Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

О русских подводных лодках после русско-японской. "Минога" и "Акула"

Достаточно интересно сравнивать пути, которыми развивались различные виды вооружения в США, Европе и в России. В богатой Америке правительство затевает разные конкурсы на новые виды вооружения, и компании имеют возможности "развлекаться" (в надежде на перспективные заказы правительства). В Германии это тоже проработки империи по имени "Крупп". В Российской же империи развитие шло не за счет частного капитала, а, в основном, по государственной линии. С одной стороны вроде бы проще (казалось бы), с другой стороны масса "подводных камней", нерациональное использование средств, зависимость от множества факторов и "влиятельных" мнений, и как результат, получается не то, что задумывалось. (На эту тему есть масса комиксов).

-2

Опыт эксплуатации подводных лодок во время русско-японской показал что главным недостатком подводных лодок типа "Касатка" является их вооружение, а, именно использование наружного решетчатого торпедного аппарата системы С.К.Джевецкого. Идея была в том, чтобы установить на подводной лодке внутренний торпедный аппарат (аналогичный современным). Это позволило бы перезаряжать торпедные аппарата даже в подводном положении.

Был еще один нюанс. 25 сентября И.Г.Бубнов направил на имя главного инспектора кораблестроения докладную записку, в которой он указывал на повышенную взрывоопасность бензиновых двигателей.

Идея была в том, чтобы построить дизельную подводную лодку с торпедными аппаратами, заряжающимися изнутри. 3 мая 1905 года Морской технический комитет (МТК) рассмотрел проект подводной лодки водоизмещением 380 тонн, составленный корабельным инженером И.Г.Бубновым и капитаном 2 ранга М.Н.Беклемишевым. Проектанты (естественно) пошли по пути дальнейшего развития подлодок типа «Касатка» (построенной по их же проекту) с увеличением скорости подводного хода на 4 узла, увеличения скорости надводного хода (до 18 узлов) при дальности плавания 5000 миль в надводном положении и 32 мили в подводном положениях на аккумуляторах. Вооружение было комбинированным: сохранялись шесть торпедных аппаратов Джевецкого, но к ним в дополнение ставился трубчатый торпедный аппарат, с заряжанием изнутри ПЛ. В качестве строителя предлагался Балтийский судостроительный и механический завод, в качестве изготовителя двигателей надводного хода - завод «Л.Нобель». К этому времени обществом «Бранобель» уже были построены дизель-электроходы «Вандал», «Сармат» и «Скиф» с тремя четырехтактными трехциллиндровыми 120-сильными дизелями.

Но Бубнов ориентировался не на то, что было, а на то, чего хотелось. Предлагалась достаточно странная схема с двумя дизелями разной мощности, работающими на один вал. Мечталось, что "малый" 300 сильный дизель будет работать только на экономический ход, а при необходимости, через муфту будет подключаться 600 сильный дизель "парадного хода", который бы обеспечивал бы и 18 узловый ход, и зарядку аккумуляторов. В подводном положении оба дизеля отключались (тоже с помощью муфт) и работал только электромотор. Беда была в одном: у нас не было 600-сильных дизелей, муфт, батарей и электромоторов. Насчет 600-сильных судовых дизелей, я даже не уверен, что они были даже за рубежом.

Потом (естественно) начались переделки не совсем реального проекта. Совершенно очевидно, что в корпус "Касатки" водоизмещением 140/175 тонн впихнуть все желаемое невозможно, и проект разделился на два: малая ПЛ типа "Касатки" и большая ПЛ, водоизмещением 300 тонн. Совещание МТК одобрило проект малой подводной лодки, а также изменения внесенные в документацию ПЛ водоизмещением 360 тонн. Постройка лодки поручалась Балтийскому заводу, а общее наблюдение возлагалось на корабельного инженера И.Г.Бубнова. Отдел сооружений ГУКиСа выдал 9 февраля 1906 г. Балтийскому заводу наряд № 4457 на постройку двух подводных лодок водоизмещением в 117 и 360 тонн в будущем «Минога» и «Акула». Срок - 20 месяцев. Но...

