он так и не собрал. Это означало привлечение обычных пассажиров, которые могли повлиять на фактор риска.
Свадьба. Попытка номер два
В общем, операцию «Свадьба» пришлось отменять. Но вместо нее неугомонный Дымшиц предложил провести «Свадьбу-2». Всё то же самое, только вместо громоздкого Ту-124 угнать легкий «кукурузник» Ан-2. Эти самолеты активно использовались на местных линиях. Например, в Приозерск, от которого до финской границы было 70 километров — всего-то 15 минут полета.
Главное, количество пассажирских мест в Ан-2 равнялось 12. А такое количество отказников набиралось легко. Пришлось даже устраивать некий конкурс и отбирать самых достойных. Тем временем в операции отказался участвовать идейный лидер угонщиков Гилель Бутман. По своим каналам ему удалось связаться с Израилем и узнать мнение властей о предстоящем угоне. Разумеется, Израиль посоветовал навсегда забыть об этой затее и не впутывать государство в темную криминальную историю.
Бутман отказался, но Дымшица уже было не остановить. С Ан-2 он управляться умел, экипаж «кукурузника» составлял всего 2 человека, доступ к ним в кабину имелся вполне открытый, к тому же предполагалось пилотов вообще не задействовать. Как так? А вот как.
На рейс №179 Ленинград — Приозерск в городе на Неве садилось 12 человек. Все отказники во главе с Дымшицем. Не все, правда, были евреями — бежать за границу изъявили желание два русских диссидента: Алексей Мурженко и Юрий Федоров. В случае чего «свадьба» получалась уже не такой моноэтнической и не должна была вызвать подозрений.
Полет проходит в штатном режиме. Но после посадке в Приозерске Дымшиц с «группой захвата» нейтрализует пилотов, связывает их и оставляет на летном поле. На этом этапе к угонщикам присоединяется еще четыре человека, которым не досталось места в Ленинграде. Самолет быстро взлетает, и через 15 минут советско-финскую границу пересекает Марк Дымшиц и 15 его счастливых друзей.
Казалось, все продумали до мелочей, все учли. В качестве оружия взяли с собой самодельный револьвер и дубинки. Арсенал также пополнили увесистый кастет, веревки, кляпы и туристический топорик. Последний был предметом «двойного назначения» — подошел бы, если пришлось совершить посадку где-то в глуши (дров нарубить) и одновременно служил предметом устрашения для пилотов.
Суровый приговор
Но продумав план, Дымшиц и его друзья не учли одного. А именно: как четко и слажено умеет работать советский КГБ, и насколько у него много информаторов в еврейской среде. Предстоящий угон не был секретом для чекистов. Зная дату проведения операции (15 июня), они всего лишь поджидали будущих угонщиков у трапа самолета еще в Ленинграде. Причем, даже не таясь. А зачем?
Словно предчувствуя беду, Дымшиц с семьей отказался выходить из здания аэровокзала «Смольное». Главный угонщик просто испугался, и соратникам стоило немалых сил убедить его выйти на поле. По мере приближения к самолету «свадебному коллективу» становилось понятно, что никуда они сегодня не полетят. Это потом, спустя 20–30 лет, они рассказывали в интервью, что были в курсе чекистской слежки и решили все равно выйти на акцию, чтобы привлечь всеобщее внимание к проблеме отказников в СССР. Однако не исключено, что угонщики до конца верили в свой план.
Как бы то ни было, всех задержали, включая приозерскую «четверку» и отказавшегося принимать участие в угоне Бутмана. А потом следствие и суд. Приговор удивил своей суровостью — Дымшица и его ближайшего соратника Эдуарда Кузнецова приговорили к расстрелу, остальные получили срока от 4 до 15 лет. Дочерей Дымшица и его супругу признали невиновными.
Угон — это преступление, как его не объясняй
Столь жестокий приговор имел свое объяснение. Пока шло следствие, в СССР произошел вооруженный угон воздушного судна. Литовец Бразинскас и его 13-летний сын захватили Ан-24 и открыв огонь по экипажу, вынудили его лететь в Турцию. Несколько человек тогда получили ранения, а 19-летняя стюардесса Надежда Курченко погибла. Негодяи сумели уйти из рук правосудия — Турция их не выдала. Разумеется, после этого случая рассчитывать на мягкий приговор фигурантам «ленинградского дела» уже не приходилось.
Однако Дымшица и Кузнецова не расстреляли. Поднявшаяся в мире шумиха и протесты сыграли свою роль — казнь заменили на 15-летнее заключение. Впрочем, и этот срок они не отсидели. В 1979 году Марка Дымшица, Эдуарда Кузнецова и еще троих участников угона обменяли на двоих советских разведчиков, задержанных в США. Вот так евреи, наконец, оказались в вожделенном Израиле.
Вскоре им компанию составили и прочие фигуранты «ленинградского дела», отсидевшие и сумевшие эмигрировать из СССР вполне легально. Часть из них стали влиятельными персонами, и по прошествии лет это событие старались трактовать в более благовидном свете. Но, по сути, угон самолета, как его не трактуй, остается угоном. И неважно, с какой целью его совершают. Именно об этом и написали «Известия», комментирую приговор: «Дымшица и компанию судили за те реальные деяния, которые они совершили: за приготовление к опаснейшему преступлению — к бандитскому нападению на экипаж самолёта».
Коротко и по делу.
Упомянутый выше угон Ан-24 с человеческими жертвами стал первым в СССР вооруженным нападением на экипаж и пассажиров. Про него стоит рассказать отдельно 👇:
(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: fontanka.ru; aif.by; ru.wikipedia.org)