Найти в Дзене

Я живу на дне моря

Центральная улица деревни Яново

-2
Николай Чернов с родителями - Надеждой Дмитриевной и Константином Ивановичем
Николай Чернов с родителями - Надеждой Дмитриевной и Константином Ивановичем
Яновские мужики
Яновские мужики
-5
-6
Дома в Яново стояли добротные, не на один век строились...
Дома в Яново стояли добротные, не на один век строились...
Бакенщик Иван Греков
Бакенщик Иван Греков

К юбилею Новосёловского района и 90-летию Красноярского края мы продолжаем проект «Голоса исчезнувших деревень». Сегодня расскажем о деревне Яново

Елена ГЛАГОЛЕВА

Яново, или, согласно «Списку населённых мест Сибирского края» – деревня Янова – довольно большой населённый пункт тогда, до строительства ГЭС, располагался между старым Новосёлово и Кокорево. Воспоминаниями о своей малой родине с нами поделился Николай Константинович ЧЕРНОВ.

– Когда вы начали свой проект и стали писать о людях, которых я знаю, о местах, известных с детства, о той атмосфере, в какой мы жили, природе и быте, то я как будто туда вернулся, – волнуясь, говорит Николай Константинович. – С тех пор я живу там. Живу на дне моря!

Николай родился в 1950 году в Яново. Он был третьим ребёнком в семье. По воле случая или судьбы, его старшие брат и сестра, рождённые сразу после войны, умерли, не дожив и до двух лет. Следуя обычаям, новорождённого Колю заносили в дом не через дверь, а через окно. Боялись, что с ним тоже случится несчастье.

Николай Константинович, начиная свой рассказ, открывает передо мной самый главный документ гражданина Российской Федерации. С интересом вглядываюсь, что же он хочет показать? Ведь я уже знаю его возраст, с этого он и начал своё повествование. А он, со знанием дела, просовывает руку под обложку паспорта и достаёт нисколько не пожелтевшую от времени фотографию своих родителей.

– Вот она, столько лет храню, а она, как новенькая, – смеётся наш собеседник. – А ей ведь семьдесят лет! Как качественно тогда делали снимки.

Мама Николая родилась в Яново, в семье было четверо детей – она самая старшая. Отцовская семья проживала в Кульчеке, в их доме детей было семеро. А Николай у своих родителей – один. Долгожданный, любимый и единственный ребёнок.

Из рассказов старших родственников Николай Константинович помнит, что Яново на правобережье образовалось в числе первых деревень. В поселении было две больших улицы – Береговая, где жил с семьёй в землянке наш собеседник, и Центральная. В населённом пункте насчитывалось не менее двухсот добротных крестовых домов.

– Помню я, как в детстве к нам на Береговую улицу пацаны с Центральной драться приходили, – говорит Николай Константинович. – Они постарше были и нам постоянно доставалось. А ещё бывало, построим зимой избушку из снега, красивую такую, большую. А хулиганы соседские придут и сломают. Раз отец их прогнал, заступился. Но потом они всё равно пришли и разрушили.

Яново считалась довольно зажиточной деревней. Здесь были – мельница, кузница, даже свой испытательный участок. Там выводили новые сорта пшеницы. Поля с хлебом и овсом обрабатывали настоящие самолёты жёлтого цвета. Разводили и колхозные сады. В них росли ранетки и сливы. В 1962 году в поселение работала «Дикая дивизия». Так в деревне назвали рабочих на специальной технике, которые копали гравий на местной речке и возили его на дорогу. Возили по ухабам и кочкам. Водителей в машинах сильно трясло, потому и название им дали такое. Кстати, именно из яновского гравия тогда отсыпали трассу Абакан-Красноярск.

Функционировали детский сад и начальная школа. В клубе постоянно «крутили» современные на тот момент киноленты. Была и своя самодеятельность. Яновцы ставили концерты, ездили с ними в соседние деревни. А в магазине продавали разную крупу, кусковой сахар, керосин для ламп и конфеты со смешным названием «Дунькина радость». Их вкус жители тех времён помнят до сих пор.

– Мама работала на молочно-товарной ферме дояркой в колхозе под названием «Гроза капитала», – вспоминает Николай Константинович. – Там держали коров, свиней, уток и кур. Отец был ветеринаром. Он часто приносил нам с работы бычьи семенники, которые мы жарили и с удовольствием ели. Это был настоящий деликатес.

Когда дед в Кульчеке умер, родители поехали и перевезли оттуда в Яново его большой бревенчатый дом. Поставили на самом краю деревни. А через некоторое время отец ушёл от нас к другой женщине. Мама растила меня одна. Бабушка, конечно, помогала, она жила вместе с нами.

Четыре класса Николай отучился в Яново. Там была только начальная школа. Потом переехал к тёте в старое Новосёлово и окончил пятый класс. Шестой и седьмой классы заканчивал в Овцеводе. Из Яново в школу их возил автобус.

Ходили мимо Яново по Енисею пароход «Молдавия» и теплоходы «Ладыгин», «Пархоменко» и «Ломоносов».

– Так вот однажды 1960-1961 году забуксовал у нас «Ломоносов», – продолжает Николай. – Пошла шуга, он не смог тронуться и встал в берег прямо возле яновской школы. Целую зиму это огромное судно стояло. Матросов по квартирам расселили, жили они у людей. Только ближе к марту, когда потеплело, стали теплоход ремонтировать. Так вот один из матросов женился на яновской девчонке. Вот ведь как в жизни бывает – не уйдёшь от судьбы!

Как подходила вода Николай Константинович вспоминает с большим сожалением. Он видел всё своими глазами.

– Мы переехали в новое Новосёлово 18 февраля 1963 года, мне исполнилось 13 лет, – говорит он. – Я вёл с собой из Яново собаку Черню, и так тоскливо тогда было на душе… Жалко расставаться с родными местами. Школу из Яново перенесли в новое Новосёлово. Она здесь сначала так и функционировала, как школа. Потом в ней организовали магазин, а после здание стало собственностью ДОСААФа. К слову, в этой организации я работал 13 лет.

Затопление началось в 1967 году. К тому времени Николай уже окончил школу. Семнадцатилетним подростком, он сидел на берегу у нефтебазы и смотрел, как прибывает вода, как разбегаются зайцы в поисках суши, и как его милая сердцу родина медленно уходит на дно. На этом морском дне остались самые тёплые воспоминания о детстве, родителях и каком-то обособленном уголке мечтаний, бесшабашных поступков и бесконечного счастья!

Год образования деревни – 1740. Янова стояла близ реки Енисей, в 5 км. от районного центра. Согласно переписи 1926 года в поселении был сельсовет и школа. Количество проживающих обоего пола – 533 человека, из них 261 мужчин, 272 женщины. Число домохозяйств – 97. Преобладающая национальность – русские. Ближайшая железнодорожная станция – Ужур (91 км.). Ближайшая пристань и почтовое отделение находились в Новосёлово, в 18 км. от деревни