Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

29 ИЮНЯ 1941 ГОДА (ВОСКРЕСЕНЬЕ)

Прошла первая неделя с момента вторжения немецко-фашистских войск на территорию СССР. К концу недели части бригады были передислоцированы по своим местам в соответствии с планом прикрытия Балтийского флота. Единственные подразделения 10-й авиабригады, остававшиеся на восточных аэродромах, были 3-я авиационная эскадрилья 13-го иап на аэродроме Керстово, 1-я и 3-я авиационные эскадрильи 71-го иап на аэродроме Котлы. Эти эскадрильи были включены в программу переучивания на новую авиационную технику (МиГ-3, Як-1) и к началу войны не успели освоить ее до необходимого уровня боевого применения. По мере готовности летного состава к ведению боевых действий на новой авиационной технике из них формировались группы и отправлялись на Таллинский фронт. Позже такие группы были направлены на Сууркюль (3 МиГ-3 29.06.1941 г.) и Кагул (МиГ-3, Як-1).

Справедливости ради, нужно упомянуть и о других частях ВВС КБФ, которые тоже участвовали в переучивании на новую технику. 57-й бомбардировочный авиационный полк 8-й абр ВВС КБФ переучивался на самолеты Пе-2 и уже в июле-месяце 1941 г. группы, сформированные на этих самолетах, примут участие в боях за г. Таллин.

00.30. Гидроаэродром Купеческая гавань. 1 гидросамолет типа МБР-2 из состава 44-й омраэ вылетел на воздушную разведку боевых и транспортных кораблей противника в районе северного побережья Финского залива. В 01.10 в точке с координатами Ш = 60° 00’, Д = 25° 24’ экипажи наблюдали 2 катера, идущих курсом 170°. По докладу экипажа, после обнаружения катера́ развернулись в сторону Финского побережья Балтийского моря. В 03.15 самолеты-разведчики вернулись на аэродром вылета.

