Найти в Дзене
Олег (История Руси)

Цены и их движение в Русском Государстве XVI века. (1 часть)

Текста из научной работы А. Г. Манькова, интересен момент исторический еще тем, что происходит смена династий, потом происходит большое падение цен на серебро во всем мире в связи с Испанским "наследством" из Америки.

В основу работы положен архивный материал. Им определено основное содержание исследования. В архивах Москвы (Центральный Государственный архив древних актов, Архив Государственного Исторического музея, Рукописное отделение Государственной Библиотеки им. В. И. Ленина), Ленинграда (Архив Ленинградского отделения Института истории Академии Наук СССР, Рукописное отделение Государственной Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина) и в печатных изданиях учтены 243 книги, относящиеся к XVI в. (121 приходных и 122 расходных книг). Из этого количества опубликовано в различных изданиях только 20 книг… В плане хронологическом за исходный момент исследования берутся свидетельства о ценах, содержащиеся в новгородских писцовых книгах, где даётся ценностное выражение оброка натурой за первые годы XVI в. несомненно с учётом средней рыночной цены того времени. Исследование доводится до 1600 г., после которого, как известно, следуют голодные 1601–1603 гг., резко меняющие характер движения цены, определившийся к концу XVI в.

Данный текст из редких трудов по истории цен в Русском государстве.

Цена за счётную единицу каждого вида товара выражена в московских деньгах. В расчёт принято следующее соотношение денежных единиц XVI в.: московский рубль = 200 московским деньгам; 1 московка = 1/2 новгородки; алтын = 6 московским деньгам. Выведение индексов в обратном порядке продиктовано отсутствием сведений о ценах по большинству рассматриваемых товаров за начальные годы XVI в. За базис при этом взяты цены 1594–1600 гг. и к ним в процентном отношении исчислены цены предшествующих лет.

…Исследуя цены XVI в., мы сталкиваемся со второй, не менее сложной частью проблемы – изменением стоимости монетного металла (серебра)… как раз в XVI в. на почве падения стоимости золота и серебра в связи с дешевизной рабского труда на вновь открытых россыпях в Америке, совершается в Европе «революция цен». Россия, как известно, монетный металл получала из Европы и, следовательно, уже a priori будет справедливо думать, что в росте цен за XVI столетие какую-то роль сыграло понижение стоимости серебра (в XVI в. стоимость серебра упала в Европе почти в 2,8 раза, причём наибольшая доля этого падения приходится на вторую половину века)…

Потом цены очень сильно зависели от налогов, так например поставки зерна на север. Так на пути от Вологды до Холмогор по крайней мере трижды (Тотьма, Устюг, Холмогоры) приходилось платить пошлины. В состав их входили: 1) государевы пошлины таможенным целовальникам, 2) весчее, 3) мыт, 4) подъемное, 5) весцу весовое, 6) дьякам писчее, 7) «Да у города пирожные пошлины платить», 8) посаженные пошлины с насадов. В Тотьме, например, посаженная пошлина с насадов берётся в размере 5 алт. 2 д. с сажени, с дощанников по 2 алт. 4 д. с сажени; дьяку с насада по гривне; писчику 5 алт.; с людей (сопровождающих) по 8 д. с человека.

«К Холмогорам идучи, ходил яз о пропуске бити челом мимо город к Ивану к Михайловичу, снес ему 4 алт., дьяку дал 2 д., истопнику деньгу. Да с Холмогор идучи ходил яз о пропуске бити челом мимо город к Богдану Неелову дал ему 1 д., дьяку 2 д.»

Для весьма примерных расчётов воспользуемся данными о размере пошлины, выплаченной Спасо-Прилуцким монастырём в 1594 г. в Холмогорах: за 1383 четвертей зерна было уплачено 1 р. 24 алт. 2 д., да с того же хлеба мыта с 277 р. – 1 р. 12 алт. 5 д. Исходя из этого расчёта, в нашем случае монастырь уплатит: Всего 9 р. 11 алт. 2 д.

Эту цифру по меньшей мере нужно утроить, согласно числу таможенных пунктов. Получим 28 р. 4 д. Следует добавить пошлины и поборы, указанные выше, затраты на оплату персонала по обслуживанию насадов и дощанников, рабочих для их волочения в пути, разгрузку и погрузку, наконец, расходы на харч. Все это не поддаётся точному учёту, но становится ясным, что чистая прибыль Спасо-Прилуцкого монастыря едва ли могла превысить 125–150 р.

Поэтому даже бегло пробежав, мы можем понять, что цену установить конкретно для определенной местности или к определенному году (не урожай и т.д) по сути не возможно, она очень сильно различалась.

Поэтому перейдем г другим товарам.

Цены на скот и кожи

Важнейшую роль в установлении цены на скот играло, разумеется, его качество. Характер источников, однако, не даёт возможности учесть этот фактор. Далеко не во всех случаях указывается возраст – признак, который при прочих равных условиях мог бы служить основанием дифференциации цен. Как, например, объяснить различие цен на лошадей в духовной грамоте Дмитрия Плещеева 1558–1559 гг., где оценены: конь чал –10 р.; конь сер – 6 р.; иноходец бур – 5 р.; конь бур – 10 р., мерин карь – 8 р., мерин гнед – 3 р., конь чал – 5 р.

О том, что не масть, а возраст (и, быть может, другие качественные признаки) определяли цену лошади, свидетельствует следующая запись в книгах Болдина-Дорогобужского монастыря:

«Майя в 5 день купили в вотчину для пашни два мерина, один соврас, десяти лет, а другой гнед, двунатцати лет, дано за соврасой мерин три рубли з гривной, а за гнедой два рубля и дватцать один алтын четыре денги». Тремя днями позднее за ту же цену в 2 р. 21 алт. 4 д. куплен бурый мерин тех же 12 лет (РИБ, т. XXXVII, стб. 63).

На счет цен по группе крупного рогатого скота встречаем разновидности: бык, корова, яловица; весьма редко – вол; по группе мелкого рогатого скота: баран и овца, много реже – козы. Следует указать, что все источники хранят полное молчание относительно причин колебания цен на скот. Огромный разброс.

Даже цена товара например разброс в таблице № 9 у автора. Все зависит от земель, где продается. Приведу только несколько цен в алтынах за одну голову.

Подмосковье - 57 за мерина, 76 за коня. Новгородские земли - 2,3 за барана, 13,2 за яловица, 0,5 за курицу, 0,7 за гуся, за лошадь - 17, за коня - 100, корова 10.

Как видим цены имеют огромный разбег особенно по крупному скоту ))) и как говорят особенно по "мохнаты мопедам" зависит от модели ))))

Мясо

Сельское хозяйство русского государства XVI в. наряду с хлебом и скотом поставляло на рынки пищевые продукты животноводства: мясо, сало, продукты переработки молока – масло, сметану, сыр. Значительные трудности на пути анализа цен этой группы товаров проистекают из крайнего разнобоя и весьма условного характера единиц измерения.

1. Полть (или полоть) – Новгородские земли, Волоколамск и многие другие пункты.

2. Стяг – северные районы, Волоколамск, Болдин-Дорогобужский монастырь.

3. Перед, зад – Волоколамск.

4. Часть – Можайск.

5. Туша – Соловецкий, Антониев-Сийский монастыри.

6. Сорок (единица свиного мяса).

Вот и подумайте как определица в ценах, если в каждом регионе еще свои весовые подходы были !!! Как наиболее распространённая мера, нами за основу взята полть. Другие единицы – туша и стяг – приведены к полти. Даль определяет полть как 1/2 туши, разрубленной вдоль. Он же определяет стяг как мясную тушу, очищенную, без головы и ног.

Если не вдаваться глубоко и надолго, то в среднем тушка стоит от 20-22, но есть и цена в 100.

Новгородские земли (московские денга): мясо говяжье 16-20, масло - 34, яйцо - 7. Переславский уезд: мясо говяжье 11, Онега: мясо говяжье - 10.

