Найти тему
Особый класс

Школа для особого ребёнка

Ой, что теперь будет… Безвыходным мы называем положение, выход из которого нам не нравится (С.Е.Лец)

Так что же ждёт родителей особых детей ов школе? Расскажу о нескольких самых распространенных в России вариантах. Классификация условная, основана на личном опыте классного руководства, участии в инклюзивных и специальных проектах родительских НКО и преподавании на соответствующих курсах для родителей и педагогов. Плюсы и минусы тоже условны. Взгляды родителей на образование иногда диаметрально противоположны. Тем более, когда особенности ребенка заметно отличаются от всего, с чем сталкивались родители в своем школьном прошлом.


“Инлюзивный” (большой) класс
ПЛЮСЫ
➕родителям кажется, что ребенок “такой, как все” и он научится всему хорошему (а плохому нет) от одноклассников и “подтянется до их уровня”. Поразительно, но иногда и правда срабатывает.
➕Очень полезно для работы учителя (если он профи, конечно) и для одноклассников. Инклюзивные классы богаты методами и приемами обучения, интересными событиями и всякой поддержкой, которыми пользуются все, а не только дети с особыми потребностями.

МИНУСЫ
❌какой бы ни был гениальный учитель, надо быть готовым, что “академическая” (обучение по программе) часть просядет. К сожалению, до сих пор в России массовая школа подразумевает уравниловку, а не равенство. Особенно это заметно в тех случаях, когда развитие ребенка гетерохронно - в каких-то предметах силен, а где-то трудностей больше (то есть, почти всегда).
❌инклюзивный класс - это очень сложная ежедневная для учителя, даже при всей возможной поддержке со стороны родителей и администрации. Если выбирать этот путь, то лучше как следует познакомиться с учителем заранее. В идеале, если это будет ваш друг или родственник)) Да-да, уровень доверия, вашей вовлеченности и интенсивного взаимодействия будет сопоставим, а может даже приведет к многолетней настоящей дружбе. Знаю случай, когда новая семья образовалась от такого общения 🙂Это бывает тогда, когда инклюзивный большой класс организован правильно. К сожалению, очень распространена практика формального присутствия в классе и потеря драгоценного для развития ребенка времени.

Специальный класс:

в обычной или не совсем обычной школе. Организуется в зависимости от рекомендованных ПМПК программ и де-факто от типа инвалидности.

ПЛЮСЫ
✔️при хорошем учителе те же, что и в большом инклюзивном. Отличие только в объеме и сложности формируемых навыков.
✔️Дополнительный плюс: детей меньше и учителю может быть проще все организовать (не всегда, конечно). В таком классе обычно значительно меньше нервотрепки с ВПР и другими контрольными и всякими школьными обязаловками. Если образование “не цензовое” (без аттестата), то вообще не пристают со всякими глупостями.

МИНУСЫ
❌часто такие классы комплектуют из тех, кто пришёл. В одном малокомплектном классе собираются дети с разными диагнозами и программами. Это само по себе не беда, но в России часто превращается в классы “для ОВЗ” без всякой методической поддержки. И без инклюзии, разумеется. Стоит упомянуть миф “в специальной школе работают знающие специалисты”. Подробно о мифах поговорим отдельно.

Индивидуальное/семейное/очно-заочное/онлайн обучение.

ПЛЮСЫ
➕родители могут получить больший контроль за образовательным маршрутом.

МИНУСЫ
❌основная тяжесть организации процесса ложится на плечи родителя. Для тех родителей, которые не боятся быть “не таким, как все”. И вообще, все у этих родителей не так, как надо у людей принято в госшколе. Например, мои трое детей, включая ребенка с инвалидностью, учатся в онлайн школе. Но про онлайн лучше тоже отдельно.

“Ресурсный класс”.

В России появился стараниями активных родителей примерно 10-12 лет назад. Подробно расскажу в отдельном посте. Суть в том, что каждый ученик получает индивидуальную программу включения в класс, где ребенок официально числится. Модель дорогая, требуется активная поддержка родителей и администрации.

В целом, выбор “специальное или инклюзивное” упирается в выбор учителя.

Важно!☝️Наивны те родители, которые пытаются выбрать систему, а не человеческие отношения. Хороший учитель и/или администратор может сделать многое для ребенка и в спец. школе, и в массовой. Плохой - запорет лучшие инструменты и модель обучения. И еще надо помнить, что дети все разные, с возрастом потребности и особенности меняются, социальные условия и родительские ожидания тоже разные, поэтому лучший путь - кейсовый метод, когда родители и педагоги вместе ищут баланс между потребностями ребенка, своими возможностями и амбициями, обеспечивая качественную жизнь ребенка и семьи. Точно не стоит жертвовать семейным счастьем/привычным бытом/путешествиями/прочими радостями ради надежды получить аттестат или олимпиадную грамоту. Качество жизни у ребенка и семьи важно сейчас, сегодня. Не стоит жертвовать благополучием сегодня ради своих представлений о жизненном успехе завтра.

Отдельно опишу опыт работы в частных школах. И расскажу, наконец, об “Особом классе” - моем любимом детище.

Возможно, что-то важное сейчас упустил. В следующих постах обязательно буду возвращаться к деталям и наполнять канал полезностями. И еще: еженедельно у меня есть возможность бесплатной полуторачасовой консультации и обсуждения образования ребенка. Тот самый кейсовый метод.
Записаться на консультацию всегда можно по ссылке в шапке канала.