За потребностью в общении скрывается потребность делиться. За потребностью делиться скрывается потребность быть понятым
Лео Ростен
Сложно себе представить жизнь вне социума. Ни для кого не секрет - мы все люди социальные. Для нас всех важно ощущение принадлежности, знать что кто - то нас принимает, рассчитывать хоть на мало-мальскую поддержку.
И при этом - нам это жизненно необходимо: и в радости и в горести. Нам нужно и важно делиться с кем то хорошим, плохим и не очень.
Мы в любой жизненной ситуации предрасположены к общению. По данным статистики - человек в течении суток посылает десятки запросов на социальную связь.
Валидация - это один из главных способов признать и подтвердить важность эмоций человека. Вы словно говорите другому
"Я тебя слышу. Я понимаю твои чувства и в них нет ничего не естественного или плохого"
Валидация состоит из двух основных элементов:
- Я определяю конкретную эмоцию собеседника;
- И я признаю эту эмоцию и право на нее у другого.
И самая частая ошибка многих - попробовать дать совет в конце. И тут и происходит большинство обид и не пониманий друг друга.
Когда то совсем давно это было у меня во взаимоотношениях с дочкой. Я старалась помочь, решить ее проблему. А получала в ответ - ее раздражение. Дочка на мой совет больше чувствовала не заботу, а обесценивание и нарушение ее пространства.
Что интересно, возможно, валидация вместо предложенных советов и помощи в поисках решений проблем покажется чем-то не логичным, но на самом деле - это лучший способ помочь человеку.
Вот несколько примеров для валидации:
- Это так грустно;
- Я хорошо понимаю свои чувства. Я была в похожей ситуации и мне то же пришлось тогда не легко;
- Я очень рада за тебя! Ты действительно постаралась. Думаю, это потрясающее чувство;
- Он так реально сказал? Ой, я бы то же разозлилась.
Важно - что бы любой ваш ответ содержал упоминание конкретной эмоции и ее признание.
Наличие обоих пунктов валидации покажет вашему собеседнику, что вы не только его слышите, но и понимаете его!
А вот не признать чувства другого - очень легко. Для большинства - это уже почти привычка. Как часто мы слышим:
- Все будет хорошо.
- Могло быть и еще хуже!
- Просто намотай сопли на кулак и терпи;
- Не переживай, у кого-то еще похуже;
- Ерунда какая, подумаешь.
Инвалидация ( обесценивание) чувств другого человека, как правило, не помогают, а еще больше усугубляют и без того сложную ситуацию. Даже если изначально действовали с самими благими намерениями.
Из своего личного опыта - проявить навык валидации вместо совета - лучший способ помочь. А вот советы мы можем давать - когда нас об этом попросят.
А вы как думаете - стоит ли давать советы без просьбы?
Запись на консультацию по телефону +79160195168 в WhatsApp и Telegram
Автор: Кобякова Елена Павловна
Психолог, КПТ терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru