Старый Новый год можно встречать по-разному, от «никак» до «на всю катушку», но вот как повезло встретить в этот раз мне – точно хотелось бы повторить, и не раз. Происходило всё в клубе Козлова – это известнейшая джазовая концертная площадка Москвы, но концерт, который собрал моих друзей в этом гостеприимном уютном месте, был из совершенно другого жанра и эпохи – в самых общих чертах это можно назвать «мотивами старинной музыки», при том что программа на самом деле представляла собой очень пеструю смесь. Называлась эта волшебная сказка «Песни для Иоланты», что отсылало, конечно же, к знаменитой опере Петра Ильича Чайковского, а также к самой истории принцессы Иоланты, дочери короля Рене, рассказанной датским писателем Хенриком Херцем (эта пьеса послужила основой для либретто). В общем, мы погружались в эпоху менестрелей, благородных рыцарей и принцесс ангельской душевной чистоты.
На самом деле премьера концертной программы «Песни для Иоланты» была парная, и буквально через четыре дня после московской, той, что в клубе Козлова, последовала питерская в Малом зале Филармонии. Эти концерты невероятной красоты, с одной стороны, логически продолжают сотрудничество Петра Налича и кроссоверного квартета Stradivalenki, а с другой, выводят его на совершенно новый уровень: ведь в «Песнях для Иоланты» Петр уже не просто приглашенный тенор-герой, пусть и очень харизматичный и даже с собственным авторским номером; здесь он уже соавтор. В «Песнях для Иоланты» уже прозвучала не одна песня Петра, а целых пять, причем не узнаваемые с первых нот всеми хитяры, а вещи редкие, полузабытые (но для некоторых очень долгожданные), и была даже одна премьера абсолютно новой песни – это помимо еще одной премьеры концертной. А это уже пятая часть всей программы, буквально скользившей из век в век, от Баха и Генделя до Шнитке и Тамарина.
Те, кто не знаком с творчеством квартета Stradivalenki, могут почитать о нем здесь. Для меня это знакомство еще в ноябре 2021 года стало приятнейшим и интереснейшим открытием. С одной стороны, высочайший профессионализм, с другой – какая-то в этом всем невероятная внутренняя свобода и, конечно, красота. На концерты Страдиваленков можно смело идти на любую программу. Что же касается «песен для Иоланты», своеобразным анонсом этой программы стало выступление Петра на юбилейном концерте квартета, где он исполнил арию O Eterno из оперы Кристины Плюхар «Orfeo Chaman». Уже тогда стало понятно – явно намечалось что-то неординарное.
В совместных концертах Петра и Страливаленок перемежаются чисто инструментальные номера и различные песни, романсы и арии. Здесь тоже сначала на сцене появился только квартет, и его лидер скрипач Александр Барклянский даже пошутил на тему публики, ожидающей, конечно, своего любимца Петра. Тем не менее, даже если абсолютной приманкой был именно Петр, слушалось на одном дыхании всё. И, наверное, кто-то пришел конкретно на «Страдиваленков» тоже – ну их невозможно не полюбить. Был аншлаг, причем желающих попасть на концерт даже не смутило повышение цены на первые ряды.
Карнавал и маскарад – тоже очень в духе квартета, и тут первым делом замечаешь картонный замок в углу сцены и «средневековые» наряды музыкантов. Плюмажи, пестрые тюрбаны, береты – прямо-таки картинка с живописных полотен Ренессанса. Не могли оставить равнодушным и великолепные сапожки Барклянского с загнутыми носами. А пианистка Надежда Котнова сама была как изящная хрупкая принцесса. Кстати, перед ней стояли сразу и рояль, и синтезатор, «работавший» клавесином, причем в некоторых произведениях были партии обоих инструментов. Дополняли эту колоритную «банду» менестрелей Евгений Алтудин (аккордеон) и Андрей Березин (контрабас). Но поскольку все в квартете немножко мультиинструменталисты, а тема концерта, конечно, требовала особого звучания, стандартный набор инструментов был дополнен разнообразной экзотикой: ханг, особый шаманский бубен ярар, еще какая-то хитрая музыкальная «коробочка»... Петр Налич тоже не только пел – он еще играл на гитаре и разных перкуссиях.
Увертюрой служила «Пастораль» Альфреда Шнитке. Конферанс в этом концерте, как и обычно, был на Александре Барклянском, и он заключался вовсе не в объявлении номеров – Александр как бы сопровождал нас по истории Иоланты и ее пути к свету и исцелению. Именно на сюжете легенды была построена внутренняя логика программы, так что последовавший затем мотет Иоганна Себастьяна Баха «Иисусе, моя радость» плавно перетек в романс Водемона, исполнявшийся в том же ритме, то есть не как оперная ария, а в стиле некой баллады. Здесь надо еще отметить. что произведения исполнялись в собственных аранжировках квартета. И, например, «Старинный гобелен» Иосифа Тамарина, чрезвычайно заразительный и шлягерный, получил «средневековые» добавления.
За «Песней Людовика XIII и паваной» Фрица Крейслера последовала и первая премьера – песня-композиция Петра Налича Cold Outside. У этой композиции «менестрельскго цикла» длинная история: она существовала в виде эскиза песни аж с 2005 года, но так и не выросла в нечто текстовое, но зато к 2015 году обросла прекрасной симфонической инструментальной частью. Правда, игралась тогда очень мало. Сам эскиз Петр лишь в 2019 году однажды спел в благотворительном концерте «по просьбам трудящихся» (отыскавших Cold Outside в опубликованном Петром архиве). Но когда наконец дело дошло до записи альбома «менестрельских песен», получившего в итоге название «Вивамус» (релиз состоялся в начале 2022 года), в Cold Outside не просто соединились текст (правда, всё тот же короткий) и инструментальная часть – получилась уже какая-то третья, совсем новая версия композиции. Однако на концертах новая Cold Outside так до сих пор ни разу и не была сыграна. И вот наконец пришел ее черед, причем в неожиданном составе музыкантов.