29.06.1941 г. боевые вылеты истребителей 10-й абр начались на аэродроме Лагсберг в 02.52. Летчики дежурных звеньев 2-й аэ 13-го иап до 06.51 одиночно, парами и звеньями вылетали на перехват самолетов противника, однако боевых столкновений с воздушным противником не имели. 04.30. Аэродром Пернов. При выполнении разведки экипажами капитана П. Б. Сыромятникова и лейтенанта А. А. Степанова на аэродроме Сало было обнаружено 10 самолетов типа «Хоукер». Выполнив задание по разведке аэродрома, пара Сыромятникова совершила бомбометание по мосту Экенес. На объект было сброшено 8 бомб калибра ФАБ-100. Результатов бомбардировки экипажи не наблюдали, поскольку были атакованы 2 истребителями противника типа «Хоукер». В воздушном бою стрелками самолетов-разведчиков был сбит 1 истребитель. При этом было израсходовано 120 патронов к пулемету типа ШКАС. В 06.50 самолеты-разведчики вернулись на аэродром вылета. 05.50. Гидроаэродром Купеческая гавань. Гидросамолет типа МБР-2 из состава 44-й омраэ вылетал на воздушную разведку боевых и транспортных кораблей противника в районе северного берега Финского залива. Одновременно экипаж самолета-разведчика имел задачу выполнить перспективное фотографирование ВМБ Хельсинки. В 06.20 в точке с координатами Ш = 60° 00’, Д = 24° 20’ на высоте 1500– 1200 метров экипаж вступил в боевой контакт с самолетом противника типа Бристоль «Бленхельм». После нескольких выстрелов из бортового оружия самолеты разошлись на встречных курсах. Экипаж МБР-2 дал радио по флоту. В 06.30 летчики выполнили перспективное фотографирование города и порта Хельсинки. В 08.02 самолет-разведчик вернулся на аэродром вылета. 06.10. Аэродром Пернов. бомбардировщика типа СБ из состава 3-й аэ 73-го бап вылетали на поиск боевых и транспортных кораблей противника в районе ВМБ Або и Раумо. Экипажи лейтенанта Сердюкова и лейтенанта Рябова до района разведки не дошли, так как над морем стояла сплошная облачность. Летчики, дойдя до середины маршрута, повернули обратно. В 07.19 самолеты-разведчики выполнили посадку на аэродроме вылета. 06.52. Аэродром Лагсберг, штаб 13-го иап. От оперативного дежурного 10-й абр в оперативную службу 13-го иап поступила команда: «70 бомбардировщиков противника идут курсом на Таллин. Все в воздух». Уже в 06.53 истребители полка начали подниматься в воздух на отражение противника. Поднявшиеся в небо истребители в течение 20 минут выполняли барражирование в небе над Таллином. Однако ни одному из них не удалось обнаружить и атаковать противника. 07.32. Аэродром Пернов. Бомбардировщика типа СБ из состава 3-й аэ 73-го бап вылетали на разведку южной части Балтийского моря, портов Слите, Мемель и Форевунд. Экипажи лейтенанта Е.Г. Ершова и лейтенанта А. Г. Самедова на середине маршрута попали в плотный дождь, ограничивавший полетную видимость. В этих условиях ведущий пары принял решение задание прекратить и вернуться на аэродром вылета. В 08.07 самолеты-разведчики выполнили посадку на аэродроме Пернов. 08.15. Гидроаэродром Купеческая гавань. 2 гидросамолета типа МБР-2 из состава 44-й омраэ вылетали на воздушную разведку плавсредств противника в Балтийском море и Финском заливе. Маршрут выполнения разведывательного полета показан на схеме ниже. В 08.40 в точке с координатами Ш = 59° 40’, Д = 23° 30’ экипажи встретили 2 самолета противника неопознанного типа, следовавших на высоте 100 метров. С самолетов противника по разведчикам велась стрельба. Наши самолеты повреждений не получили. В 10.24 самолеты-разведчики вернулись на аэродром вылета. 09.00. Аэродром Лагсберг. Истребитель типа И-16 из состава 2-й аэ 13-го иап, пилотируемый лейтенантом В. А. Ермаковым, вылетел на перехват самолета противника в районе о. Нарген. До 10.30 самолет В.А. Ермакова так и не вернулся с боевого вылета на перехват, о чем оперативный дежурный 13-го иап доложил в штаб 10-й абр. Штаб 10-й абр по наземным каналам связи начал поиски пропавшего истребителя. В 11.25 от оперативного дежурного 10-й абр поступила информация о том, что лейтенант В. А. Ермаков вроде бы произвел вынужденную посадку в районе Сауе. В полку появилась надежда, что летчик жив. Позже стали известны подробности последней атаки летчика, лейтенанта Виктора Андреевича Ермакова.

В оперативной сводке № 8 штаба 10-й абр, составленной в 19.30 29.06.1941 г., в разделе «потери» указана следующая версия гибели летчика: «И-16 13 АП 09.45 командир звена лейтенант Ермаков Виктор Андреевич взлетел на перехват воздушного противника в районе аэродрома Лагсберг. После выполнения атаки по противнику сзади выходил из атаки отворотом с набором высоты. Был сбит воздушным стрелком самолета противника. Самолет упал в районе Суре-Сарте. Летчик погиб».

В октябре 1941 г. в документе «Действия истребительной авиации с 22.06.41 г. по 01.10.41 г.», составленном штабом 61-й абр ВВС КБФ, этот же эпизод описан уже в новой версии: «…29.06. И-16, летчик Ермаков, возвращаясь с задания, над аэродромом Таллин обнаружил Ю-86, начал преследование, произвел несколько атак сбоку сзади, убил стрелка, вывел из строя один мотор, затем пошел в атаку спереди, попал под огонь штурмана, был убит, упал в 40 км к югу от Таллина…». Эта же версия гибели летчика в июне 1944 г. была включена в «Отчет о боевых действиях ВВС КБФ против германского фашизма за период с 22.06.1941 г. по 22.06.1944 г.».

Автор не отдает предпочтение ни одной из этих версий, поскольку первые два документа были подписаны начальником штаба 10-й абр полковником Ф. Ф. Поповым, который после расформирования 10-й абр был назначен на должность начальника штаба 61-й абр ВВС КБФ. Отчет о боевых действиях ВВС КБФ составлялся на основе первичных документов, подготовленных штабами 10-й и 61-й абр, так что версию отчета за первые 6 месяцев войны просто перепечатали.

