Найти в Дзене
В море книг

Дьяволиада как советский образ жизни

В конце 90-х годов в свет вышел десятитомник более-менее полного собрания сочинений Михаила Булгакова. Каждый том был озаглавлен известным произведением. Однако, помимо самого известного произведения, в некоторые тома входило множество коротких рассказов и зарисовок. Яркие, искромётные, они не оставляют равнодушным ни одного читателя. Я взял первый том сочинений Михаила Булгакова под названием «Дьяволиада». Несколько десятков коротких зарисовок о жизни советской Москвы и сама «Дьяволиада» - маленькая повесть. Казалось, что эта повесть – затерявшаяся страничка большого романа «Мастер и Маргарита». Тот же стиль, та же смешная чертовщина советской жизни столицы 20-х годов прошлого столетия. Вскоре понимаешь, что сама жизнь мелкого московского чиновника никак не могла протекать без чертовщины, ибо нет такой силы кроме потусторонней, которая смогла бы справиться с советской бюрократией. Вся жизнь советского чиновника была поставлена с ног на голову.

«-Так я же, товарищ, Коротков.
-Удостоверение дай.
- Украли его у меня только что, - застонал Коротков,- украли, товарищ, молодой человек с усиками.
-Удостоверение дай, что украли.
-От кого?
- От домового
В 10 часов утра следующего дня Коротков наскоро вскипятил чай, отпил без аппетита четверть. стакана и, чувствуя, что предстоит трудный, хлопотливый день, покинул свою комнату и перебежал в тумане через мокрый асфальтовый двор. На двери флигеля было написано: «Домовой». Рука Короткова уже протянулась к кнопке, как глаза его прочитали: «По случаю смерти свидетельства не выдаются».

Смысл короткого рассказа «Дьяволиада» - отчаянная борьба маленького человека с советской бюрократией. Что самое интересное, многие описанные в нём вещи сопровождали нас весь отрезок в советском периоде. Советская бюрократия непобедима, в принципе. Именно смешением советского быта и дьявольщины, тонко высмеянная глупость чиновничества, придали творчеству Булгакова уникальность и узнаваемость.

Москва 1921 год.
Москва 1921 год.

Он умел красочно описать то, что узнаешь даже в наши дни и заставлял смеяться над этим. Михаил Булгаков с особой нежностью писал о Киеве. Через булгаковские строки чувствуешь неповторимую ауру украинской столицы. И что интересно, он уже тогда писал о различных церковных конфессиях. Т.е., уже в начале двадцатого века Православная церковь на Украине не отличалась единством.

Москва для Михаила Афанасьевича Булгакова служила вдохновенной лирой. Но, скорее, не московская аура, а московские порядки. Центральной темой для писателя стала тема уплотнения, т.е., подселение незнакомых, иногда случайных людей, в уже заселённые комнаты. Показателен прекрасный, с тонким юмором, рассказ «№13 Дом Эльпид-Рабкоммуна». В богатый и роскошный доходный дом, после того, как выгнали буржуев, поселили всякую чернь, работяг, забулдыг и прочий сброд. На дворе стояла зима, дом отапливался, пока было чем. Но наступили трудные времена и, хотя домуправ требовал не ставить буржуйки, кто-то втихаря поставил. Дымоход вывел в обитую войлоком вентиляционную шахту. Топили инкрустированным паркетом (у меня аж дыхание перехватило). Естественно, дом спалили. А дом был хорош, богатый. Эх, большевички! Что же вы натворили? Да разве можно всякую чернь в благородные дома пускать?!

Дом Пигита на Большой Садовой, 10, ставший прообразом дома Эльпита
Дом Пигита на Большой Садовой, 10, ставший прообразом дома Эльпита

В начале Книги помещена статья Виктора Петелина «Часы жизни и смерти» о самом Булгакове. Он родился и вырос в благородной семье, получил блестящее образование. Будущность казалась ему спокойной и безмятежной. Но революционеры решили по-другому. Булгакова призвали в рабоче-крестьянскую красную армию и отправили на Кавказ. С каким юмором он описывает то, как власть в селе менялась по пять раз на дню, как он убегал, не зная от кого, но будучи уверенным, что если догонят, то обязательно пристрелят.

Естественно, обо всех рассказах не напишешь, хотя каждый рассказ хорош. Прочитав рассказ о московских извозчиках, поймал себя на мысли, что если слово «извозчик» поменять на слово «таксист», то получится такой же веселый рассказ о современной Москве. Наверное, это и есть признак литературной гениальности, когда давно написанное произведение актуально и в наши дни.

Повторюсь, необыкновенно яркие и смешные, короткие рассказы Булгакова наполнены глубоким смыслом. Например, рассказ «Грядущие перспективы»

Плакат 1925 год
Плакат 1925 год
«И вот пока там, на Западе, будут стучать машины созидания, у нас от края и до края страны будут стучать пулеметы. Безумство двух последних лет толкнуло нас на страшный путь, и нам нет остановки, нет передышки. Мы начали пить чашу наказания и выпьем ее до конца. Там, на Западе, будут сверкать бесчисленные электрические огни, летчики будут сверлить покоренный воздух, там будут строить, исследовать, печатать, учиться. ..
А мы. .. Мы будем драться. Ибо нет никакой силы, которая могла бы изменить это. Мы будем завоевывать собственные столицы. И мы завоюем их.
Англичане, помня, как мы покрывали поля кровавой росой, били Германию, оттаскивая ее от Парижа, дадут нам в долг еще шинелей и ботинок, чтобы мы могли скорее добраться до Москвы. И мы доберемся. Нам придется «устать» еще больше. ..
Нужно будет платить за прошлое неимоверным трудом, суровой бедностью жизни. Платить и в переносном, и в буквальном смысле слова. Платить за безумство мартовских дней, за безумство дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станком для печатания денег. .. за все!
И мы выплатим. И только тогда, когда будет уже очень поздно, мы вновь начнем кой-что созидать, чтобы стать полноправными, чтобы нас впустили опять в версальские залы.
Кто увидит эти светлые дни? Мы? О нет! Наши дети, быть может, а быть может, и внуки, ибо размах истории широк и десятилетия она так же легко «читает», как и отдельные годы. И мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям: «Платите, платите честно и вечно помните социальную революцию!»
Вручение переходящего Красного знамени победителям социалистического  соревнования
Вручение переходящего Красного знамени победителям социалистического соревнования

И ведь мы не задумывались о том, почему во всём мире сбор урожая, а у нас битва за урожай? Почему у нас «И вновь продолжается бой»? Почему за высокие достижения в труде везде переводят на более высокооплачиваемую работу, у нас же дают переходящее Красное знамя? Почему у нас все время «выполним и перевыполним? Попробуйте иностранцу объяснить официальный термин советской экономики «Недовыполнение перевыполнения производственного плана». Я сам заполнял такую графу в производственном отчете. А как понять принятые социалистические обязательства в роддоме? Действительно, вспоминаешь всё это с доброй улыбкой. Весёлая дьяволиада какая-то!

Душа отдыхает, читая короткие рассказы Михаила Булгакова. Чего стоит рассказ по мотивам гоголевского ревизора. Впечатление такое, как будто автор писал его сегодня. Рассказ называется «Похождение Чичикова»

«И по Москве вскоре загудел слух, что Чичиков - трильонщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват в спецы. Уже Чичиков снял за 5 миллиардов квартиру в пять комнат, уже Чичиков обедал и ужинал в «Ампире».
Крикнули инструктора Бобчинского:
- Катись на Тверской бульвар в арендуемое им предприятие и во двор, где его товары, может, там что откроется!
Возвращается Бобчинский. Глаза круглые. - Чрезвычайное происшествие!
-Ну!!
-Никакого предприятия там нету. Это он адрес памятника Пушкину указал. И запасы не его, а «Ампира».
Тут все взвыли.
-Святители угодники! Вот так гусь! А мы ему миллиарды!! Выходит, теперича ловить его надо!»

Интеллигенция на уборке урожая
Интеллигенция на уборке урожая

Извечная тема русской интеллигенции. Её много, с ней можно не церемониться, она везде выживет. И действительно, захочешь есть, всё сможешь.

«- Вот писали все: гнилая интеллигенция, гнилая. .. Ведь, пожалуй, она уже умерла. После революции народилась новая, железная интеллигенция. Она и мебель может грузить, и дрова колоть, и рентгеном заниматься.
-Я верю, -продолжал я, впадая в лирический тон, - она не пропадет! Выживет.
Он подтвердил, распространяя удушливые клубы «Ирой» рассыпной:
-Зачем пропадать. Пропадать мы не согласны.»

И ведь действительно, так и было. Врачи, профессора умели и обувь сами чинить, и мебель делать, и салазки своим деткам смастерить. Ни черта же не было. У меня, например, очень мало покупных игрушек было. Всё самоделки, от первого игрушечного пистолета до добротной модели корабля на резиновом моторе. Гребные винты из консервной банки вырезали. В игрушечных магазинах такая убогость была. Если удавалось купить трактор на батарейках, так ведь батарейки скоро кончались. А это был страшный дефицит. Фонарики были у всех, батареек не было ни у кого. Во, были времена!!!

В строках Булгакова наблюдается удивительная точность и очень тонкий юмор. Его нельзя скопировать, написать что-то похожее. Причем юмор иногда был на грани фола. Ему повезло, в двадцатых годах прошлого столетия идеологическая цензура была очень слабой, многое можно было печатать.

«- Вчера в шестнадцатой квартире у комсомолки вся юбка обгорела. Бабы говорят, что это ее Бог наказал за то, что она в комсомол записалась.
- Бабы, конечно. .. они понимают. ..
- Нет, ты не смейся. Представь себе, только что она записалась, как - трах! - украли у нее новенькие лаковые туфли. Комсомолхина мамаша побежала к гадалке. Гадалка пошептала, пошептала и говорит: взяла их, говорит, женщина, небольшого росту, замужняя, на щеке у ей родинка.
Комсомолки 20-х годов
Комсомолки 20-х годов
Ответственный работник из центра, прямо с поезда сорвавшись, обрушился в провинциальное учреждение типа просветительного.
- Как, товарищ, у вас работа среди женщин? - скороговоркой грянул столичный, типа- Time is money.- Ничего, - добродушно ответил ему провинциальный, безответственный, беспартийный, дыхнув самогонкой,- у нас насчет этого хорошо. Я с третьей бабой живу.
- Мы вам не Рур,- было написано на плакате.
- Российское Управление Романовых, - прочитала моя знакомая дама и прибавила:
- Это остроумно. Хотя, вообще говоря, я не люблю большевистского остроумия.
КУРСКАЯ АНОМАЛИЯ
-А много ее действительно, - спросил квартхоз, возвращая мне газету,- или так, очки втирают? Ежели много, можно было бы англичанам продать. .
- Вот именно,- согласился я,- пускай подавятся!
ПРОГРЕССИВНЫЙ АППЕТИТ
Подоходный налог. Одного обложили в 10 миллиардов. Срок 10 -го числа в 4 час. дня. Он 9-го утром принес деньги и не протестовал и не подавал заявлений. Молча уплатил.
- Мы его мало обложили, - смекнул инспектор и обложил дополнительно в 100 миллиардов. Срок 15-ro, 4 час. дня. 14-го в 1О ч. утра принес.
- Эre-re! -сказал инспектор.
Обложили в триллион. 20-ro, 4 час. дня. 20-ro в 4 час. дня обложенный привез на ломовике печатный станок.
- Печатайте сами,- сказал он растерянно.»

От души смеялся, читая рассказы «Лестница в рай», «Геркулесовы подвиги светлой памяти брандмейстера Назарова».

Брандмейстеры (пожарная охрана)
Брандмейстеры (пожарная охрана)
«Подвиг 1
Борьба с теплом
Первым долгом налетел брандмейстер на временные железные печи решительно во всех помещениях и все их разобрал в пух. Так что наши можайские железнодорожники, товарищи-граждане, братья, сестрицы, вымерзли, как клопы. »

Последнем коротким произведением в первом томе собраний сочинений Михаила Булгакова был очерк «Советская инквизиция». После юмористических рассказов этот очерк читать жутко. В нем Булгаков рассказывает о дичайших преступлениях чекистов в Киеве. Речь идёт о массовых расстрелах без суда и следствия. Речь идёт о многих сотнях расстрелянных ни в чем не повинных людей. Описаны пытки, издевательства чекистов. Мне одно не понятно, просто не укладывается в голове, откуда такая звериная жестокость. Сразу возникают вопрос: знал ли Ленин о подобных массовых расправах? Конечно знал, следовательно, одобрял, раз не пытался остановить. Революция, замешанная на крови огромного количества людей, не может быть праведной, не может быть шагом к человеческому прогрессу. И все её руководители: Ленин, Троцкий и прочие не могут не считаться преступниками. Ради какой такой цели были проведены массовые расстрелы? Я не могу привести тут фрагменты булгаковского очерка, не могу даже пересказать их. Это будет шок-контент. Булгаков приводит факты, цифры, фамилии исполнителей. Приведены факты взяточничества в обмен на жизнь. И заметьте, коммунисты всячески замалчивали свои злодеяния, упорно взращивая в нашем сознании образ исключительно честного чекиста с горячим сердцем и холодным разумом. Удивительно то, что очерк «Советская инквизиция» не стал поводом для репрессирования писателя.

Закончить же обзор первого тома собрания сочинений Михаила Афанасьевича Булгакова я хотел бы трогательным и нежным рассказом о любви в непростое время. Удивительный рассказ, полный юмора по отношению к чужому ребенку и трепетного отношения к его маме. Рассказ называется «Псалом».

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал

-9