Изначально завод на все получил всего 200 тыс. рублей ("вот тебе рупь, купи водки, закуски, цыган позови, а на сдачу ни в чем себе не отказывай"). Деньги ушли в основном на "подготовительные работы". Летом 1906 года заводские специалисты вели переговоры с фирмой «МАН» (Аугсбург, Германия), которая в то время занималась постройкой 300-сильных дизелей (тех самых "шестерок", лицензию на которые купила фирма "Нью Лондон"). Но впоследствии их решили не применять.

19 августа И.Г.Бубнов представил докладную записку в МТК с предложением изменить энергоустановку для подводного хода. Учитывая, что предполагавшийся дизель мощностью 600 л.с. не входил в габарит прочного корпуса, имел ряд недостатков, Бубнов высказал мысль об использовании трех дизелей по 300 л.с., работающих на отдельный вал каждый. На первом заседании члены комитета предложили приостановить постройку лодки и заказать один дизель для всесторонних испытаний. Все это отодвигало вступление ПЛ в строй на неопределенное время (а контракт никто не менял, как были 20 месяцев, так они и остались). Проблемным был и реверс: двигатели были нереверсивными, а реверс обеспечивался реверс-редуктором (что тоже не есть хорошо). К концу 1906 года на лодки были выделены более или менее адекватные суммы (около 500 тыс. рублей).

В январе 1907 года завод «Л.Нобель» получил заказ на 3 двигателя по 300 л.с и 2 двигателя по 120 л.с., завод «Вольта» в Ревеле - на гребные электродвигатели, причем срок поставки дизелей определялся в 15 месяцев со дня получения заказа. Французская фирма «Мэто» взялась за изготовление аккумуляторных батарей (срок поставки через 11 месяцев). Корпусные работы продвигались довольно быстро, особенно на малой подводной лодке, официальная закладка которой состоялась 6 февраля 1906 года.

14 июня 1907 года и малую и большую подводную лодки балтийского завода зачислили в списки флота под названиями «Минога» и «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройка которых должна послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства».

-3

20 сентября 1905 года проект «Миноги» был утверждён на заседании МТК, и 9 февраля 1906 года Балтийский завод получил заказ (наряд № 4 457) на строительство лодки. 6 сентября 1906 года состоялась закладка корабля.

Намеченный на весну 1908 года спуск первой из них пришлось отложить, т.к. завод «Л.Нобель» задержал поставку двигателей надводного хода. Первый дизель фирма Нобеля сдала в октябре 1908 года. Много времени ушло на создание реверс-редуктор - его разработал инженер К.В.Хагелин, но разработка сложности не представляла. Гораздо сложнее было изготовить редуктор. Потом случился пожар, уничтоживший уже закупленные во Франции батареи.

23 октября 1908 года впервые вышла в пробное плавание в Морской канал на единственном дизеле, другой ещё не был установлен. 7 ноября 1908 года состоялось пробное погружение у причальной стенки, по результатам которого было принято решение оснастить лодку свинцовым килем для увеличения балласта. Дорабатывали и достраивали лодку еще год. 31 октября 1910 года МТК рекомендовал по результатам испытаний принять лодку в состав флота.

Что получили в итоге? В габариты "Касатки" (водоизмещение 130/152 т.) поместили два четырехтактных трехциллинровых дизеля завода "Нобеля" (такие же как на "Вандалах") один электромотор-генератор, мощностью 70 л.с. Вооружение лодки - два трубчатых торпедных аппарата. Но есть нюанс: места для запасных торпед уже не хватило (Ну, и смысл? Разве, что в качестве эксперимента... ).

Команда у "Миноги" тоже была ... (экспериментальная). О подводной лодке "Почтовый" (с единым двигателем) мы уже рассказывали. В 1912 году командиром лодки стал лейтенант А. Н. Гарсоев, который до этого командовал «Почтовым». По ходатайству Гарсоева команда «Почтового» была в полном составе переведена на «Миногу».