Масло животное

1. Блюдо – Новгородские земли.

2. Ставец – то же.

3. Череп – северные районы.

4. Кринка – то же.

5. Берестень – Волоколамск, Дорогобуж.

6. Ведро – северо-восточные районы.

7. Пуд – преимущественно центральная полоса.

Как видим тут опять трудности с определением цены, где то ведрами торговали, сколько в ведре и какое оно, вопрос ))) Но наиболее распространённой мерой масла животного служил все таки пуд.

В одной из книг Иосифо-Волоколамского монастыря указано, что берестень по весу = 14 гривенкам; следовательно, в 1 пуде масла содержится по весу 3 берестеня. Мерой молока были: бочка, ведро, криница, иногда удой; мерой сметаны – берестень, кринка; сыры продавались поштучно…

РЫБА

Монастыри покупали дорогие сорта рыбы – сёмгу, белорыбицу, осётра, белугу и т.п. – те виды её, которые даже на севере, несмотря на их изобилие, были дороги в сравнении с хлебом. В 1576 г. на Холмогорском рынке 1 пуд сёмги стоил 52 д., в то время, как 1 пуд ржи – 5 д. Ещё большее расхождение цен было в средней полосе. В Москве в том же году 1 пуд сёмги стоил 98 д., а 1 пуд ржи в Волоколамске 3 1/2 д. В 1589 г. Никольский Корельский монастырь продавал сёмгу по 53 д. за пуд; рожь в это время в Холмогорах стоила 16 д. пуд. В Москве годом раньше сёмга стоила 77 д. пуд, а рожь 8–9 д. пуд. Зато дёшевы были и несомненно покупались городским населением менее качественные сорта рыбы: лещ, судак, снетки, ряпуха, окуни и т.д.

МЕД

Был одним из важнейших товаров на Руси, этому можно судить только одна справка по монастырям.

"Иосифо-Волоколамский монастырь купил: а) в 1574 г. у Ивана Можаитина 115 пуд. меду; б) в том же году в Москве у Максима Шапочника 642 пуд. и в Калуге 30 пуд.; в) в 1582 г. в Москве 417 пуд. и в Калуге 594 пуд.; г) в 1587–1588 гг. «у мещан» 975 пуд, у Можаитина 310 пуд. и во Ржеве 215 пуд; д) в 1592 г. в Москве 413 пуд. Новгородский Софийский дом продал в 1576 г. из погреба 167 пуд. пресного меду."

Цены за пуд: в Новгороде - 48, Псков - 39, Никольский Корейский Монастырь - 240, Москва - 77, Белоозеро - 80.

За воск пуд: Соловецкий монастырь - 400, Псков - 142, Никольский Корейский монастырь 300.

Соловецкий монастырь закупал мёд главным образом на вологодском рынке: в 1583–1584 гг. им куплено 108 кадей весом 535 пуд.; в 1587–1588 гг. – 908 пуд. тремя партиями; в 1589 г. – 536 пуд.; в 1599 г. – 501 пуд и т. д. Цена на мёд в XVI в. возросла в 2 ½ раза… цена на воск во вторую половину XVI в. возросла в 1 4/5 раза, т.е. на 80 %

Цены на соль

В Костроме 1 пуд соли в 1553 г. стоил 14 д., а в 1588 г. – 15 д.; в Твери 1580 г. даёт цену 1 пуда в 19 д., в 1588 г. – 26 д. (подъем), в 1592 г. –13 д. (снижение); в Белоозере снижение в 70-х годах (1568 г. –12 д., 1572 г. – 10 д., 1574 г. – 8 д.) и в сравнении с ними повышение к концу века (1598 г. –13 д.). Новгородско-Псковская земля, если принять за исходную указанную выше цену 1 пуда соли по Пскову в 1499 г., равную 11 д., даёт рост цены к концу века на 45% (1598 г. –15 д., 1600 г. –16 д.).

Приведем пример, выгодности торговли солью.

