Продолжим разговор об этом весьма странном фильме, ведь раз уж начали, то нужно все-таки закончить, как бы тяжело это не было. Тем более, что мне эти статьи помогают уложить увиденное в голове.
Я поражаюсь этому эффекту, но не могу не сравнивать. Роман "Мастер и Маргарита" в свое время произвел на меня громадное впечатление. Я перечитывала его подряд с десяток раз, обдумывая с разных сторон, находя что-то новое... Я настолько переполненной себя чувствовала этим романом, что трудно было подобрать слова, чтобы выразить эту бурю ощущений вовне.
Что ж, фильм 2024 года оказал на меня такое же воздействие, только со знаком "минус". Он настолько за гранью добра и зла, что мне физически трудно скомпоновать весь его ужас в связный текст. А промолчать не возможно по той же причине.
Так что хотя веселого тут мало, но продолжим, помолясь.
В прошлый раз мы остановились на Степе Лиходееве и на том, почему там все плохо. Ну а вишенкой на унылой кучке известно чего стало пробуждение Степы – нет, не в Ялте, - а в клинике Стравинского. В соседней ванной с Линди-боем.
Для разнообразия в кадре наконец-таки светло. В футуристической белой столовой собрались все несчастные, над кем надругались Локшин и Ко, - Линди-бой, битый Бездумный, на заднем плане некто вопит про валюту.
В этом месте мне трижды пришлось пересмотреть кадр, чтобы допереть до еще одного «гениального» художественного приема, который добавляет новый слой рассказу в рассказе про рассказ о рассказе.
Итак, в столовой сидит Линди-бой, он без шапочки. Мимо проходят Стравинский и Прасковья Федоровна, камера следует за ними безотрывно. И зрителю показывают, что они проходят мимо следующего столика, за которым сидит Линди-бой в ШАПОЧКЕ. Эта шапочка даже почему-то беспокоит Стравинского и он распоряжается увеличить дозу препаратов. А за этим со своего столика наблюдает Линди-бой без шапочки.
Итого: Мастер, который взаимодействует с Воландом – это персонаж романа литератора, о котором в дурдоме пишет роман психбольной, являющийся галлюцинаторным бредом психбольного. Бинго!
Что сказать, создателям этого фильма Стравинский бы помочь не смог.
На этом моменте зрителя все-таки милосердно возвращают хотя бы к линии Марго. Муся снисходительно объясняет своей зазнобе, почему Воланд так милостиво обошелся со Степой, все же отправив того в Ялту в версии романа от Муси. Все потому, что директор театра Лиходеев в реальности Муси, оказывается честный человек, а пьет запоями, потому что за театр так страдает, за искусство.
За разговором Муся и Марго как раз дошли до театра, полюбовались, как сдирают афишу, и Муся предложил-таки даме поужинать. А та сообщила, что позавтракать придет, она оригинальная.
А вот тырить твисты из комедии Рязанова «Гараж» не оригинально, увы.
Зато опять лично мне хочется смеяться в голос. Знаете какое тут угнетение таланта продолжается? А как я и говорила, - нашего мажорчика просто немножечко подвинули от госкормушки. Потому как в театр его, оказывается, вызвали… нет, не догадаетесь ни за что!
Нет, не на очередное «бичевание», как пафосно выразился один поклонник этого фильма. Вызвали Мусю, чтобы гонорар за снятый спектакль выплатить! А ведь, как справедливо, заметил присутствовавший при этом Варенуха, - могли бы вообще ничего не начислять, спектакля-то не состоялось.
НО! Муся крайне недоволен, практически оскорблен. Мусе мало, а контрмарочками на премьеру, которые ему добавляет Римский и которые можно продать, Муся брезгует. Но берет, вот такой он противоречивый. Творец оскорбленный… ага, которому не додали бабла. Ой бяда-бяда, огорчение! Сейчас расплачусь над тем как творческую личность советская номенклатура угнетала.
Между тем, градус кринжа только повышается. Муся с книжками под мышкой ползет в какую-то грязную подворотню. Книжки эти он намеревается продать. Типа показать, как он нуждается. Но ничего кроме смеха это вызвать, повторюсь, не может по одной простой причине, - наш привядший купидон-Муся, продает книжки, не потому что он голодает или за квартиру платить нечем, а чтобы затариться шампусиком для окучиваемой им мадам. Потому что у него нынче не хватает денюжек, чтобы бабу "позавтракать" по высшему тарифу. Уж пардоньте за грубый тон, но вместо сочувствия к трагедии гения, мне вспоминались вот эти строки:
«Бля, Серёг, ну ты реально ахуительный мужик,
То баб водишь на Ван Гога, то отвозишь в Геленжик,
А теперь еще с Парижем, чую, вскоре хлебну горя,
Ведь могу свозить свою я разве что ли в Евпаторий.»
