Найти в Дзене
Александр Сушков

Петровск Саратовский. Петровский завод Автозапчастей. Начало большой дороги - 2 (из истории предприятия).

Петровск Саратовский. Петровский завод Автозапчастей. Начало большой дороги - 2 (из истории предприятия).

- Было в Петровске небольшое предприятие, занимавшееся ремонтом сельскохозяйственных машин. Года два назад Совнархоз преобразовал его в завод автозапчастей. За это время на производстве произошли значительные перемены…

Этими словами, взятыми из очередной газетной статья, мне бы хотелось продолжить наш разговор о истории завода и, конечно же, напомнить о людях, связавших свою трудовую деятельность с судьбой предприятия. И помогут нам сегодня корреспонденты, работавшие в местной газете в 1960-61 годах.

Участок сборки оси передней усиленной к автомобилю ЗиЛ-5301. Фото 90-х годов 20 века.
Участок сборки оси передней усиленной к автомобилю ЗиЛ-5301. Фото 90-х годов 20 века.

В ведущем механическом цехе №11 установлено специальное и универсальное высокопроизводительное оборудование, которое обслуживает наша замечательная молодежь. Приятно смотреть, с каким огоньком работают юноши и девушки, с какой энергией они борются за выполнение производственного плана…

Не будем, я думаю, останавливаться на текущих проблемах и задачах, затронутых автором этой и последующих газетных статей, предлагаю остановиться на фамилиях работников завода, работающих на тот период времени (к сожалению, фамилии работников только те, что были указаны в газетных статьях 1960 года):

Главный инженер – А.А.Костерин, Главный технолог – Смагин,

Начальник цеха №11 – И.М.Виденеев,

Председатель завкома – Тупиков, Член завкома – А.М.Лопаткин,

Сменный мастер ц.№11 – Д.С.Куликов, Сменный мастер ц.№11 – Х.Ивановский.

Зуборезчики Е.Пегов, А.Зотов, П.Ломакин, М.Ежкова, Г.Камышонкова, П.Наумова.

Шлифовщица Л.Плугина, Токарь Л.Стрельникова

Слесаря-сборщики братья Петр и Виктор Кичаевы.

Сверловщики А.Каргин, В.Клюев.

На снимке: П.Ломакин (слева) и В.Евдокушин. Фото Н.Кузнецова.
На снимке: П.Ломакин (слева) и В.Евдокушин. Фото Н.Кузнецова.

Петр Ломакин пришел на завод семнадцатилетним пареньком. В то время, в 1956 году, предприятие называлось ещё ремзаводом. Первая рабочая специальность Петра – слесарь. Затем была армия… И вот он снова на заводе.

За время службы Петра многое изменилось, завод вырос, перешел на выпуск автомобильных запасных частей, в цехах было установлено новое станочное оборудование. И Ломакин решил сменить специальность, стать зуборезчиком… В течении полутора лет Петр в совершенстве овладел работой на зуборезных полуавтоматах…, он одним из первых на заводе не только стал оператором станка, но и научился сам их налаживать… Вот уже почти год, как Петр Ломакин полностью, включая наладку, обслуживает четыре зуборезных станка. Продукцию он выпускает без брака и сдает в ОТК с первого предъявления…

Сменный мастер В.Евдокушин говорит о Ломакине:

- Честный и добросовестный рабочий, один из лучших не только на своем участке, но и в цехе.

На снимке: токарь Виктор Наследсков за работой.
На снимке: токарь Виктор Наследсков за работой.

Предлагаю ещё несколько фотографий из прошлого, которые были размещены в очередных номерах газеты «Заветы Ильича» за 1960-61 годы.

На снимке: токарь механического цеха, ударник коммунистического труда, Н.З.Кудрявцев.
На снимке: токарь механического цеха, ударник коммунистического труда, Н.З.Кудрявцев.
На снимке: Виктор Андреевич Плацков.
На снимке: Виктор Андреевич Плацков.

Не первый год работает токарем на заводе автозапчастей Виктор Андреевич. Он занимается подготовкой производства в 11 цехе. За время работы в цехе опытный токарь освоил и другие рабочие специальности и, в случае необходимости, может подменить любого рабочего.

На снимке: токарь Александр Кожинский за работой по изготовления фрезы.
На снимке: токарь Александр Кожинский за работой по изготовления фрезы.

