В творческой «среде» люди делятся на тех, кто конкурсы «одобряют», и тех, кто категорически против них. Но на самом деле, такое деление очень условно, и было оно в прошлом, а сегодня…
А сегодня ситуация несколько иная.
К тем, кто ранее к конкурсам относился одобрительно, «присоединилась», если можно так выразиться, «новая группа почитателей» этого «спорного» мероприятия. И это не конкурсанты и не их наставники, а предприимчивые люди, для которых конкурсы – очень выгодное коммерческое «предприятие» и доходный бизнес.
Если раньше, 20 – 30, и более лет назад, действительно, были конкурсы, в задачи которых входило сохранение и развитие наших российских исполнительских традиций, а так же, выявление и поддержка талантливых юных музыкантов и их наставников, то сегодня конкурсы, а чаще, так называемые, конкурсы-фестивали превратились в нечто, между прибыльным шоу бизнесом и, прошу прощение за сравнение, и… «Алло мы ищем таланты»...!?!?
Сегодня, как никогда, «немыслимое» количество различных конкурсов, фестивалей и подобных им мероприятий, в программу которых, если почитать положение, включено не только творческое «состязание», но… и, это, пожалуй, главное отличие от привычных конкурсов, на которые мы ездили раньше, «заманчивые» предложения от устроителей о прекрасном пребывании на конкурсе в комфортных условиях, где «все включено», плюс насыщенная развлекательная программа, и… дополнительный бонус – отдых на море, и много чего еще интересного…
И в добавок, и это – немаловажный фактор, а, пожалуй, самое привлекательное для участников подобных конкурсов – это красивый и «солидный» диплом «международного образца» за подписью авторитетного жюри, И…
И самое главное…
Участникам подобных конкурсов, они чаще проходят в «онлайн формате», необходимо прислать видио запись одного или двух произведений до 3-х минут… на усмотрение участников!!!
Всего лишь 3 минуты, и… «Диплом лауреата международного образца» совершенно реально можно получить!!!
И родители, не жалея средств, взносы на этих конкурсах соответствуют их статусу, «впрягаются» вместе со своим ребенком в марафон «бесконечных» конкурсов и онлайн, и офлайн...
Как сказал один папа: «Чего мелочиться, уж побеждать, так побеждать!», с гордостью, перечисляя бесконечные конкурсы…
Удивляет не столько то, что подобные конкурсы-фестивали с каждым годом «растут как грибы», а желающих участвовать в них – не просто много, а очень много. Сколько то, что в «настоящих», серьезных, профессиональных конкурсах желающих принять участие с каждым годом все меньше и меньше, а порой, и настолько мало, что конкурсное состязание получается неким «подобием» конкурса, как говорят « ПОНАРОШКУ».
Иногда бывали прецеденты, когда соревновались между собой два или три конкурсанта, а были случаи, когда в возрастной группе, чаще – в старшей, был только один конкурсант. Однако, даже в таких ситуациях все равно были лауреаты…
Если раньше, чтобы получить такое высокое звание, юному исполнителю необходимо было «переиграть» не один десяток конкурентов, то сегодня, можно стать лауреатом, когда ты – единственный участник.
И ситуация вполне объяснима.
Одно дело подготовить конкурсную программу с определенными требованиями, например, международный конкурс имени Валерия Гаврилина в Вологде: 1 тур – виртуозный этюд или каприс, две части старинной сонаты, виртуозная пьеса; 2 тур – крупная форма и обязательная пьеса В. Гаврилина «Модерато» или «Ларго», по сложности нисколько не уступающая самым сложным произведениям, или...
Другой пример, международный конкурс «Планета талантов», который проходит ежемесячно, практически, во всех крупных городах России. На данном конкурсе достаточно исполнить по желанию участника любое одно или два произведения до 5 минут.
Как говорится: «почувствуйте разницу».
Статус конкурсов одинаковый, и диплом выдается с одной и той же формулировкой «международный», а конкурсная программа, и подготовка к конкурсу, разве равнозначны?
Вот и получается, на конкурс в Вологду участников в этом году, сообщили из оргкомитета – недостаточно, а на «Планету талантов» – «отбоя нет»…
Вот так и исчезают «настоящие», «серьезные» конкурсы, необходимые учащимся и педагогам, заинтересованным, именно, в профессиональных результатах, а не в «статусных» бумажках, дипломах международных конкурсов..
Мы ранее с большим удовольствием принимали участие именно в таких конкурсах, в которых было все по-настоящему: и "судейство", и обсуждение результатов за «круглым столом» и… многочисленное число участников-конкурсантов во всех возрастных группах
------------------------------------------------------------------------------------------
«P.S.» Заманчивая вещь «ПОРТФОЛИО»… в котором много красивых дипломов с победами на международных конкурсах. Правда, порой трудно определить для кого эти дипломы более «желанны»: для ребенка или родителей…
А вот для преподавателей – дипломы международного образца, необходимая вещь, и для аттестации, и для «прибавки» к зарплате, начислению «СТИМУЛИРУЮЩИХ»…
И еще…
С каждым годом, все меньше и меньше учащихся, которые хотят и могут подготовиться к «настоящему» конкурсу. И не потому, что талантливых детей стало меньше, а потому, что, к великому сожалению, взрослые показывают своим детям на примере, что результат на "бумажке» не отражает реальные усилия человека в его достижении, а о последствиях в дальнейшей жизни ребенка такого "успешного" опыта, видимо, взрослые не задумываются.
Пишите. С удовольствием отвечу.
Ваша Галина Молькова.