Найти тему
Дети Юнга

Упражнения на активизацию стихии (вода, воздух, земля и огонь). 18+

Ниже я писала о ТЕМПЕРАМЕНТАХ: что их всего четыре (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), и что в каждом человеке они смешаны в уникальной пропорции, в своём процентном соотношении.

Под каждым из четырёх типов подразумевается целый ряд свойств нервной системы, в которые мы сейчас не будем углубляться, и ограничимся уже готовыми портретами.

Но важно помнить, что темперамент - не какое-то абстрактное понятие, а весьма даже физиологическое, и имеет свой нервный субстрат.

Ещё мы говорили о том, что темперамент столь врождённое и естественное явление, что находит своё отражение в самой природе, в её СТИХИЯХ.

Напомню, что сангвинику соответствует воздух, меланхолику сопоставлена вода, флегматику родственна земля, а холерик похож на огонь.

Наблюдая за той или иной стихией, погружаясь в неё чувственно, мы можем активизировать нервную систему, те или иные её свойства, пробудить в себе желательную её часть: сангвинистическую - через наблюдение за воздухом, меланхолическую - за водой, флегматическую и холерическую - через наблюдение за стихией земли и огня - соответственно.

В этом нет ничего магического, если вдуматься: упражнение, можно сказать, арт-терапевтическое. Только вместо красок, пластилина и иных материалов творчества здесь участвуют природные элементы.

Например, чтобы пробудить в себе лёгкость, гибкость и ясность сознания хорошо наблюдать дневное небо.

Речь идёт, конечно, о тёплом времени года, когда нет ни туч, ни туманов.

А также о пространстве, не заставленном городскими зданиями.

Лучше всего подойдёт загород или хотя бы небольшая поляна парка.

Я обычно ложусь, запрокинув руки за голову: так, чтобы они не закрывали собой, не загораживали, грудную клетку. По-началу мне даже несколько некомфортно и тревожно в такой открытой позе. Но через пару минут привыкаю.

Дальше предстоит приятная задача: сосредоточиться на созерцании небесного купола. Именно так я вижу небо: как большой, торжественный купол, нависший над нашей Землёй. Его сияющая голубизна восхитительна и дарит чувство простора.

А лучи солнца подсвечивают изнутри лёгкие невесомые облака...

Они двигаются медленно: навстречу друг другу и врозь. Можно наблюдать за этим неторопливым темпом, подстраивать под него дыхание. Если в поле зрения появляется птица, то можно проследить за движениями её крыльев: их взмахами и опусканиями.

Через созерцание небесных объектов мы соединяемся со стихией ВОЗДУХА.

Точно также можно наблюдать за ВОДОЙ, чтобы проникнуться плавностью и нежностью её волн - когда она волнуется, глубиной и прозрачностью - когда та неподвижна. Я, как, наверное, и многие из вас, люблю волны: они вводят в лёгкий чувственный транс. На море, поэтому, можно смотреть бесконечно...

Но и стоячую воду озёр люблю не меньше: она - словно волшебное зеркало, заглянуть в которое - всегда немного тайна.

Свет по-особому преломляется в её толще, а лёгкая рябь на поверхности даёт дополнительные интересные искажения.

Дно - просто земля, с её обычными камнями и ветками, но другая. Она живёт словно бы в своём, параллельном, мире.

И находится в особом состоянии, где даже время течёт медленней. Вода - это стихия во многом про прошлое, про его призраки и миражи; про тишину и созерцание; про чувства...

А вот ОГОНЬ даёт импульс ровно противоположный - в будущее.

Он захватывает всё пространство вокруг, пожирает всё новые и новые объекты, но от этого его аппетит не идёт на снижение, а, напротив, только усиливается.

Чтобы стать более решительным и страстным, необходимо учиться у огня. Однако эта стихия активная и, во всех смыслах слова, опасная.

Поэтому следует помнить о мерах предосторожности.

В повседневной жизни мы редко встречаемся с огнём в его первозданном виде. Чаще - уже с заменителями, что несут нам свет и тепло.

И если вы решите развести костёр, чтобы пообщаться с этой стихией, то сделайте это в подходящем месте и безопасным способом.

Убедившись, что всё в порядке, можете расслабиться и сесть напротив.

Пришло время сосредоточиться на ощущениях: вы слышите огонь - он потрескивает в дровах или ветках, чувствуете - через нарастающее тепло и сухость на своей коже, которая нагревается от горячего воздуха, видите - подвижность, аппетит и неугомонность пламени, что поедает дрова, постепенно превращая их в пепел.

После упражнения тщательно затушите костёр...

Стихия ЗЕМЛИ олицетворяет настоящий момент и происходящие в нём ощущения. Она тверда, холодна, неподвижна.

Но, пожалуй, основное её свойство - некий вес, проживаемая через неё сила тяжести и инертности.

Взаимодействие с Землёй успокаивает, концентрирует на собственном теле, упрочняет вас, делает более терпеливыми, выносливыми и упрямыми.

Летом полезно ходить босиком по траве и по песку, выбрав, конечно, безопасную зону - без стёкол и прочих предметов, которые могут впиться в стопу.

Также можно собирать камешки, тем более, если вы отдыхаете где-то на море, где они особенно интересные за счёт своей гладкой поверхности, над которой поработали волны.

Можно вспомнить, что любой камень - это маленькая модель гор, и в нём есть их величие. Собирайте только те камни, что вам нравятся, и пусть это происходит не за один раз, и не за одну прогулку.

Когда наберётся небольшое ведёрко (подобное тому, с которым дети играют в песочнице), упражнение можно закончить.

Полезно также выкладывать камни на теле, в зонах чакр.

Естественно, это должны быть небольшие камешки, отнюдь не булыжники.

Через их присутствие на теле, небольшой вес, можно ощутить тяжесть в различных его точках и, таким образом, заземленность.

Хорошо выполнять это упражнение на пляже.

Также полезна детская игра с зыраванием ног в песок, когда вы стоите по щиколотку в ямке, а вес песка сверху придаёт ощущение неподвижности. Вы словно посаженный в землю цветок или дерево...Зафиксируйте это ощущение. Чтобы усилить его, можете смотреть на различные объекты вблизи и в отдалении от вас: вы дотягиваетесь до них взглядом, но не телом, которое остаётся без движения, словно камень или растение.

Как видите, детские занятия на пляже гораздо мудрее и полезнее обыкновенного взрослого лежания под солнцепёком.

Порой ещё и в неестественных, и, как мне кажется, смешных позах)).

Дети играют и от души взаимодействуют с тем естественным миром, который взрослые предпочли позабыть: с миром природы.

Я предлагаю вспомнить о нём и стать живее.

Самая ценная часть любого из приведенных упражнений – ощущение стихии. Которое вы, однако, получите не сразу, а лишь тогда, когда обнаружите, что соединились с течением её времени и ритмом: когда синхронизируетесь с ней через них.

Составить текст помогла книга

Деборы Липп "Путь четырёх", откуда я взяла часть упражнений, показавшихся мне наиболее понятными и безопасными, но многое добавила и из собственного опыта и наблюдений.

В остальном с автором книги я согласна лишь отчасти: потому что, в отличие от нее, не верю в магию и не практикую её.

Упражнения предназначены

для лиц старше 18 лет❗