С 06.51 до 19.20 летчики 2-й аэ 13-го иап одиночно, парами и звеньями вылетали на видимого противника и выполняли барражирование на ГВМБ. В воздухе, сменяя друг друга, находились капитан Шодин, капитан Антоненко, лейтенанты Воханцев, Калашников, Клименко, Васильев, мл. лейтенанты Беркман, Карасев, Ежов, Плешаков и др..

Гидроаэродром Купеческая гавань. 2 гидросамолета типа МБР-2 из состава 44-й омраэ вылетали на противолодочное обеспечение кораблей Балтийского флота в Балтийское море и Финский залив. В 10.50 экипажи, находясь на высоте 300 метров, в 10 милях к норду от о. Вормс, наблюдали потопленный корабль. Предположительно наш, тип корабля не был опознан17. Автор полагает, что потопленным кораблем вполне мог быть грузовой пароход «Марта» (Marta), 1414 брт, ранее входивший под этим названием в состав Эстонского государственного морского пароходства. Пароход был атакован вражеской авиацией и потоплен прямым попаданием авиабомбы 29.06.1941 г. в этом районе. В 12.40 самолеты-разведчики вернулись на аэродром вылета18.

10.35. Аэродром Пернов. 2 бомбардировщика типа Ар-2 из состава 2-й аэ 73-го бап вылетали на повторную разведку аэродрома финских ВВС Сало. Экипажи капитана П. Б. Сыромятникова и лейтенанта А. А. Степанова задание выполнили и в 12.07 вернулись на аэродрома вылета. Эти сведения в той последовательности, как они приведены здесь, были изложены в журнале учета боевых действий 73-го АП.

Там же сохранилась запись следующего содержания: «Сбит 1 «Хоукер». Однако ни в каких других документах подтверждений об уничтожении самолета противника экипажами капитана П. Б. Сыромятникова и лейтенанта А.А. Степанова не найдено. Более того, в оперативной сводке № 10 штаба ВВС КБФ, подготовленной в 20.00 29.06.1941 г., записано: «73 АП — 9 СБ произвели бомбовый удар по аэродрому Сало». Автор не нашел указаний на то что самолеты 73-го бап выполняли в тот день полеты на указанный аэродром на бомбометание, имеются только сведения о 4 полетах на разведку аэродрома Сало. Надо полагать поэтому, что эта запись — результат невнимательности составителей оперативной сводки, которые учли полеты на бомбометание по укреплениям противника в Бьеркнесе (на полуострове Ханко) как бомбометание по аэродрому Сало.

13.43. Аэродром Пернов. 2 бомбардировщика типа СБ из состава 3-й аэ 73-го бап вылетали на разведку шхер в районе портов Або, Пори и Раума. Экипажи лейтенанта Ковалева и лейтенанта Муравьева, пройдя по маршруту до порта Або, финских ББО не обнаружили. До ВМБ Пори они не дошли. По докладу экипажей: «На маршруте стояла муть». В 17.33 самолеты-разведчики вернулись на аэродром вылета. 18.20. Аэродром Пернов. 9 бомбардировщиков типа СБ из состава 73-го бап вылетали на бомбометание укреплений противника в Бьеркнесе (на полуострове Ханко). В 19.00 бомбардировщики нанесли бомбовый удар по укреплениям в заданном районе. На противника были сброшены 156 бомб калибра ФАБ-10 и 20 ЗАБ-50.

Далее в журнале ведения боевых действий есть запись, которую автор затрудняется прокомментировать: «Результатов бомбометания не наблюдали. Израсходовано 700 шт. патронов». Единственное объяснение такого боевого применения возможно в том случае, если экипажи бомбили объекты противника с высоты до 600 метров в разрывах облаков, а стрелки-радисты обстреливали наземные позиции противника из бортовых пулеметов. В 20.27 9 бомбардировщиков СБ выполнили посадку на аэродроме Пернов.