В остальном же, если многого не ждать (и опять-таки забыть про Булгакова), не упоминать насколько клишированный это прием с внезапно накрытым кавалером ради прекрасной леди столом и музыкой, - то да, на этот эпизод тоже можно смотреть вполне спокойно и без явного отвращения.
Даже мило местами и для разнообразия вполне вменяемо, как они заигрывают друг с другом через тему ведьм, полетов и т.д. И вот они договорились до невидимости… и тут пикантный флирт кончился внезапно, как вода в кране инженера Щукина.
- Значит, вы меня не видите? – кокетничает Марго.
- Почему, - говорит Муся прямо, развалившись на стопках книжек на полу. - Я-то вас вижу. И вы – голая.
Ну Маргоша и скидывает с себя платье. А и правда, чего время зря терять, и так долго тянули. На книжках только трахаться неудобно, Геральт с Фрингильей не дадут соврать, но Мусе и Марго зашло.
И куда же без сигареты после секаса. Повторюсь, если бы это был обычный проходной фильмец про писателя и его музу, - у меня бы к этой линии претензий не возникло бы, кроме излишних штампов.
Мне было даже забавно, когда Муся, удовлетворенно пуская облачко дыма, предлагает, - а что если я введу вас в свой роман, и ее будут звать Маргарита. То есть секс это еще не повод для знакомства?
Тем не менее, да, я понимаю, за что хвалят эту пару. Сцена расставания после секаса, разговор про мужа - она хорошо поставлена. Она хорошо звучит, кроме внезапного признания о задуманном суициде. Она имеет полное право на существование…
Но желательно в какой-то другой истории. Даже не в булгаковской, просто – не этой. Потому что если этой фразой персонажихи, что в «тот день она хотела покончить с собой» имелось ввиду, что на демонстрации оба наших ГГ хотели броситься под демонстрацию с суицидальными намерениями, - то вот это абсолютно не получилось изобразить. Повторюсь, там никакой трагедией или напряжением даже не пахло на этой демонстрации, - что на самодовольном хлебале Муси, что в предвкушающе блестящих при виде кавалера глазках Марго-Снегирь.
Итого, самая лучшая и самая пока что вменяемая линия повествования в фильме – вяленькая, унылая и дохленькая. Если бы это был какой-то отдельный фильм, то я бы его даже как мелодраму на один вечер сильно хвалить не стала, ну не вытягивают они, откровенно говоря, чего-то не хватает.
Может быть страсти, с которой должно было прозвучать «скоро эта женщина стала моей тайной женой»? Муся в кадре с большим энтузиазмом перечитывает текст об администраторе, чем Линди-белый-ватник рассказывает о своей утраченной любви.
А еще не опять, а снова, - ну меняете вы детали в угоду своему повествованию, ладно. Но можно делать это не по-тупому? Муся и Марго в кадре едят яичницу, зато постоянно глушат шампусик. Откуда «дровишки»? Сколько книг этот несчастный угнетенный уже перевел на элитное бухло? На пышный букет сортовых роз? На что он вообще так хорошо и красиво живет?
И, кстати, это точно просто сигарета у Маргоши?
А еще, там, где булгаковский Мастер был потрясен реакцией на свой роман, там, где сам Булгаков писал, что он болен и разбит, наш Мусечка с удовольствием коллекционирует отзывы о «пилатчине» в отдельный альбом. На вопрос озадаченной Марго, - он бравируя отвечает, что гордится ими.
Что-то мне это напоминает… Хм! Совсем близкое по временной шкале, про иноагентов, кажется, кто-то там тоже гордился своим статусом, пока баблишко иссякать не начало.
Так вот, Муся над критическими статьями в свой адрес недвусмысленно хихикает, в весьма снисходительном тоне. Зато его «муза» схватила молоток и побежала к дому Драмлита. Тоже очень узнаваемо. А Муся как всегда свысока вещает:
- На критиков и палачей обижаться нельзя, они просто делают свою работу.
- Ну и что с ними делать? – не согласна Марго, набрав в дополнение к молотку, камней потяжелее. – Написать смешную сценку? У вас свои методы, у меня свои.
