Найти тему
GowiththeWind

Удивительное путешествие во времени и пространстве. Концерт квартета "StradiВаленки" при участии Петра Налича

Знаете ли вы, что такое классический кроссовер? У меня представление об этом стиле было довольно смутное, в основном он у меня ассоциировался с песней Алессандро Сафины "Luna". И существовали мы с этим кроссовером где-то в параллельных плоскостях, пока не случилось вдруг интересное событие - выступление Петра Налича в программе московского квартета "СтрадиВаленки".

Ноябрь и начало декабря 2021 года прошли в состоянии крайней неустойчивости и нарушении всех планов - крупные концерты-презентации нового альбома Петра Налича "Песни пиратов" из-за новых пандемийных ограничений были перенесены аж на весну. Полная неопределенность стала уже привычным фоном к каждому культурному мероприятию. И внезапно в этой "полосе обломов" случился концерт, который иначе как подарком судьбы и не назовешь. Место проведения - театр Старого парка в Кабардинке, поселке, административно входящем в состав Геленджика. Мне тогда ни название Старого парка, ни упоминание театра в нем ничего не говорило - и тем чудеснее оказалось в итоге это открытие. Соблазн сорваться в дальние дали был непреодолим, тем более что будущее выглядело абсолютно туманным и грустным. А тут каждое слово, каждая деталь объявленного мероприятия звучала какой-то фантастикой. В общем, поездка получилась абсолютно сюрной, каким-то концентрированным потоком ловко украденного счастья в сочетании с абсолютной фантастичностью происходящего.

Что такое Геленджик в ноябре? Это... весна. Не, я понимаю, что горы серы и сады пусты - весна на юге должна выглядеть иначе. Но у себя на севере привыкаешь хорошо различать оттенки серого. И стереотип опыта говорит: осень так не выглядит. Да даже если судить по температуре воды в море: +14 это вообще-то лето. Прибалтийское, например. А когда серые голые ветки еще и усыпаны отборной спелой хурмой, а за каждым вторым углом цветет юкка!.. Я понимаю, тому, кто на море ездит каждый год, этого не понять:) Капризная погода вечером поливала мелким теплым дождиком (после наших-то снегов!), а утром разметала тучи и выпустила ну совершенно не ноябрьское солнце.

Следующим удивительным открытием стал Старый парк. Он на самом деле не такой уж старый - ему всего лет 20. Парк этот художественно-скульптурно-архитектурный, как его охарактеризовали в описании на сайте, " галерея цивилизаций". Тут есть всё - мечеть в двух шагах от православной часовни, античный храм в нескольких метрах от китайской беседки с фонариками, какие-то шаманские камни и просто остроумные философские образы, воплощенные в скульптуре. Сначала поражаешься концентрации всего на этом, вообще-то, не таком уж большом пространстве. Да, во многом это китч, но такой концентрированный, что это уже превращается в некую самоценную идею. Потом еще больше поражаешься, узнав, что создал всё это один человек. Александр Алексеев, местный житель, журналист и писатель, скульптор-самоучка.

Круглое здание театра Старого парка располагается у самого входа. Оно, несомненно, создавалось под влиянием античной культуры - хотя эклектика и гротеск здесь во всем. Внутри зрительный зал тоже полукруглый, небольшой, зрительские места расположены амфитеатром, поэтому обзор очень удобный. И повсюду - пышный декор, а над последним рядом - архангелята-купидончики с трубами. В общем, место, можно сказать, экзотическое, но камерное и удобное.

Ну и о героях события. Я, если честно, о квартете "СтрадиВаленки" (или так - #StradiВаленки ) раньше не слышала. Но оказалось, что и там есть знакомые (гнесинские) лица. Все - суперпрофессионалы и, кстати, мультиинструменталисты. Итак, состав квартета.

-6

Александр Барклянский (скрипка, а также различные перкуссии) - выпускник Московской консерватории, работал в целом ряде оркестров, а в театре "Новая опера" создал оркестр старинной музыки. С 2013 года художественный руководитель и дирижер и камерного оркестра Moscow Collegium Musicum. И в том же 2013 году он создал квартет StradiВаленки.

-7

Надежда Котнова (фортепиано, а также ряд других инструментов, включая даже аккордеон) окончила РАМ им. Гнесиных, а затем аспирантуру РАМ. Вот, ее-то завсегдатаи гнесинских спектаклей помнили как концертмейстера!

-8

Евгений Алтудин (аккордеон) - также выпускник Гнесинки; кстати, обладает дипломом не только аккордеониста, но и звукорежиссера. Между прочим, сотрудничал с такими известными авторами песен, как Борис Кинер, Михаил Цитриняк, Ольга Арефьева. Играет в театрах Елены Камбуровой и «Мастерская Петра Фоменко».