19.05. ЭССР, г. Таллин, штаб 10-й абр. Оперативная служба 10-й абр передала в истребительные полки уточнение по распределению сил при массированной воздушной атаке базы флота противником. Начальник штаба 10-й абр полковник Попов приказал: «При получении приказа о вылете всех самолетов 1/3 посылать в район севернее острова Нарген, 2/3 на прикрытие ГБФ». Исходя из поставленной задачи, начальники штабов истребительных полков отрабатывали зоны ответственности для звеньев на случай массированного налета воздушного противника.

19.47. ЭССР, г. Таллин, штаб 10-й абр. Из оперативной службы авиабригады в полки поступило предупреждение о том, что с 20.00 ПВО Таллинского района будет пробовать зенитные пулеметы. Истребители, вылетавшие на дежурство в небо, вынуждены были увеличить высоту барражирования. Самолеты 71-го иап и 38-го иап в течение дня вылетали для охраны воздушного района над ГВМБ. Согласно докладам штабов истребительных полков, боевых соприкосновений с воздушным противником полки не имели. 38-й иап, выполняя задачу по охране ГБ флота, выполнил 19 самолето-вылетов с общим налетом 10.25 мин. Эскадрильи 13-го иап на п/о Ханко в течение дня выполняли полеты на охрану воздушного пространства над полуостровом Ханко, отражали попытки финских частей высадить десант на острова, окружающие ВМБ Ханко. 1-я и 4-я аэ 13-го иап за день произвели 72 самолето-вылета.

При охране ВМБ Ханко летчик лейтенант Н. Н. Екушев сбил истребитель типа «Фоккер Д-21». Летчики лейтенанты А. И. Кузнецов и А. Ю. Байсултанов сбили второй «Фоккер Д-21»30. При посадке на аэродроме полуострова Ханко летчик лейтенант Н. Н. Екушев разбил самолет, получив тяжелое ранение. Подробности этого летного происшествия были описаны в «Сведениях о летных происшествиях в частях 10-й авиабригады за период с 22 июня по 20 августа 1941 г.» следующим образом: «Лейтенант Екушев при посадке ночью потерял скорость, ударился о землю, сбил шасси и скапотировал. Самолет ремонту не подлежит». Исходя из содержания летного происшествия, автор делает вывод, что летчик Екушев выполнял этот полет уже в конце летного дня после значительной летной нагрузки. Для опытного летчика (Екушев был подготовлен к ведению боевых действий ночью) потеря внимания относительно скорости на посадке как раз самое распространенное последствие усталости летчика. Летчик 1-й аэ лейтенант В. К. Кулашов при выполнении полета на штурмовку вражеских войск в районе о. Эрри выполнил 5 заходов на цель. Пулеметно-пушечным огнем были уничтожены 2 катера, 1 буксир, зажжена лайба с солдатами. Самолет лейтенанта В. К. Кулашова над целью был обстрелян зенитным огнем и получил несколько пробоин от осколков и пуль.

В сведениях о боевых действиях тыловых авиационных баз 10-й абр сохранилась лишь запись о том, что 29.06.1941 г. 10-я авиационная база закончила перебазирование с аэродрома Керстово на аэродром Лагсберг.

Подводя итоги боевых действий частей 10-й абр: в течение дня были уничтожены 1 самолет типа «Хоукер», 2 истребителя типа «Фоккер Д-21», 2 катера, 1 буксир и до взвода солдат противника.

 Командир звена 2-й аэ 13-го иап лейтенант Виктор  Андреевич Ермаков
Командир звена 2-й аэ 13-го иап лейтенант Виктор Андреевич Ермаков

При этом потери составили:

По личному составу: 1. Командир звена 2-й аэ 13-го иап лейтенант Виктор Андреевич Ермаков, 1914 г. р., в РККФ с 1939 г., член ВКП(б), 29.06.1941 г. погиб в воздушном бою. Самолет упал в 40 км южнее г. Таллин. Место захоронения не установлено.

По авиационной технике: 2 истребителя типа И-16.

Перед Вами был представлен отрывок из книги "Лето 1941 года. Великая Отечественная война на Ленинградском направлении" Том 1 А. В. Кириченко

Приобрести и прочитать книгу полностью Вы можете, написав в личные сообщения нашей группы в ВКонтакте - https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!