Вальдорфская педагогика представляет собой уникальный подход к воспитанию и обучению детей, который был разработан австрийским философом и педагогом Рудольфом Штайнером в начале 20 века. Этот подход основан на целостном развитии ребенка, учитывая его физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные особенности и потребности. Давайте более подробно рассмотрим некоторые из основных принципов Вальдорфской педагогики:
1. Принцип возрастосообразности — постоянной соотнесенности отбора материала, дидактики и методики воспитания и обучения с психолого- педагогическими характеристиками актуального возрастного состояния детей и перспективами их развития.
2. Уважение к индивидуальности каждого человека, к его свободе и творческим возможностей. Вальдорфская педагогика подчеркивает уникальность каждого ребенка еще с ранних лет и к каждому ребенку формируется индивидуальный подход, потому что к каждому из детей относятся как к конкретной личности, а не как к группе детей. Учителя стараются создать среду, где каждому ребенку предоставляются все возможности для развития способностей в собственном темпе. Здесь нет понятий «норма», «опережение развития». Это позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, развиваясь в соответствии с собственными способностями и интересами без стресса и боязни того, что что-то не получится. Данный подход позволяет наиболее полно раскрыться способностям и не навредить здоровью ребёнка.
Индивидуальный подход позволяет воспитывать самооценку, изучение и уважение своих границ и границ других, умения к себе выражению и себе утверждения, избежать стресса и развивать умения стрессоустойчивости.
3. Гармония в воспитании и обучении: Вальдорфская педагогика стремится к гармоничному развитию ребенка, включая физические, эмоциональные, духовные и интеллектуальные аспекты. Это означает, что в методической работе мы сперва смотрим на развитие ребёнка в соответствии с возрастными особенностями. Например, в начальной школе в наибольшей степени обращаются преимущественно к воспитанию воли ребёнка, в средней школе — к чувствам, в старших классах — к мышлению.
Во вторых, используем художественные, музыкальные и ремесленные занятия чтоб развивать важные навыки, умения качества и то так, чтоб не навредить эмоционально-психическому здоровью ребенка.
4. Гармонизации социальной среды: создание здоровой социальной среды, где никто и ничто не подавляет индивидуальность учащегося ребенка. Развитие социальных навыков: работа в команде, выражение мнения и общение и т.д.
5. Практическая направленность — в этой методике ничего не дается в готовом виде и дети учатся, пробуя, экспериментируя и делая. Все просто и разнообразно. Дети учатся и развиваются благодаря деятельности, которая связана с жизнью и всегда имеет какую то цель. Ничто не является самоцелью. Например, если делаем открытки, то это к какому то поводу, если рисуем в садике, то изучаем цвета или делаем переход от домашнего ритма к этому в садике.
6. Ритм играет важную роль в Вальдорфской педагогике. Строго соблюдается баланс между умственной и физической деятельностью — в течение дня соблюдается чередование периодов активности и спокойных игр и занятий, что позволяет детям оптимально расходовать энергию и меньше уставать.
Постоянство, повторяемость и предсказуемость создают у детей чувство спокойствия, безопасности и стабильности. Это развивает и умение услышать собственный ритм, изучить свои внутренние границы и умение их предъявлять и отстаивать, приводить к психическому и физическому здоровью.
7. Обучение путем подражания - взрослый - родитель или учитель - пример для подражания, авторитет, тот, на кого дети имитируют, следуют, равняются. В связи с этим и требования к учителям здесь очень высокие. Для таких учителей саморазвитие должно быть неотъемлемой частью их жизни. Педагоги, как и дети, должны постоянно совершенствоваться в том, в чем они заинтересованы.
А общение преподавателей с ребенком строится с учетом темперамента последнего и особенностей его восприятия окружающей действительности (визуал он или кинестетик, к примеру) и общего типа психики (мыслитель или творец). Важна вовлеченность родителей и других членов семьи: организовывать совместные праздники и другие мероприятия.
8. Связь с природой: В вальдорфской педагогике активно стимулируется связь с природой. Естественность, натуральность и практичность - дети часто находятся на свежем воздухе, используют натуральные материалы и природные элементы, что помогает учащимся развивать уважение к окружающей среде, творческое мышление и фантазию, приводит к здоровому физическому и эмоционально-психическому развитию.
Вальдорфская педагогика продолжает вдохновлять педагогов и родителей по всему миру своим уникальным подходом к образованию, который ставит целью не только передачу знаний, но и формирование гармоничной личности, способной к творчеству и самореализации.