Потом играли Сильвестрова, в том числе «La belle dame sans merci» из цикла «Тихие песни» – звучала прямо-таки как средневековый эпос. А завершал первое отделение «Танец большой трубки мира» из оперы-балета Жана-Филиппа Рамо «Галантные Индии». На самом деле, конечно, не «галантные Индии», а «благородные индейцы»; здесь я должна поблагодарить подругу по счастью за замечательный ликбез об этом произведении и о самом Рамо, Собственно, ссылка на статью, найденную ею, здесь. Эта вот «Трубка мира» несколько дней сама собой крутилась у меня в голове. Тот случай, когда это «проникновение в мозг» помимо воли еще и очень приятно; все-таки вещь, в нынешней терминологии, с потенциалом хита:) Таких в концерте было немало, я потом, после концерта, по очереди залипала то на одно, то на другое.
Второе отделение показалось более «живеньким», и там была основная масса песен Петра Налича. Начиная с «Баллады», написанной Петром в незапамятные времена вместе с другом Артемом Черниковым – вроде как друзья собирались замутить что-то мистическое, но так и не собрались...
И как естественно в соседство с «Менуэтом» в старинном стиле (для меня неожиданное открытие Шнитке) вписалась Princess («Принцесса») Налича!.. Очень интересная настроенческая вещь, текстовая, всегда мне очень нравилась – но в концертах редкий гость...
После Шнитке нас ждала премьера: Bella Aurora Петра Налича. Собственно, когда игралось, было непонятно – может, это что-то старинное, просто малоизвестное, с такими ренессансными и народными нотками одновременно.
А дальше повлек за собой, как стремительная колесница, «Старинный гобелен» Тамарина, и вот уже звучит «что-то в духе Че Гевары», по выражению кого-то из зрителей: оказалось, La Maza Сильвио Родригеса. И, в продолжение бодрой части концерта, очень выразительно прозвучала «Гальярда» Антонио Валенте.
В завершение Александр Барклянский завел речь о плагиате, вернее, самоплагиате у великих композиторов и плавно подвел ко всем известной «Старинной французской песенке» из «Детского альбома» Чайковского, она же «Песня менестрелей» из его же оперы «Орлеанская дева». Мелодия эта и правда заимствована Петром Ильичом из старинной французской музыки: она звучит в гавоте французского композитора XVII века Жана-Анри д’Англебера, гавот назван по первой строчке «Où êtes-vous allées?». Но и д’Англебер пользовался наследием предшествовавших поколений. Так старинная французская песенка и прозвучала в исполнении «Страдиваленок» и Петра Налича: сначала французский куплет д’Англебера, потом русский Чайковского (в опере его поет хор). А во вступлении нашлось место для соло ханга. Да, за расследование этой части истории, как и за добычу текстов, надо поблагодарить видеофею, известную под ником Annushka. Также обеих видеофей мы должны особо поблагодарить за наличие видео с этих (а также других) концертов с участием Петра Налича.
Однако, конечно, без бисов, пусть и заготовленных, обойтись никак было нельзя, и Петр спел еще и свою песню Silver Lightning – вроде бы не мистическую и не менестельскую, но очень лирическую и не затасканную.
В Санкт-Петербурге концерт игрался в рамках IX Международного фестиваля «Классика без границ» (год назад Квартет Stradivalenki с Петром участвовали в VIII фестивале, они приезжали с программой «Любовный напиток», в которой также перемежались инструментальные и вокальные произведения из разных эпох). При полном повторении программы концерт в петербургской филармонии сильно отличался, и не только по обстановке и настрою публики (все-таки клуб есть клуб, даже если он джазовый). Во-первых, клуб Козлова серьезно озаботился не только звуком, но и световым оформлением (на некоторых произведениях, правда. принципиально не светили на Петра. но там это всё же была концепция и идея, и в следующих номерах певец «выходил из сумрака»). К слову, клуб Козлова также сделал хорошую трансляцию концерта. В филармонии же свет был очень тусклым и очень странным – фактически из-за спин музыкантов, так что оставалось разглядывать великолепные интерьеры с лепниной и силуэты на их фоне. А еще в филармонии отсутствовали микрофоны – то есть совсем, у всех, включая Петра. Но на то она и филармония – слышно было хорошо. И там был настоящий клавесин! В общем, чтобы просто расслушивать музыку, не отвлекаясь на шумы, возможно, это был как раз идеальный вариант.
Как выяснилось, готовились «Песни для Иоланты» целых два года. Ведь это действительно не просто тематический концерт: здесь не случайна каждая мельчайшая деталь. Это как будто концерт-спектакль, при том что составляет его только музыка – но ведь есть и концепция, и даже сюжет, и его развитие. И в финале в картонном замке Иоланты обязательно зажигаются свечи...
Очень хочется, конечно, повторения этой прекрасной программы, новых и новых встреч с ней. Периодически переслушиваю записи с этих концертов просто для поднятия настроения. Ну и, в общем-то, почему бы нет – будем надеяться и ждать...
А пока слушать и смотреть целиком здесь:
И здесь:
Питер здесь: