Продолжаю делиться аутентичными зрительскими отзывами по следам премьерных показов легендарных советских фильмов, которые не так уж часто нынче повторяют по ТВ. На очереди ретро-рецензия на фильм "Ко мне, Мухтар!" из областной газеты от 3 марта 1965 года:
ФИЛЬМ О ВЕРНОСТИ И ДРУЖБЕ
Любая тема — малая или большая — может стать хорошей основой настоящего произведения искусства. В этом убеждаешься, когда смотришь новый фильм по повести И. Меттера «Мухтар»
Это повесть о чести, о верности, о дружбе, о человечности.
Главного героя — младшего лейтенанта милиции Глазычева — играет артист Ю. Никулин.
Зритель давно и хорошо знает этого великолепного мастера арены и экрана. Но в новом фильме «Ко мне, Мухтар!» он удивил и порадовал многих горячих своих почитателей.
Никулин в этой роли неузнаваем. И дело не только в милицейской форме. Походка, шест, интонация — в них ничего не осталось от коверного клоуна Юрки и туповатой хитрости комедийных экранных «героев» Никулина — чудаков, жуликов, пьяниц, тунеядцев. Он создал образ честного труженика, работника милиции, человека высокого душевного благородства.
Удивительна наполненность фраз Глазычева-Никулина, правдивость, естественность его поведения, то самое «не играть!», которого так упорно добивается актёр.
В его поведении на экране — достоверность поступков, слов, жестов, всё то, что рождает веру в правдивость образа.
Глазычев у Никулина — человек обыкновенный, нет в нём выдающихся черт, но наряду с этим он — личность примечательная своим отношением к делу, к людям.
Нельзя не проникнуться большой симпатией к его верности, которой он платит Мухтару за любовь. Он бросается под пуля бандитов, спасая Мухтара, а потом вступает в бой с бюрократами, чтобы выхлопотать «пенсию» заслуженной собаке, ставшей инвалидом.
Отвага и мужество, человечность и душевность — такими качествами обладает герой фильма, который повседневно занимается самоотверженной и подчас небезопасной работой.
В «роли» Мухтара, служебного пса, «выступил» пес Дейк киевского дрессировщика-любителя Длигача. На студии ходили легенды о понятливости Дейка.
Действительно, собака «играет» замечательно: радость, тоску, грусть, бестолковость, сообразительность. Конечно, помогают играть режиссёр и оператор, но попробуйте это сделать с «бездарной» собакой.
Взять хотя бы сцену ревности. когда Мухтар, сдерживаясь изо всех сил, не может скрыть своего горя, когда узнает, что Глазычев любит ещё жену и сынишку.
Мухтар для Глазычева — это не просто отличный пес, а верный друг, незаменимый помощник в работе.
И Мухтар отказывается узнать свою прежнюю хозяйку, красивую и бездушную дамочку, продавшую верного, любящего пса работникам милиции. Видно, «собаки, как и люди, не любят, когда их продают».
Режиссёр-постановщик фильма С. Туманов избежал превращения истории Мухтара в кинематографическую аллегорию. Нет, Мухтар — просто собака.
Фильм смотришь неотрывно, с волнением. Понимаешь цену дружбы, то, что дружбу не покушают, что предательства не прощают даже животные.
Образ Глазычева утверждает мысль о подлинной человечности, показывает скромную, неброскую красоту души героя, щедрость его сердца.
Большая гуманистическая идея, скрыта за внешней сдержанностью, согретая теплом человечности, властно захватывает зрителя, В этом большая заслуга создателей фильма — режиссера С. Туманова, оператора А. Харитонова и других. Им мы обязаны встречей с произведением настоящего искусства.
Н. КОВАЛЁВА
(с) пролог, OCR и подготовка оригинального текста — Albert Magnus (специально для kin0guru)