-9

Ну и Андрей Березин (контрабас, а также... танцы!).

Действо называлось "концерт-перформанс". Действительно, это было нечто большее, чем просто концерт - со сквозными сюжетами и темами в конферансе, переодеваниями, некоторой театральностью. Значительную часть концерта составляли инструментальные композиции - попурри из известных произведений. Хотя, кажется, еще и в своих аранжировках и переработках. Во всяком случае, названия номеров выглядели иной раз как-то загадочно - кажется, "СтрадиВаленки" постоянно играют со своим зрителем, где-то ему хитро подмигивая, где-то выдавая шутку с серьезной миной... Во время конферанса шутки звучали постоянно.

Как я понимаю, квартет "StradiВаленки" играет разные программы (по ссылке выше - номер из другого их концерта). Программа, которая игралась в Старом парке, называется "Любовный напиток"; помимо собственно квартета, в ней участвует певец-тенор, исполняющий разные романсы, арии и песни, естественно, все о любви. Программа эта в репертуаре квартета уже давно, но исполнялась с другими певцами; #Петр Налич "СтрадиВаленками" был приглашен впервые.

-10

Концерт состоял из двух отделений. Для Петра они имели важные отличия: первое отделение было по сути академическим, второе скорее эстрадным. Петр превосходно владеет обоими типами вокала, и здесь было интересно услышать и академ, и эстраду в одном концерте. В первом отделении исполнялись ария Орфея из оперы "Орфей и Эвридика", баллада Герцога из "Риголетто", романс Неморино, Песня певца за сценой А.Аренского и "Неаполитанская тарантелла" Россини. Исполнялось всё это, кстати, без микрофона (как, собственно, и требует академический жанр).

Второе отделение включало неаполитанскую песню "Влюбленный солдат" (кстати, тоже академ); песню "То остатня недзеля" (Л.Десятников, З.Фридвальд) - это, между прочим, не что иное, как польский вариант песни "Утомленное солнце"; песню "Парижский снег" Арно Бабаджаняна на стихи Андрея Вознесенского. Вот две последние песни пелись уже с микрофоном; ну, собственно, эти песни уже предполагают другую подачу, больше на полутонах и даже вполголоса. Кстати, сразу заметно, как меняет микрофон даже тембр голоса - совсем немного, но если прислушиваться, то заметно. Без микрофона тембр мягче, хотя, конечно, певцу сложнее быть достаточно громким на фоне ансамбля.

Но, однако, в программе были заявлены еще и танцы!.. Но в чьем исполнении? Вот тут и таился сюрприз. Концерт у же близился к концу; звучало попурри из произведений Нино Роты. Какая все-таки красивая, темпераментная, огневая музыка!.. И вдруг на последних тактах... Да вы посмотрите сами!

А завершала концерт после столь эффектного выхода собственная песня Петра Налича "Сердце поэта". Александр Барклянский еще шутливо поворчал, что его лишили партии скрипки, посадив за кахон.

Ну и бисы - как же без них:

В общем, концерт получился неожиданным, ярким, эффектным, действительно как настоящий карнавал. А еще он все-таки стал настоящим сюрпризом. Стало интересно, как вдруг появилась идея такого сотрудничества, о чем Петр с готовностью рассказал.

– Как вы познакомились с квартетом StradiВаленки?

– Надя Котнова работает концертмейстером в оперной студии Гнесинки, там мы и познакомились. Однажды, году в 2013-м, еще во время учебы в Гнесинке, мы с оперной студией ездили в Донецк со спектаклем «Евгений Онегин» – я там пел Ленского. (Это был XVII Международный фестиваль «Прокофьевская весна».) Туда с Надей ездил и Саша Барклянский, они там выступали. Ну и вот сейчас они меня позвали в этот концерт.

– Какое впечатление от этой совместной работы?

– Они профессионалы, особенно в академическом жанре. Работалось с ними легко и приятно.

– Были ли вы раньше в Геленджике и Кабардинке?

– Нет, был там со "СтрадиВаленками" в первый раз.

– Есть ли планы повторить такой концерт в будущем?

– Возможно, мы со "СтрадиВаленками" еще споем.

А теперь - важная информация: "СтрадиВаленки" и Петр Налич снова затеяли «Любовный напиток». Концерт состоится 8 марта в Рязанской филармонии, билеты здесь. Тем более программа не будет повторяться один в один, обещают даже оперетту! Такого мы от Налича точно еще не слышали.

-11

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц