Найти тему

Искусство проторенессанса: ключевые имена, отличия и достижения

Оглавление

Итальянское Возрождение разделяют на четыре периода: Проторенессанс, Раннее, Высокое и Позднее Возрождение.

Я решил посвятить этой теме четыре статьи, чтобы кратко, ёмко и информативно рассказать о каждом периоде.

Пусть эти материалы станут для вас простой и понятной шпаргалкой, куда вы всегда сможете заглянуть и освежить в памяти ключевые моменты.

Итак, начнём с самых первых имён и достижений в итальянском Ренессансе на примере живописи.

Джотто ди Бондоне. Фреска «Встреча у Золотых Ворот». Капелла Скровеньи, Падуя.
Джотто ди Бондоне. Фреска «Встреча у Золотых Ворот». Капелла Скровеньи, Падуя.

Проторенессанс (от греч. «протос» — «первый») — это «подготовительный» этап (1260—1425 гг.), в ходе которого мастера отошли от основ средневековой культуры и устаревших приёмов изображения.

Конечно, византийские и готические традиции продолжались, но они начали переплетаться с новыми трендами.

Основные отличия искусства в эпоху Проторенессанса:

1. Уход от исключительно религиозной тематики к светской.

2. Появляется интерес к античной культуре и её наследию.

3. Прослеживается реалистичность в картинах и скульптурах.

Для наглядности давайте сравним два изображения.

Это изображение епископа Браулио Сарагосского и Исидора Севильского из манускрипта X века.
Это изображение епископа Браулио Сарагосского и Исидора Севильского из манускрипта X века.

Посмотрите, как причудливо и неестественно нарисованы фигуры. Их лица практически не отличаются.

Левая фигура будто не восседает, а парит в воздухе, у фигуры справа одна нога опирается на пол, другая будто свисает.Также обратите внимание на условное изображение драпировки ткани.

Чимабуэ. Маэста (Величание Мадонны). Алтарный образ церкви Санта-Тринита. Ок. 1290 г. Дерево, темпера. Уффици, Флоренция.
Чимабуэ. Маэста (Величание Мадонны). Алтарный образ церкви Санта-Тринита. Ок. 1290 г. Дерево, темпера. Уффици, Флоренция.

Одними из первых плавный переход к реализму совершили итальянские мастера Чимабуэ и Дуччо.

Они создали алтарные образы Мадонны, которые стали примером зарождения новой традиции реализма. Глубина изображения была достигнута насыщенными красками и световыми контрастами.

Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение. 1333 год. Дерево, темпера, золото. 265 × 305 см. Уффици, Флоренция.
Симоне Мартини и Липпо Мемми. Благовещение. 1333 год. Дерево, темпера, золото. 265 × 305 см. Уффици, Флоренция.

По-новому работал Симоне Мартини, мастер из Сиены. В триптихе «Благовещение» он изобразил Мадонну, которая в испуге отстраняется от архангела Гавриила.

В этом триптихе можно заметить влияние двух традиций:

— От готической культуры: тонкая резьба рамы, изящные силуэты, обилие декора.

— От новой традиции: эмоциональность и сюжетность. Мы видим не просто условные изображения, а фигуры в движении, триптих словно рассказывает нам историю.

Джотто и Капелла дель Арена (Капелла Скровеньи)

Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.
Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV — начало XVI вв.

Именно Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 — 1337) преодолел византийскую иконописную традицию, разработал абсолютно новый подход к изображению пространства и стал основоположником эпохи Проторенессанса.

Вершина его творчества — фрески в Капелле Скровеньи, выполненные по сюжетам Священной Истории.

Капелла Скровеньи в Падуе.
Капелла Скровеньи в Падуе.

Особенности творческого подхода Джотто:

1. Он добавляет изображения архитектуры, придавая иллюзию пространственной глубины. Это один первых шагов на пути к перспективному изображению.

Джотто ди Бондоне. Фреска «Рождение Богородицы». Капелла Скровеньи, Падуя.
Джотто ди Бондоне. Фреска «Рождение Богородицы». Капелла Скровеньи, Падуя.

2. Фигуры находятся на переднем плане, близко к зрителю. Художник использует светотеневые контрасты и создаёт объём.

Джотто ди Бондоне. Фреска «Иоаким присоединяется к пастухам». Капелла Скровеньи, Падуя.
Джотто ди Бондоне. Фреска «Иоаким присоединяется к пастухам». Капелла Скровеньи, Падуя.

3. Библейские сцены наполнены драматизмом, что нехарактерно для более ранних произведений итальянских мастеров. Рассмотрим конкретный пример.

Джотто ди Бондоне. Фреска «Несение креста». Капелла Скровеньи, Падуя.
Джотто ди Бондоне. Фреска «Несение креста». Капелла Скровеньи, Падуя.

На фреске Иисус идёт, подталкиваемый толпой. У края фрески стоит Мария, оттеснённая безжалостными стражниками. Печальные взгляды эти двух людей встречаются над головами мучителей.

В одной фреске ощущается безысходность и трагизм. Мы наблюдаем не обычные условные изображения, а настоящую драму. Это настолько ново, что во всём предшествующем искусстве невозможно найти аналогии.

Творчество Джотто — это словно мост между эпохой Средневековья и Проторенессансом.

Художник заложил основы и сделал открытия, которые повлияли на развитие искусства в Раннем Возрождении. Об этом периоде я расскажу в следующей статье.

Мечтаете о карьере в сфере искусства? Переходите наш сайт и узнайте подробности обучения на нашем факультете

ПЕРЕЙТИ НА САЙТ