Косы и вышиванки не хватает. И фото со снайперкой в соответствующем посте в запрещенной сети.
Еще раз на пальцах. Маргарита Булгакова, с какой бы стороны на нее не смотрели разные читатели, - тем не менее, женщина, которая потеряла любимого человека. Больше, - человека, которого она любила экзальтированной зацикленной любовью, свой свет в окошке. Причем она «потеряла» в том смысле, что ничего не знает о его судьбе, а неизвестность и неопределенность – самая страшная моральная пытка. Как и пытка надеждой, - ведь на этот крючок поймал ее Азазелло. Ее агрессивный срыв – был закономерен. Новые возможности плюс возможность как-то сбросить накопившееся напряжение, и таким образом ее аффективная месть Латунскому – логична, как бы странно это не звучало.
Что у нас в фильме? Муся жив, и благополучен, сам вообще не парится по поводу происходящего, с удовольствием сбрасывая негатив в сторону коллег в свою писанину. Зато Марго - долбанутая истеричка настолько, что хватается за молоток и бежит мстить какому-то хрену, который всего лишь плохо отозвался о ее пихаре.
Воистину, новое прочтение образа. Но, как по мне, обошлись бы без него.
«Не надо нам делать как лучше, оставьте как хорошо» (с)
И только явление христа народу – нет, всего лишь Алоизия Могарыча с бутыльком могарыча, прервало этот приступ бешенства матки.
Маргоша в лицо незнакомому Алоизычу зачем-то сообщила, что она любовница и убежала, а зрителя ждет еще один художественный переход.
Очень художественный, художественнее некуда: Алоизыч скабрезно крякнул вслед мадам, дескать, интересно, какие с такой музой романы… Ап! Вот какие - кресты, казни. Это не мои кровавые ассоциации, это создатели фильма сами, все сами. «Собственною ручкой» (с)
Только ничего, что вы вроде как антисоветчину хотели изобразить, а вместо того Маргариту превратили в на всю голову долбанутую гражданку со страстью к расчлененке и разрушению? Ну, и правда, какая муза, такие и фантазии.
Снова нас поджидает напрочь выхолощенная, кастрированная линия Пилата и Иешуа, а экранизация потеряла еще одного великолепного героя и смысл вместе с ним.
Афраний. Спец по особым поручениям. Левая рука. Моя любимая категория персонажей, и, может быть, именно благодаря этому герою романа. О как хорош разговор Пилата и Афрания у Булгакова! Вроде бы вежливые невыразительные и обтекаемые фразы, а вместе с тем оба прекрасно умеют дать понять собеседнику смысл их разговора, подтекст. Классика жанра же в хорошем смысле!
Я вас так ценю, так ценю, цезарю напишу, награды не заржавеют за мной, но только если вы мой сотрудник, и вот тут такая оказия приключилась, слыхал я, что одного человечка несчастье ждет, так вы его подите, поохраняйте, а то вдруг не дождется… Ну прелесть же!
Что у нас в фильме? Два дебила это сила, прямее только шпала, тупее – тормозной башмак. А уж зачем, точнее почему Понтию Пилату вздумалось убивать какого-то Иуду из Кириафа – понять невозможно в принципе, при всем желании и даже знании канона. Потому что все, что касалось Иуды, и его роли в судьбе Иешуа – выкинули, а библейский Иуда и библейский Иисус – это, скажем языком киногруппы Локшина, другое творческое виденье и к фильму отношения не имеют.
Но так ли эти горе-киноделы невежественны и косоруки? Я все-таки придерживаюсь версии целенаправленного искажения. И есть тому доказательство, неважно какое по счету.
Повествование переносит зрителя от Пилата и оставшегося безымянным тупым служакой Афрания, обратно в Мусин особнячок. Там, Муся зачитывает свой роман другу-сценаристу Алоизу.
И невнимательный зритель, когда Алоизий вскакивает со словами: «это не про Древнюю Иудею, это про сейчас, они все так и разговаривают, буквально друг друга с полуслова понимают», - такой зритель, отнесет это к Пилату и его порученцу. К Пилату казнившему Иешуа, а теперь распоряжающемуся еще кого-то убить.
Не то важно, что этот Пилат не сумел в этой сцене показать тонких намеков и игры интонациями, принципиально другое, - трагическая фраза, которую перед этим зачитывал Муся звучит так: «Через несколько секунд никого из живых на дороге не было. Бездыханное тело лежало с раскинутыми руками.» А относится она у Булгакова не к Иешуа, а к Иуде!
То есть киноделы у нас не просто Иуду-предателя «невинного» пожалели через возмущение Алоиза, - это было бы еще понятно и оправдано с поправкой на каноную личность Магарыча. Но киноделы сознательно вводят зрителя в заблуждение относительно смысловой нагрузки этого конкретного эпизода.
Алоизий-то дальше недвусмысленно развивает мысль, что начальник тайной службы понятно кто, а Пилат это некто с усами-сами-догадайтесь-кто. И вообще люди каждый день исчезают у нас, вот. То есть это не мое субъективное впечатление, это натурально пожалейка об убитом «сатрапами» Иуде без всяких экивоков.
Ну за что его так, правда? Он же ничего такого, и бабла ж всего хотел срубить, чтоб дорогую девочку погулять на природе, а злые власти его убили… Вот звери-то. А Иешуа, какой Иешуа…
Антисоветчина, на которую многие пеняют? А по-моему натуральная шизофрения, потому что я не понимаю, как в одной голове может дружить «обличение кровавого рыжима» и оправдание подлеца, выдавшего товарища на расправу этому режиму?
На этом фоне высмеивание советского кино, - оно как-то, хм, не первое в очереди среди претензий, но тоже доставляет. Ибо Алоизий у нас же сценарист? Вооот. Режиссер поставил задачу, и он сценарий написал про доярку и тракториста. Музыкальная комедия «про колхоз в голливудском стиле».
Привет, Александрову и Пырьеву, да? А ведь зависть – смертный грех, гражданин Локшин.
Поэтому наш Муся-диссидент приятелю, в очередной раз вальяжно закуривая, уничижительно бросает:
- Потом всех раскулачивают, все танцуют и поют.
О… у нас знатоков советского кино подвезли! А заодно и специалиста по колхозной жизни, который в начале хвастался, что он "овес не косил".
Тоже очень узнаваемый образ про тех наших тварьцов, для которых "Мама, здесь коровы, мама я в аду".
И вот это потасканное гламурное чмо – человек морально одаренный, как известно, - с московской пропиской недалече от Кремля и вхожий в высшие кулуары театрального бомонда… а ты-то, мальчег, кто и откуда вылез?
Вопрос, между прочим, принципиальный! Потому как ежели сей гений литературы имеет в анамнезе рабочего папу с мамой, то возможность в принципе получить образование ему дала таки советская власть, судя по возрасту, а сам он вышел из обычных людей, на которых только что испражнился. А если он таки кулацкий недобиток, поповский сын или же вовсе из благородного сословия, то с такими-то замашками, - а где тут у вас красный террор тогда? Такого Мусю по либерастной методичке первого же кровавая гебня грохнуть должна была. Ну а раз не грохнула, и сидит он тут такой весь красивый и критикующий – то значит нет никакого террора, про который пустоголовому зрителю пытаются втюхать.
Это ж натурально фраер непуганный, одни понты и сопли пузырями.
Простите, не удержалась от озорства)) Но смысл не меняется, - человек опасающийся, в том числе человек сознательно идущий на риск, так себя не ведет. Почитайте все ценители этого фильма как раз литературу оттепели. Мне, например, очень нравятся и книга, и фильм «Белые одежды» по Дудинцеву. И вопросы почему Муся – это зажравшийся мажор, вообразивший о себе невесть что, а не репрессированный страдалец, отпадут сразу.
Не говоря уж о том, что Муся настолько самодоволен, что смог оттолкнуть от себя даже небрезгливого Алоизия. Отличная сцена, очень показательная для характера ГГ: Муся спохватился и выдает что-то вроде, слушай, ну вот я тебя немножко так обосрал, ну ты ж не в обиде, на, возьми тут контрамарки и забудем…
Честно скажу, - это сцена с Алоизием авторам действительно удалась. Потому что перевернула мое отношение к нему. Потому что это действительно другой Алоизий, чем у Булгакова, и этот Алоизий у Муси контрамарки не взял. Молодец, хвалю за зачатки самоуважения. И Алоизия, и того сценариста, у кого непроизвольно получился этот эффект. И вопросов нет, почему Алыч друга-таки сдал, не возникает, - может, просто не надо с людьми так себя вести и ноги об них вытирать непроизвольно?
Ну а чтобы Муся не выглядел конченным мудаком снова начинаются игры разума. Поскольку любовница убежала с молотком, приятель тоже убежал в расстроенных чувствах, наш угнетаемый рыжимом творец – опять идет развеяться.
