Итальянское Возрождение разделяют на четыре периода: Проторенессанс, Раннее, Высокое и Позднее Возрождение.
Я решил посвятить этой теме четыре статьи, чтобы кратко, ёмко и информативно рассказать о каждом периоде.
Пусть эти материалы станут для вас простой и понятной шпаргалкой, куда вы всегда сможете заглянуть и освежить в памяти ключевые моменты.
Итак, начнём с самых первых имён и достижений в итальянском Ренессансе на примере живописи.
Проторенессанс (от греч. «протос» — «первый») — это «подготовительный» этап (1260—1425 гг.), в ходе которого мастера отошли от основ средневековой культуры и устаревших приёмов изображения.
Конечно, византийские и готические традиции продолжались, но они начали переплетаться с новыми трендами.
Основные отличия искусства в эпоху Проторенессанса:
1. Уход от исключительно религиозной тематики к светской.
2. Появляется интерес к античной культуре и её наследию.
3. Прослеживается реалистичность в картинах и скульптурах.
Для наглядности давайте сравним два изображения.
Посмотрите, как причудливо и неестественно нарисованы фигуры. Их лица практически не отличаются.
Левая фигура будто не восседает, а парит в воздухе, у фигуры справа одна нога опирается на пол, другая будто свисает.Также обратите внимание на условное изображение драпировки ткани.
Одними из первых плавный переход к реализму совершили итальянские мастера Чимабуэ и Дуччо.
Они создали алтарные образы Мадонны, которые стали примером зарождения новой традиции реализма. Глубина изображения была достигнута насыщенными красками и световыми контрастами.
По-новому работал Симоне Мартини, мастер из Сиены. В триптихе «Благовещение» он изобразил Мадонну, которая в испуге отстраняется от архангела Гавриила.
В этом триптихе можно заметить влияние двух традиций:
— От готической культуры: тонкая резьба рамы, изящные силуэты, обилие декора.
— От новой традиции: эмоциональность и сюжетность. Мы видим не просто условные изображения, а фигуры в движении, триптих словно рассказывает нам историю.
Джотто и Капелла дель Арена (Капелла Скровеньи)
Именно Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 — 1337) преодолел византийскую иконописную традицию, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства и стал основоположником эпохи Проторенессанса.
Вершина его творчества — фрески в Капелле Скровеньи, выполненные по сюжетам Священной Истории.
Особенности творческого подхода Джотто:
1. Он добавляет изображения архитектуры, придавая иллюзию пространственной глубины. Это один первых шагов на пути к перспективному изображению.
2. Фигуры находятся на переднем плане, близко к зрителю. Художник использует светотеневые контрасты и создаёт объём.
3. Библейские сцены наполнены драматизмом, что нехарактерно для более ранних произведений итальянских мастеров. Рассмотрим конкретный пример.
На фреске Иисус идёт, подталкиваемый толпой. У края фрески стоит Мария, оттеснённая безжалостными стражниками. Печальные взгляды эти двух людей встречаются над головами мучителей.
В одной фреске ощущается безысходность и трагизм. Мы наблюдаем не обычные условные изображения, а настоящую драму. Это настолько ново, что во всём предшествующем искусстве невозможно найти аналогии.
Творчество Джотто — это словно мост между эпохой Средневековья и Проторенессансом.
Художник заложил основы и сделал открытия, которые повлияли на развитие искусства в Раннем Возрождении. Об этом периоде я расскажу в следующей статье.