Токарь Александр Кожинский о заводе:

- Был когда-то ремонтный завод – не завод, а большая мастерская. Не успеешь освоить одно – дают другое… А теперь мы – завод автозапчастей, номенклатура постоянная, детали сложные, есть над чем думать. Завод строится…, а оборудование какое получили, только работай.

В начале этого года на завод приехал лауреат Ленинской премии В.Кедринский – ведущий конструктор одного из московских научно-исследовательских институтов. Он привез разработанные институтом чертежи новой дисковой фрезы, предложил изготовить и внедрить в производство.

Работали над технологией изготовления фрезы лучшие специалисты завода: гл.инженер Костерин, нач.инструментального цеха Акимовский, технолог М.И.Караваев, мастер И.И.Макурин, передовые рабочие инструментального цеха и завода…

На снимке: токарь Федор Федорович Калашников.
На снимке: токарь Федор Федорович Калашников.

Предлагаю неполный список работников инструментального цеха (фамилии выбраны мной из очередной газетной передовицы):

Слесарь-инструментальщик Валентин Кауркин, Шлифовщик Владимир Сафронов и его ученик Евгений Акимович Леонов (Евгений Акимович бывший военный, капитан запаса, полжизни отдал армии – теперь осваивает мирную профессию).

Токаря: Александр Коновалов, Владимир Гудков

Слесаря: Георгий Филиппов, Горохов являются рационализаторами.

- Краснихина, Калашников, Мишакин и другие учатся, кто в техникуме, а кто в университете технического прогресса. Думающий народ, с ними можно горы свернуть (комментарий автора статьи).

На снимке: Анатолий Сергеевич Бритвин
На снимке: Анатолий Сергеевич Бритвин

Анатолий Сергеевич Бритвин работает на заводе автозапчастей в отделе главного механика. Начинал он работать на заводе фрезеровщиком. Когда готовились к освоению главной пары автомобиля «ГАЗ-51», его в числе других послали на Горьковский автозавод для перенятия опыта. Вернувшись на завод, он одним из первых начал осваивать новые зуборезные станки…

Это был его первый опыт, а теперь он уже работает в отделе главного механика и перед ним открылись большие возможности: что ни день, то новое дело, новые задачи… Пожалуй, не найдется станка на заводе, которым бы он не мог управлять, он владеет несколькими специальностями. Рабочему универсалу присвоено звание Ударник коммунистического труда.

Анатолий Сергеевич Бритвин за работой.
Анатолий Сергеевич Бритвин за работой.

«Годовой план - досрочно!»

Под таким названием вышла статья в очередном номере газеты, поэтому предлагаю и нам с вами поздравить весь коллектив электромеханического цеха завода автозапчастей с очередным производственным достижением и заслуженной победой в социалистическом соревновании.

Самых высоких результатов добились: обмотчицы К.Корсакова, Л.Кондратенко, В.Храменкова, Т.Царева, К.Кузнецова, Г.Ромашкина, М.Смагина; электромонтеры: И.Ермолаев, Н.Курносов, П.Аблаев, Г.Зобнин, М.Черкасенко; электрослесари: В.Кузнецов, А.Разумов, В.Шкрябин; пропитчики: А.Рудченко, П.Кузнецов.

На снимке: работники электромеханического цеха. 1965 год.
На снимке: работники электромеханического цеха. 1965 год.

Не зря, наверное, осталась у меня у меня в запасе статья от 1965 года…

«Электроцех коммунистического труда завода автозапчастей на 6 месяцев раньше срока выполнил семилетний план».

…Шесть с половиной лет тому назад наш народ дал старт локомотиву семилетки. Невелик был объем продукции, которую производил тогда цех…

Для сравнения: если в 1959 году цеху было запланировано отремонтировать 438 эл.двигателей, то в 1965 году цех отремонтировал 2656 эл.двигателей…

Время, когда ремонт эл.оборудования приносил убытки, прошло. Сейчас передовой коллектив добился рентабельности всех без исключения изделий.

Главными рационализаторы цеха являются электрослесарь К.Кузнецов и А.Шамаев.

Душой рационализаторов по праву считают начальника цеха В.В.Тумпеля – умелого руководителя и организатора.