Найти тему
Жорик – историк

Первый в истории СССР угон самолета за границу

Оглавление

Расстояние между городами Батуми и Сухуми 162 километра по прямой через Черное море. Для самолета это пустяк – взлет и через 20 минут посадка. Именно поэтому в советское время на таких маршрутах использовались Ан-24 – небольшие пассажирские самолеты третьего класса, «воздушное такси», как их тогда называли.

Попасть на его борт было не сложнее, чем зайти в троллейбус – никаких досмотров и рамок металлоискателей. Бери с собой любой багаж, никто и слова не скажет. Поэтому на представительного военного в форме капитана и щуплого подростка со спортивными сумками в руках никто не обратил внимание. Они прошли в небольшой салон и спокойно расположились за кабиной пилотов.

Напомнил о себе «военный» уже сразу после того как самолет набрал высоту. Нехорошо улыбаясь, он подозвал стюардессу Надю Курченко и протянул ей конверт без опознавательных знаков. «Отнеси его пилотом», – глядя в глаза бортпроводнице приказал «капитан» и поднялся со своего места. Заподозрив в странной просьбе подвох, Надежда справилась с волнением и направилась к кабине пилотов. Следом за ней шагнул «военный», доставая на ходу из сумки обрез.

Отец и сын Бразинскасы/ ©  Wikimedia
Отец и сын Бразинскасы/ © Wikimedia

«Нападение! У них оружие!», – успела крикнуть Надя Курченко прежде чем раздался первый выстрел.

Да, это было нападение — первый в СССР вооруженный захват воздушного судна, закончившийся, к сожалению, успешно. 15 октября 1970 года отец и сын Бразинскасы захватили Ан-24, под дулами обрезов заставили пилотов изменить курс и приземлиться в Турции.

Побег от расплаты

Пранас Бразинскас родился в Литве в 1924 году. Когда началась война, парню было 17 лет. Приход фашистов в Прибалтику он приветствовал обеими руками, рьяно принявшись помогать немцам, работая на сборке понтонных мостов. Наверное, в силу возраста, а может по каким другим причинам, но после 1945 года его не привлекли к ответственности за коллаборационизм. Пранас обосновался в небольшом литовском городке, устроился завхозом в школу, женился, вскоре родился сын.

Должность завхоза позволяла иметь доступ к мат. ценностям. Бразинскас стал воровать. Попался. Первый приговор мягкий – год исправительных работ. Но воровать он не бросил. Снова попался. На сей раз приговор был строже – 5 лет с конфискацией имущества. Через три года освобождение по УДО и переезд в Коканд. Там Бразинскас развернулся на полную – организовал подпольную фирму по продаже запчастей из Литвы в Среднюю Азию и ковров в обратном направлении.

Но богатая жизнь закончилась, когда он попал в поле зрения КГБ. Чекисты продолжали отлавливать военных предателей, а за литовцем тянулся нехороший след – его подозревали в пособничестве при расстреле евреев под Вильнюсом в 1942 году. Железных доказательств у следователей не было, поэтому после первых допросов его не стали арестовывать. Бразинскас воспринял это как знак, и принял решение покинуть СССР вместе с сыном.

Ан-24/ ©  Wikimedia
Ан-24/ © Wikimedia

План побега он разрабатывал второпях. Через знакомых поменял рубли на доллары, у «черных» дельцов купил 2 обреза, пистолет, гранату и форму капитана советской армии. Прилетел вдвоем с 15-летним сыном в Батуми, зная, что этот город находится рядом с турецкой границей. И вот 15 октября 1970 года они вдвоем поднялись на борт…

В Турцию любой ценой

После первых выстрелов в салоне со своего места поднялся подросток. Достав из сумки обрез, он направил его на оторопевших пассажиров и крикнув срывающимся голосом: «всем сидеть», устремился за отцом к кабине пилотов.

Переступив через тело Нади Курченко, отец Бразинскас направил дуло в затылок второго пилота Сулико Шавидзе. «Лети в Турцию», – отрывисто приказал он ему. Командир экипажа Георгий Чахракия, в руках которого был штурвал, не растерялся, а стал маневрировать – он резко направлял самолет то вверх, то вниз, пытаясь сбить террористов с ног. Но те устояли и лишь больше рассвирепели, начав беспорядочную стрельбу.

Но хаотичной она казалась только со стороны – бандиты стреляли прицельно, стараясь не убить, а обездвижить экипаж. Чахракия получил выстрел в бедро, штурман Валерий Фадеев и бортмеханик Оганес Бабаян – в руки. Младший Бразинскас выглянул в салон и для страховки сделал несколько выстрелов поверх голов замерших в ужасе пассажиров.

«Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам. Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружье, одна граната у старшего висела на груди», — вспоминал пассажир Владимир Меренков.

Потом при осмотре самолета в его обшивке обнаружат свыше 25 пулевых отверстий. Вроде немного, но пассажиры были уверенны, что преступники палят из автоматов, настолько интенсивной была стрельба.

Погибшая стюардесса Надежда Курченко/ ©  Pastvu.com
Погибшая стюардесса Надежда Курченко/ © Pastvu.com

Между тем отец Бразинскас сорвал наушники с головы командира, показал ему гранату, висящую на груди и приказал держать курс на юг, в Турцию.

Пилоты подчинились. Единственное что они смогли сделать, это нажать секретную кнопку в салоне, по которой диспетчеры на земле поняли что самолет захвачен.

"Гуманный" суд

В турецком Трабзоне их уже ждали. «Вот она, свобода!», – были первые слова старшего террориста, когда он спустился по трапу самолета. Его не страшили последствия, он тут же заявил полицейским, что является жертвой кровавого советского режима и угнать самолет его вынудили обстоятельства.

Отца и сына задержали. Раненых отправили в больницу, за пассажирами прислали военный вертолет, а тело Нади Курченко в гробу доставили отдельным бортом. Позже в СССР перегнали и изрешеченный пулями Ан-24, который турки по непонятной причине долго не хотели отдавать.

Командир самолета Георгий Чахракия/ ©  Pastvu.com
Командир самолета Георгий Чахракия/ © Pastvu.com

Не хотели передавать они и террористов, заявив, что их судьбу будет решать турецкий суд. Бразинскасы просили политического убежища, но во избежание конфликта турки остановились на половинчатом решении – в экстрадиции отказать, но и в Турции оставить только как заключенных. Приговор суда оказался мягким – Пранас Бразинскас получил 8 лет лишения свободы, его сын Альгирдас – всего 2 года тюрьмы.

Условия заключения у них были комфортными – постаралась литовская диаспора, которая была целиком на стороне террористов. Им разрешались неограниченные встречи с журналистами, передачи в размере 300 долларов, а содержались они каждый в отдельной камере, которая больше напоминала скромную квартиру, чем место заключения.

В 1974 году старшего Бразинскаса в честь 50-летия Турецкой республики вообще перевели под домашний арест, а сын к тому времени уже находился на воле.

8 ударов

А вскоре угонщики, наплевав на формальное ограничение свободы просто улетели из Турции – сначала в Южную Америку, потом в США. Не сказать что советские власти все это время не пытались добиться водворения террористов в СССР, но сделать дипломатическими каналами это не получалось. Турция разводила руками – мол, сбежали. А США отрицали какую-либо причастность к судьбе Бразинскасов. По некоторым источникам советские спецслужбы готовили операцию по ликвидации террористов – это предполагалось сделать при помощи отравленной микропули. Но их побег спутал чекистам все планы.

На самом же деле им выправили в Америке другие документы и они поселились в калифорнийском городке Санта-Моника. Первое время жили тише воды ниже травы, опасаясь преследования КГБ, а когда Союз распался, Бразинскасы осмелели – отец выпустил книгу, сын дал несколько интервью литовским газетам. Но страх перед всесильным КГБ у отца остался на всю жизнь. По некоторым сведениям он довел старшего Бразинскаса до настоящей паранойи – в каждом, даже в собственном сыне, старик стал подозревать агентов российских спецслужб.

Кадр: фильм «Отряд «Дельта»
Кадр: фильм «Отряд «Дельта»

Ну и доподозревался – в 2002 году 77-летний Бразинскас-старший наставил на сына пистолет, за что получил 8 ударов гантелью по голове. Отец скончался, а сынок загремел на 16 лет за решетку.

Вот так закончился первый вооруженный угон самолета за границу в СССР. Именно после этого случая безопасность полетов в стране была кардинально пересмотрена. Появились ограничения на провоз багажа, билеты на самолет стали продавать по паспортам, на дверях кабин пилотов установили глазки. А главное – все полеты стал сопровождать обязательный сотрудник органов в штатском и с оружием.

Правда, эта мера ничего не дала, так как уже в 1973 году в небе над Читинской областью произошел самый страшный теракт в истории СССР, в котором погиб 81 человек:

(При подготовке статьи была использована информация с сайтов: lenta.ru; rg.ru; kulturologia.ru)