В 1590 г. СпасоПрилуцкий монастырь продал в Москве 8 036 пуд. унской и морской соли. За вычетом вологодских и московских пошлин, стоимости провоза из Вологды в Москву, издержек на харч в пути и т. д., что в общей сложности составило 300 руб. 22 алт. 4 д., монастырь имел остаток от продажи соли в Москве 735 руб. 5 алт. 2 д.2 И это в результате только одной кампании одного года…

Приводится описание всего бизнеса на соли:

Условия ценообразования соляного рынка В феврале 1526 г. Аника Строганов купил треть варницы без црена (Большая сковорода для выварки соли из рассола – Прим. ред.) за две гривны. В июне того же года им куплена варница с цреном и со всем оборудованием за 20 р. Сравнивая оба случая, находим, что црен, возможно с некоторою частью оборудования, стоил в 1526 г. 19 р. 4 гр. То, что црен был самой дорогой частью оборудования, видно из другой покупки Аники Строганова, когда он в 1562 г. приобрёл црен и варницу за 7 р.: из них на црен приходится 6 р., а на варницу вместе с местом и варничным двором всего 1 р.2 В той же цене были црены в Кандалакше в 90-х годах. Добавим сюда стоимость дров, которые, ввиду значительного их расхода и потому быстрого уничтожения лесов в окрестностях, часто доставлялись к месту варки соли с дальних расстояний; расходы на оплату наёмных людей – казаков, и т.д. Одним словом, необходимость больших капиталовложений в соляные промыслы, иначе – высокая стоимость производства соли – следующий фактор ценообразования соляного рынка. С варниц в правительственную казну шёл оброк, с продажи соли – пошлина. Размеры того и другого были значительны и естественно, удорожая себестоимость, налагали отпечаток на уровень рыночных цен. Состав пошлинных сборов и их размер видны из таких случаев. В 1590 г. Спасо-Прилуцкий монастырь продал в Москве партию соли свыше 8000 пуд. на сумму около 900 р. Помимо вологодских отвозных пошлин в размере 3 р. 8 д. и выплаты таможенным откупным каморникам «тёплого» в размере 10 алт., монастырь выплатил в Москве следующие пошлины:

Подьячему от записи соли в Московской таможне 16 алт. 2 д.

Пошлина в таможне на Большой стол 40 р. 16 алт. 4 д.

То же на Малый стол 27 р.

На панском дворе свальные пошлины 4 р. 8 алт.

Итого (с вологодскими) 75 р. 4 алт. 8 д.4

В 1593 г. тот же монастырь заплатил на Холмогорском рынке в государеву казну с 5105 пуд. купленной соли и ссыпанной в амбары на зиму – 33 р. 7 алт. 5 д. Существенно удорожала стоимость соли перевозка её в условиях отдалённости варниц и больших расстояний между рынками. Обращаясь к тому же примеру продажи соли СпасоПрилуцким монастырём в Москве в 1590 г., узнаем, что на провоз 8 000 пуд. соли из Вологды в Москву на 270 лошадях израсходовано 202 р. 16 алт. 4 д.; сверх этого – 11 р. 6 алт. 2 д. на харч в пути; без малого 12 р. ушло на покупку рогож, на оплату набивки соли в кули, за укладку в амбар на соляном дворе, на подношения подьячим и т.д. К числу крупнейших факторов ценообразования следует отнести и фактор общего порядка – падение стоимости монетного металла. Во второй половине XVI в. намечается заметное удешевление оборудования соляных промыслов. Выше отмечено, что в 1526 г. Аника Строганов платил за варницу с цреном и со всем инвентарём 20 р., в 1540 г. за то же самое –17 р., в 1562 г. – 7 р., из коих на црен приходилось – 6 р.; в 1581 г. варница с инвентарём и с «четвертью трубы рассола» ему обошлась в 19 р. На Кандалакше в 90-х годах црен стоил те же 6–10 р. Так же ценились црены и варницы в те же годы на соляных промыслах Никольского Корельского и Соловецкого монастырей.

НА ЭТОМ ЗАКАНЧИВАЮ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ (ПРОДОВОЛЬСТВИЕ) , следующая будет по изделиям ремесла.