-4

23 марта 1913 года совершавшая пробное погружение «Минога» из-за ошибки экипажа набрала воды через полуоткрытый клапан вентиляции (не до конца закрытый командой) и затонула на глубине 30 метров. Спасательная операция завершилась успешно. Экипаж отравился хлором от батарей, но был доставлен в госпиталь. В 1918 году лодка прошла ремонт на Балтийском заводе и была отправлена на Каспий. Под командованием Ю. В. Пуаре участвовала в Гражданской войне, входила в состав боевых подразделений в Каспийском море. 21 ноября 1925 года в связи с износом всех механизмов была сдана для разборки на металл.

-5

Что же касается большой лодки ("Акулы"), то...

"Акула" была заложена на Балтийском заводе в декабре 1906 года. 22 августа 1909 года лодка благополучно сошла на воду. По окончании достроечных работ подлодка, которой командовал старший лейтенант Власьев С.В., вышла в Бьоркэ-Зунд для осуществления предварительных заводских испытаний. С мая по июль 1910 года в кронштадтском доке «Акулу» дорабатывали в соответствии с замечаниями. Во время данных испытаний была выявлена необходимость замены гребного электрического двигателя на более мощный, гребных винтов, установки на трубчатые торпедные аппараты обтекателей. 4 октября 1909 года подводная лодка "Акула" выйдя из дока, прошла в Бьоркэ-Зунде для повторных заводских испытаний. Из-за ранних морозов контр-адмирал Главный инспектор минного дела Лиллье В.А. приказал отложить сдаточные испытания до момента перехода подводной лодки в Ревель. Специалисты Ревельского военного порта зимой 1909-1910 годов перебрали двигатели, установили трубопровод санитарной воды, систему парового отопления, укрепили перископы, улучшили вентиляцию носового отделения. Одновременно определялась остойчивость, испытывалось вентиляция, торпедопогрузочное устройство, компрессоры, другие механизмы и системы. В тоже время Балтийский завод изготовил комплект гребных винтов, которые были установлены в Ревельском плавучем доке.

"Акула" 15 марта 1910 года вышла на сдаточные испытания.

Что получилось в окончательном варианте?

-6

Лодка имела водоизмещение 370/475 т Лодка получила три 300-сильных четырехтактных реверсивных "четверки" завода Нобеля, один 300 сильный электромотор. Ни о каких 18 узлах надводного хода речь не шла. Скорость составляла 12 узлов (3 дизеля), 10.5 (2 дизеля), 6,5 (1 дизель). Подводный ход 6,5 узлов. Дальность плавания надводная 1900 миль (6,5узлов), 1400 миль ( 10,5 узлов), 1000 миль ( 12 узлов)
Дальность плавания подводная 30 миль ( 5,5 узлов) 13 миль (6,5 узлов). Экипаж 35 человек. Лодка имела одно помещение для отдыха команды (выше аккумуляторов) и три офицерских микрокаюты. Вооружение составляло четыре трубчатых торпедных аппаратов два по носу и два в корме, запас составлял четыре 450мм торпеды. Еще имелось четыре торпедных аппаратов Джевецкого, которые были установлены в вырезах надстройки. Визуальное наблюдение осуществлялось через 5 иллюминаторов выполненных в боевой рубке и пару выдвижных перископов системы Герца (длина 5 м, время подъема 20 секунд).

Во время Первой мировой войны «Акула» совершила 16 боевых походов, участвовала в постановке минных заграждений.

В ноябре 1915 года подводная лодка Балтийского флота «Акула» вышла в семнадцатый боевой поход. Последними лодку видели артиллеристы-наблюдатели с береговых батарей.

-7

Спустя почти столетие в 2014 году эстонские водолазы-исследователи обнаружили на дне Балтики корпус затонувшей подлодки. Довольно быстро удалось установить, что на 30-метровой глубине недалеко от острова Моонзундского архипелага Хийумаа лежит корпус лодки Российского императорского флота «Акула».