...или лекция, на которую никто не хотел идти. Этот материал писался для лекции из цикла по профилактике зависимостей для Центра социальной помощи семье и детям. Она предназначалась для родителей детей, посещающих Центр, то есть для людей, которым психология максимально неинтересна и непонятна, им интересно, чтобы детей кто-то другой забрал из школы, накормил и проконтролировал выполнение домашних заданий. :) И в принципе людей можно понять, поскольку работать и воспитывать детей трудозатратно.
Поэтому написано максимально просто и кратко. Можно дополнить, что единого определения созависимости до сих пор не существует, но общепринятым считается то, что для созависимости характерно размытие личностных границ, отрицание существования проблемы, стремление контролировать жизнь другого человека, часто в ущерб собственной.
Вероятно, вы встречали в своей жизни примеры созависимых семей, а также выросших детей из семей зависимых. Такие люди обычно с детства приучены искажать действительность, выстраивая внешне благополучный фасад для чужих, но в реальности не обучены многим навыкам, необходимым для построения успешной карьеры, счастливой семейной жизни, поскольку не имели перед собой позитивного примера. В качестве спутника жизни они часто выбирают человека с зависимостью или иными психологическими проблемами, потому что такая модель семьи привычна для них, даже если они сами страдают в таком союзе. Из этого «круга» помогает выйти только осознание своей проблемы и работа над изменением установок и привычных паттернов (моделей, схем) поведения, идущих из детства.
Для начала давайте определимся с терминологией. Изначально данный феномен выделяли как особое состояние в семьях, где один из супругов имеет алкогольную зависимость, и называли «пара-алкоголик». Поскольку все зависимости (аддикции - химические, пищевые, психологические) объединяют общие черты, для характерных личностных особенностей членов семьи зависимого было введено определение созависимости.
Созависимость в психологии и социологии – теория, описывающая неблагополучные отношения, в которых один из партнеров или членов семьи способствует саморазрушительному поведению другого человека.
Члены семьи зависимого так же, как и он сам, страдают от употребления им психоактивных веществ, но они зависимы не от химических веществ, а от самого зависимого. Их жизнь крутится вокруг его зависимости. Часто огромное количество сил членов таких семей уходит на то, чтобы пытаться контролировать поведение зависимого, скрывать его проблемы от окружающих. Это воспитывает в детях неуверенность в окружающих и членах своей семьи, недоверие к людям, которое в будущем мешает выстраивать близкие отношения, а также воспитывает склонность к перфекционизму, которая может привести к стремлению создавать «красивый фасад» для посторонних с помощью лжи. Кроме того, у детей зависимого нередко возникает ложное чувство ответственности, когда им кажется, что если они будут достаточно хороши, например, получать отличные оценки, родитель изменит свое поведение и бросит свою зависимость. Во взрослом возрасте это может привести к болезненному перфекционизму.
Выросшие дети из семьи алкоголиков имеют склонность строить свою ценность в собственных глазах на том, удается ли им удовлетворить потребности партнера. У них низкая самооценка и тенденция к «жертвенному» поведению, когда чужие интересы ставятся выше собственных интересов и нужд. Обратной стороной этой медали становится стремление навязчиво контролировать другого человека, как кажется созависимому человеку, ради его же блага, что, в итоге, негативно связывается на жизни обоих, поскольку позитивные изменения для взрослого человека возможны лишь тогда, когда человек сам берет ответственность за свою жизнь.
Из-за описанных причин, выросшие дети из семьи зависимых часто в глубине души не уверенны в себе, глубоко одиноки. Отношения, которые они пытаются построить, разрушаются из-за того, что партнер выбирается склонный к зависимостям, и из-за стремления контролировать партнера.
Выросшие дети из семьи зависимых как правило так или иначе повторяют поведение, которое видели у родителей. Осознание проблемы, повышение психологической грамотности способно помочь провести работу над собой и изменить модель отношений.
Список использованных источников:
Интернет-ресурсы:
Шорохова, О. А. Созависимость//Жизненные ловушки зависимости и созависимости
Шагова, Я. Созависимые отношения: как перестать цепляться за партнера
https://medgz.ru/stati/article_post/sozavisimost