Найти тему

Собаки в искусстве: Портрет мальчика

В новом выпуске рубрики #РКФ_СобакивИскусстве сегодня мы расскажем о работах художника, который был невероятно популярен при жизни, а после смерти оказался почти забыт. Его работы, особенно для частных коллекций, стали яркими документами эпохи, которые с фотографической точностью передают образы героев, будь то человек или животное.

👉
«Мальчик», Жан-Леон Жером, середина 19 века, частная коллекция.

Перед вами портрет домашнего любимца по кличке Бой (на русском Мальчик). Собака смотрит на кого-то за пределами полотна блестящими и невероятно грустными глазами. Вокруг терьера нет утвари, других собак, не изображена сцена охоты или ружье. Фон призван лишь подчеркнуть цвет шерсти собаки и выделить ее как можно ярче, чтобы полотно было заметно.

О том, кому принадлежала собака, мы не знаем, но владельцы отказались от модной тогда фотографии и заказали баснословно дорогой портрет у популярного художника, чтобы увековечить своего любимца. В то время так делали многие аристократы, но особенно это было популярно среди британцев и недавно обогатившихся американцев.

Причем личных портретов удостаивались как именитые породистые собаки (чаще охотничьих пород), так и животные смешанных кровей, что было уже в новинку. Люди платили не за статус картины, а за фотографически точный портрет своего любимчика. Передать выражение глаз и характер животного так мог только он.

📖
Жан-Леон Жером (1824 – 1924) – французский живописец и скульптор. Один из популярнейших художников своей эпохи, представитель академизма и реализма.

Сын ювелира и лавочницы с самых ранних лет видел себя в искусстве. И все помогали ему в исполнении мечты. Одна из самых ранних его работы, дошедших до нас, «Портрет мальчика» (где изображен ребенок) привлекла внимание учителей и отца, обратив внимание на необычайный талант художника. Сегодня бы сказали, что уже с юных лет он мог с фотографической точностью передавать увиденное.

Жером застал начало 20 века, отмечая, что все стало происходить слишком быстро и такое течение времени не для него. Эти мысли найдут отражение в последних работах мастера.

После смерти он был практически забыт. Цены на его картины рухнули с нескольких тысяч до всего ста пятидесяти долларов. И почти 80 лет интерес к ним сохраняли только редкие ценители. Сегодня за его работы с восточными мотивами, написанные во время путешествий, бьются коллекционеры арабского мира, а собиратели искусства из США охотятся за портретами, созданными для частных коллекций и проектов. Особое внимание для них представляют и скульптуры. Картины Жерома есть и в собраниях многих русских музеев. Кстати, собаки на его полотнах встречаются очень часто.

Уже сегодня отмечают, что знаменитая статуя «Республика» (Марианна) на одноименной парижской площади, невероятно похожа на эскиз Жерома 1848 года и несколько поздних картин.

Вот так один художник помог увековечить самые разные символы своего времени: одни для истории и победы, другие – для души.

#РКФ