Из исследований описанных в статье Психологическая сепарация от родителей (часть 1) становится очевидным, что данный процесс затрагивает широкий спектр человеческих отношений: дружеских, супружеских, любовных, родственных, партнерских и т.п. Однако сепарация в детско-родительских отношениях – первична по отношению ко всем другим, она выступает прототипом и закладывается в фундамент модели всех последующих взаимоотношений.
В своих работах отечественный специалист, глубоко исследовавший сепарационную проблематику, В.П. Дзукаева разделила традиционное определение сепарации, тождественное понятию «личностной автономии» и современное. Для традиционного понимания психологической сепарации характерно отождествлять ее с отказом от привязанности детей к родителям, не только к отделению от них, но и к отдалению. Для современного понимания сепарации характерно рассматривать ее также как достижение автономности, но при сохранении доверительных отношений с родителями. Иначе говоря, современное понимание сепарации в зарубежной психологии заключается в достижении независимости от матери и отца, но с сохранением детско-родительских отношений на новом, более зрелом уровне.
Следует рассмотреть, как описывается структура психологической сепарации в психологической литературе.
Дж Хоффман (Hoffman), исследуя процессы сепарации, определил четыре основных компонента их составляющих:
- Конфликтная независимость – отсутствие таких чрезмерных негативных переживаний, как чувство вины, гнева и тревоги в детско-родительских отношениях.
- Аттитюдная независимость – достижение свободы убеждений, то есть независимости собственных убеждений от родительских установок.
- Эмоциональная независимость – освобождение от обязательного одобрения со стороны родителей и от необходимости постоянной их поддержки.
- Функциональная независимость – свобода в принятии решений, независимость в осуществлении самостоятельной деятельности без родительской помощи.
Р. Джоссельсон (Josselsson) выделил четыре стадии психологической сепарации:
- «Стадия дифференциации». У ребенка складываются собственные убеждения, уже отличающиеся от убеждений и взглядов мамы и папы. Во многом на этой стадии это происходит из-за нарастания важности мнений и взглядов новой референтной группы ребенка – его сверстников.
- «Стадия проб и ошибок, начало практического отделения». В это время происходит половое созревание ребенка, он часто вступает в конфликты с родителями, старается вести себя максимально независимо, вплоть до демонстрации неповиновения и прямой конфронтации.
- «Стадия нового сближения». Подросток уже достиг определенной автономии от родителей и стремится её сохранить, однако уже не вступает в конфронтацию, а напротив – стремится сохранить доверительные отношения с матерью и отцом, готов делится с ними хотя бы частью своих переживаний, открыт для общения.
- «Стадия воссоединения». Подросток уже готов к отношениям с родителями с позиции «взрослого». Достигнув определенной самостоятельности и независимости, он стремится вести диалог с матерью и отцом из этой точки самостоятельной личности.
Особый интерес для исследователей представляет проблема сепарации в юношеском возрасте. Психологи всех направлений и научных школ сходятся во мнении, что юность – важнейший этап в жизни человека, на котором он проходит социализацию во «взрослом» мире. В этом возрасте у юношества много жизненных задач, которые приходится решать практически одновременно: уход из отчего дома, появление романтических отношений, своей семьи, освоение профессиональной роли, обучение в вузе, установление нового круга знакомых, связанных с профессией. Все эти изменения носят неравномерный характер, но в конечном счете приводят к полноценному развитию субъектности.
На юношеский период приходится ступень индивидуализации, наступает юношеский кризис, связанный с сепарацией и построением собственного пути, и этот кризис не всегда проходит без конфликтов, как внешних, так и внутриличностных.
В жизни юноши или девушки новый поворотный этап наступает с момента поступления в средние и высшие учебные заведения, и далее – с началом своей трудовой деятельности.
Ранние зарубежные исследования показали, что в студенческий период юноши начинают постепенно продвигаться от существующей полярности в точках зрения к все более терпимому отношению к их множественности. Многообразие точек зрения, с которым они сталкиваются в период обучения способствует выработке собственной точки зрения. Такие последовательные изменения в мыслительном и интеллектуальном процессе характерны для периода юности и сопровождают, и направляют ход сепарации.
В юношестве происходит смена значимых людей, потому отношения с родителями трансформируются и изменяются. Потребности юношества в этом отношении заключаются в первую очередь в избавлении от родительской опеки и контроля, а также от контролирующего влияния других окружающих взрослых: педагогов, родственников. Юноша/девушка стремятся избавиться не только от физического контроля, но и от влияния навязываемых взрослыми ценностей, моральных правил и норм. Таким образом достигается собственная психологическая зрелость и развивается личностная идентичность.
В зарубежной психологии рядом ученых было показано, что чем выше у молодых людей студенческого возраста уровень сепарации, тем лучше они адаптированы в вузе, и социально и в плане успеваемости, а также у них наблюдалась меньшая выраженность симптомов одиночества или депрессии, характерных для этого возраста. Исходя из этого, ученые определили условием успешной сепарации отсутствие отрицательных переживаний по поводу самого процесса отделения от родителей, которые выражаются в чувстве вины и тревоги.
В практической работе для понимания особенностей сепарации можно использовать следующие опросники:
- «Опросник автономии» (ОА. Карабанова, Н.Н. Поскребышева) для выявления общего уровня автономии подростков, а также уровней развития ее эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов;
- Опросник «Шкала эмоциональной автономии» (EAS, Steinberg L., Silverberg S.) для определения уровня эмоционального компонента личностной автономии;
- Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И.М. Марковская) для исследования характера детско-родительского взаимодействия;
- ADOR («Подростки о родителях») - русскоязычная модификация (Л.И. Вассерман и др.) для исследования детско-родительских отношений глазами подростка.
Тема психологической сепарации очень глубокая и комплексная, а потому заслуживает подробного освещения. В своих последующих статьях я постараюсь раскрыть другие аспекты психологической сепарации, сепарации от родителей и последствий незавершенной сепарации.
Приглашаю вас на индивидуальные консультации, а так же на групповую работу по вопросам психологической сепарации и последствий незавершенной психологической сепарации от родителей.
Автор: Любовь Шиленкова (Шиле)
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru