Ой, что теперь будет… Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится (С.Е.Лец)
Так что же ждёт родителей особых детей ов школе? Расскажу о нескольких самых распространенных в России вариантах. Классификация условная, основана на личном опыте классного руководства, участии в инклюзивных и специальных проектах родительских НКО и преподавании на соответствующих курсах для родителей и педагогов. Плюсы и минусы тоже условны. Взгляды родителей на образование иногда диаметрально противоположны. Тем более, когда особенности ребенка заметно отличаются от всего, с чем сталкивались родители в своем школьном прошлом.
“Инлюзивный” (большой) класс
ПЛЮСЫ
➕родителям кажется, что ребенок “такой, как все” и он научится всему хорошему (а плохому нет) от одноклассников и “подтянется до их уровня”. Поразительно, но иногда и правда срабатывает.
➕Очень полезно для работы учителя (если он профи, конечно) и для одноклассников. Инклюзивные классы богаты методами и приемами обучения, интересными событиями и всякой поддержкой, которыми пользуются все, а не только дети с особыми потребностями.
МИНУСЫ
❌какой бы ни был гениальный учитель, надо быть готовым, что “академическая” (обучение по программе) часть просядет. К сожалению, до сих пор в России массовая школа подразумевает уравниловку, а не равенство. Особенно это заметно в тех случаях, когда развитие ребенка гетерохронно - в каких-то предметах силен, а где-то трудностей больше (то есть, почти всегда).
❌инклюзивный класс - это очень сложная ежедневная для учителя, даже при всей возможной поддержке со стороны родителей и администрации. Если выбирать этот путь, то лучше как следует познакомиться с учителем заранее. В идеале, если это будет ваш друг или родственник)) Да-да, уровень доверия, вашей вовлеченности и интенсивного взаимодействия будет сопоставим, а может даже приведет к многолетней настоящей дружбе. Знаю случай, когда новая семья образовалась от такого общения 🙂Это бывает тогда, когда инклюзивный большой класс организован правильно. К сожалению, очень распространена практика формального присутствия в классе и потеря драгоценного для развития ребенка времени.
Специальный класс:
в обычной или не совсем обычной школе. Организуется в зависимости от рекомендованных ПМПК программ и де-факто от типа инвалидности.
ПЛЮСЫ
✔️при хорошем учителе те же, что и в большом инклюзивном. Отличие только в объеме и сложности формируемых навыков.
✔️Дополнительный плюс: детей меньше и учителю может быть проще все организовать (не всегда, конечно). В таком классе обычно значительно меньше нервотрепки с ВПР и другими контрольными и всякими школьными обязаловками. Если образование “не цензовое” (без аттестата), то вообще не пристают со всякими глупостями.
МИНУСЫ
❌часто такие классы комплектуют из тех, кто пришёл. В одном малокомплектном классе собираются дети с разными диагнозами и программами. Это само по себе не беда, но в России часто превращается в классы “для ОВЗ” без всякой методической поддержки. И без инклюзии, разумеется. Стоит упомянуть миф “в специальной школе работают знающие специалисты”. Подробно о мифах поговорим отдельно.
Индивидуальное/семейное/очно-заочное/онлайн обучение.
ПЛЮСЫ
➕родители могут получить больший контроль за образовательным маршрутом.
МИНУСЫ
❌основная тяжесть организации процесса ложится на плечи родителя. Для тех родителей, которые не боятся быть “не таким, как все”. И вообще, все у этих родителей не так, как надо у людей принято в госшколе. Например, мои трое детей, включая ребенка с инвалидностью, учатся в онлайн школе. Но про онлайн лучше тоже отдельно.
“Ресурсный класс”.
В России появился стараниями активных родителей примерно 10-12 лет назад. Подробно расскажу в отдельном посте. Суть в том, что каждый ученик получает индивидуальную программу включения в класс, где ребенок официально числится. Модель дорогая, требуется активная поддержка родителей и администрации.
В целом, выбор “специальное или инклюзивное” упирается в выбор учителя.
Важно!☝️Наивны те родители, которые пытаются выбрать систему, а не человеческие отношения. Хороший учитель и/или администратор может сделать многое для ребенка и в спец. школе, и в массовой. Плохой - запорет лучшие инструменты и модель обучения. И еще надо помнить, что дети все разные, с возрастом потребности и особенности меняются, социальные условия и родительские ожидания тоже разные, поэтому лучший путь - кейсовый метод, когда родители и педагоги вместе ищут баланс между потребностями ребенка, своими возможностями и амбициями, обеспечивая качественную жизнь ребенка и семьи. Точно не стоит жертвовать семейным счастьем/привычным бытом/путешествиями/прочими радостями ради надежды получить аттестат или олимпиадную грамоту. Качество жизни у ребенка и семьи важно сейчас, сегодня. Не стоит жертвовать благополучием сегодня ради своих представлений о жизненном успехе завтра.
Отдельно опишу опыт работы в частных школах. И расскажу, наконец, об “Особом классе” - моем любимом детище.
Возможно, что-то важное сейчас упустил. В следующих постах обязательно буду возвращаться к деталям и наполнять канал полезностями. И еще: еженедельно у меня есть возможность бесплатной полуторачасовой консультации и обсуждения образования ребенка. Тот самый кейсовый метод.
Записаться на консультацию всегда можно по ссылке в шапке канала.