Почему бы и нет? Вот у тебя все плохо, репрессии, угнетения – а поедемьте кутить, а? Хорошо, не в нумера, а в театр. И, разумеется, немецкий резидент – это первый, к кому вы кинетесь пообщаться, ведь Муся непринужденно достает его визитку и приглашает посетить нынче вместе заведение… ну, в конце концов, не Галя же какая, а просто иностранный резидент, что не так?
А еще я уже устала ждать, что же за события совместят линию Муси и превратят его в Линди-белый-ватник в психушке, хоть с шапочкой, хоть без. В конце концов, полтора часа фильма прошло. Если бы я не отвлекалась на все его косяки с подробным разбором, то там бы не о чем было рассказывать.
Между тем, пласты повествования продолжают мешать в наркоманском трипе. Перед театром выступает тот самый Иванушка, которого Линди-бой в шапочке не узнал. А еще этот Иванушка не только пародия на Есенина, он стихи читает в стиле Маяковского, но на площади как Евтушенко… То есть продолжаем глумится над культурой как таковой.
И кто глумится-то, точнее через кого? Немец-резидент и Муся, сидят в партере и недвусмысленно чокаются бокалами на весь зал, распивая спиртные напитки. Интересно, а мама этим говноделам не говорила, что так делать некультурно? Что этих нарушителей вывели бы незамедлительно из зала? Или в понятии гражданина США Локшина если не попкорном хрустеть, а шампанское употреблять - то градус культуры повышается автоматически?
Мои эмоции в этот момент уже звучали примерно так:
«- Что он сказал?
- Тебе цензурно или как?
- Цензурно.
- Тогда он промолчал.
- И долго молчал?
- Часа три».
Но вы же не думали, что это все? У нас тут действительно на «злобу дня» подвезли! Актеры спектакля словами через рот объявляют взгляд на 30 декабря 2022 года.
Выходят девушки с рупором. «Девушки, мы где?» - «В союзе советских республик» - «А сколько в нем республик?» - «Все. Все республики мира». Затем девушки начинают петь «обойдите вы по кругу и другой не сыщите страны, где настолько бы друг другу люди были бы равны».
Да-да, оно самое.
«Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек!
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.»
И что в этом смешного? Я понимаю, чему смеется Дьявол, на то он и Дьявол, чтобы находить лазейки и соблазнять даже самых святых. Я не понимаю, над чем смеется современный зритель моей страны в этот момент? Над идеей всеобщего равенства? Над наивной верой в лучшие качества любого человека на планете, независимо от национальности? Тут ведь не «совок» высмеивается с его специфическими формами искусства, точнее вместе с ним высмеивается сама идея. О равенстве, об объединении людей разных стран, о светлом будущем в конце концов.
А ведь эти идеи и в основе христианства лежат, где «нет ни эллина, ни иудея».
Я уже молчу про элементарное неуважение к прошлым поколениям, потому что в либерастной картине про Мордор и тупых быдло-орков все достижения в Союзе делались исключительно заключенными в Гулаге... Но насколько же пустую голову или подлую душонку нужно иметь, чтобы одобрять насмешку над базовой верой человека в лучшее, в добро? Потому что все люди равны – это про добро. Про братство, или по новомодному, про отсутствие дискриминации. Так на что эти горе-обличители и иже с ними фыркают-то?
Как все запущено… Вот и наш Муся из числа таких фыркающих: сидит он в партере, накатив, как следует, с резидентом, и начинает ему глючиться Воландова свита на сцене.
Хороший прием, замечательный. Благодаря которому Муся уже смело заявлен не творческой личностью, а натурально шизофреником без всяких скидок. Ну а как это понимать иначе? Сидит человек в театре, квасит, и ему вдруг мерещится какая-то дичь.
А дичь там такая, что я долго не могла подобрать слова, чтобы не то что описать происходящее, но хотя бы охарактеризовать как-то то шоковое состояние, в которое меня поверг этот эпизод.
Уже то, как он начинается, когда психоделический клоун в исполнении Колокольникова на детском велосипеде а ля «Пила» въезжает в визжащих от ужаса девиц, - уже повергает в ступор. Что это за чернушнейший треш?
У меня только один вопрос возник, - где поставить лайк рекламе казино, которая спасла мой рассудок от коллапса? Ребята, вы лучшие, четкий текст, красивая картинка, приятные ассоциации, ясная цель, - а не вот это вот все.