Мы тут с приятелем недавно в библиотеку ездили. Выступали там перед читателями. Оба ж – писатели, понимаешь: он режиссёр, а я – журналист.
В библиотеке нас встретили гостеприимно, дали булок и чаю. Хвастались новым ремонтом и прозрачными креслами, подвешенными к потолку. Маленькая уютная библиотека в маленьком провинциальном городе.
И вот едем мы обратно, и языками, разумеется, зацепились. Про то, что писательская сфера почему-то совершенно оторвана от остальной, понимаешь, культуры.
Я журналист, людей разных вижу мно-о-го, особенно культурных. Приятель тоже, в общем-то, общается и с артистами, и с художниками, и с другими писателями.
Уже и не помню, кто начал: мол, а ты замечал, что художники, музыканты – они как-то всё больше о прекрасном любят поговорить, а писатели – кости друг другу перемывают?
Вот словно бы художник или музыкант – это творческая профессия. Музы мимо летают, пегасы пасутся. А писатель – как бы особняком.
Он не о музах, а всё о бренном. Премии где дают, и кому теперь для этого надо понравиться: патриотам или всё ещё либералам? Гонорары где больше платят? Или как бы напечататься, но чтобы хотя бы бесплатно?
Словно профессия писатель взяла и выделилась из общего творческого потока: не музы в головах, а…
«Стоп, – говорю я себе на этом месте наших совместных рассуждений. – А ведь нет в России такой профессии – писатель! Ну, вот просто нету и всё. Захочешь на пенсию пойти как писатель, а тебе – вкусный шиш с маслом».
Музыкант на пенсию идёт со своей скрипкой, а пишущему книжки человеку необходимо ещё иметь некую «основную», «настоящую» профессию, которая даст ему соцпакет, больничный, отпуск и пенсионный стаж.
Что удивительно, писатели в России почему-то всё ещё не перевелись, вот только социальная незащищённость портит их хуже квартирного вопроса.
И непонятно: сначала профессия исчезла, а потом уже писатели как-то опростились? Или наоборот?
И как так вышло вообще, что в стране Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого нет профессии писатель?
Я прессу полистал и оказалось, что вопрос этот депутатам задают регулярно. Днесь даже в стенах Государственной Думы рассматривали вопрос о будущем российского писателя.
Даже круглый стол провели на тему «Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей».
Я послушал немного. Вроде правильные слова говорили про то, что писательский союз должен перейти из ведения Минцифры в ведение Минкультуры, а писатели – попасть в классификатор профессий.
Но раньше-то что молчали? И как разобраться теперь в современном литературном процессе?
В советское время рабочий стаж писателя исчисляли с момента его первой официальной публикации. А членство в Союзе писателей засчитывалось в качестве официальной трудовой деятельности.
Но сколько сейчас тех союзов, и что считать публикацией? Блоги – это ведь тоже почти что СМИ…)))