Найти тему
Издательство "Гангут"

Охота на пароходы

В сентябре 1944 года советские войска проводили Прибалтийскую наступательную операцию, в ходе которой были освобождены территории Латвии, Эстонии и частично Литвы. Частью её стала Моонзундская десантная операция, начавшаяся 27 сентября того же года, позволившая быстро освободить острова Вормси, Муху и Хийумаа, после чего пришел черед самого крупного из них — Сааремаа.

Противник яростно сопротивлялся, помощь ему оказывали силы Кригсмарине, морским транспортом осуществлялись перевозки и эвакуация личного состава и техники вермахта. Противодействие неприятелю на море в основном осуществлялось силами ВВС КБФ. Но из-за плохих метеоусловий они смогли начать боевые действия лишь с 5 октября 1944 года, проведя целый ряд успешных атак по кораблям и судам противника. Наиболее успешным выдалось 9 октября.

Но сначала распишем, какими силами располагала флотская авиация в районе Моонзундских островов в этот день. Персонально для остроумных людей уточним: в официальных документах даже у одноместных самолетов есть экипаж, а не пилот, как по здравому смыслу должно быть. Состав всех описываемых частей приводится на 8 ч 00 мин 9 октября 1944 года. Под боевыми экипажами подразумеваются те, которые допущены до выполнения боевых задач. Итак, основную ударную силу представляли: 9-я штурмовая Ропшинская Краснознаменная (далее 9-я ШАД) и 11-я штурмовая Новороссийская дважды Краснознаменная (11-я ШАД) авиационные дивизии ВВС КБФ. В состав первой входило по два штурмовых и истребительных полка. Первый полк, 7-й гвардейский штурмовой Краснознаменный (7-й ГШАП), насчитывал 35 исправных и 10 неисправных штурмовиков Ил-2 и 48 экипажей, из которых 36 являлись боевыми; второй — 35-й штурмовой Краснознаменный (35-й ШАП) — 47 исправных штурмовиков и 50 экипажей, из которых 39 боевые.

-2

Истребительное прикрытие им обеспечивал 12-й истребительный Краснознаменный авиационный полк (12-й ИАП), состоявший из самолетов трех разных марок: Як-1 (7 исправных и 3 неисправных, при 14 экипажах, из которых 11 боевых), Як-7 (9 исправных и 2 неисправных, при 21 экипаже, из которых 10 боевых) и Як-9 (9 исправных и 3 неисправных, при 13 экипажах, все боевые).

Второй полк, 14-й Гвардейский истребительный Краснознаменный, формально входивший в состав 9-й ШАД, по факту находился на аэродроме Паневежис и участия в описываемых событиях не принимал. Всего в 9-й ШАД (без 14-го ГИАП) насчитывалось 127 самолетов, из которых исправных 109. В управлении 9-й ШАД числилось два исправных Як-3.

Местом базирования самолетов авиадивизии, за исключением 14-го ГИАП, был аэродром Пернов. Три штурмовика и один истребитель находились на других аэродромах, но их местоположение ни на что не влияло. В состав второй авиадивизии, 11-й ШАД, также входило по два штурмовых и истребительных полка. Первый полк, 8-й гвардейский штурмовой Феодосийский (8-й ГШАП), насчитывал 41 исправный и 1 неисправный Ил-2 при 49 экипажах, из них 42 боевых, второй — 47-й штурмовой Феодосийский Краснознаменный (47-й ШАП) — 29 исправных и 10 неисправных Ил-2 при 47 экипажах, их них 41 боевой.

-3

Первым полком истребителей в 11-й ШАД был 9-й истребительный Краснознаменный авиационный полк (9-й ИАП; 20 исправных Як-9, 23 исправных и 2 неисправных ЛаГГ-3 при 48 экипажах на оба типа истребителей, из них 39 боевых); вторым — малоизвестный 11-й истребительный авиационный полк (11-й ИАП; 46 исправных ЛаГГ-3 и 50 экипажей, все боевые). В управлении 11-й ШАД числилось по одному исправному Як-9 и Ил-2. Три полка дивизии (8-й ГШАП, 47-й ШАП и 9-й ИАП) базировались на аэродроме Сууркуля, четвертый, 11-й ИАП, как упоминалось, на аэродроме Пернов.

Всего в 11-й ШАД насчитывалось 175 самолетов, из них 161 исправный и 14 неисправных. Помимо штурмовиков в событиях данного дня участие приняли торпедоносцы и топмачтовики 51-го минно-торпедного полка (51-й МТАП) 8-й минно-торпедной Гатчинской Краснознаменной авиационной дивизии (8-я МТАД), базировавшейся на аэродром Клопицы, что под Ленинградом. Он насчитывал 24 исправных и 5 неисправных А-20-ДО при 17 экипажах, из них 14 боевых.

Самолеты полка вылетали на поиск вражеских кораблей и судов, и один из таких вылетов 9 октября закончился весьма успешно. «Глазами» ВВС КБФ был 15-й отдельный разведывательный Краснознаменный авиационный полк (15-й ОРАП). На момент описываемых событий он насчитывал 12 Пе-2 (11 исправных и 1 неисправный, при 12 экипажах, из них 8 боевых), 3 А-20-Ж (2 исправных и 1 неисправный, при трех экипажах, из них 2 боевых) и 21 Як-9 (18 исправных и 3 неисправных, при 28 экипажах, из них 27 боевых). Базировались они на аэродромы Лаксберг и Паневежис. За день самолеты полка выполнили 10 самолето-вылетов в Рижский залив, освещая обстановку в данном районе. Справедливости ради заметим, что командиры штурмовых дивизий не особо надеялись на разведданные сверху, а посему боевые действия 9 октября начались с приказов отправить на разведку самолеты из истребительных полков штурмовых авиадивизий. В итоге в 7 ч 30 мин стартовали разведчики 11-й ШАД — два ЛаГГ-3 (ведущий — лейтенант В.З. Гончаренко)

-4

9-го ИАП, а в 7 ч 34 мин пошла на взлет пара Як-1 (ведущий — старший лейтенант В.М. Смолянинов) 12-го ИАП. Причем разведданные с них поступили в одно и то же время, в 8 ч 35 мин. В журнале боевых действий 9-й ШАД записано следующее: «Получено радио от самолетов разведчиков 9 ИАКП: на рейде Менто 3 ТР, 8 БДБ, 15 СКР, 10 ТЩ, 15 СКА, ТКА. Погода облачность 5-6 баллов, Н=4000 м видимость 15 км», а в журнале 11-й ШАД: « …На рейде Менто (о-в Эзель) ВР 9 ИАКП обнаружены 3 ТР, 8 БДБ, 15 скр, 10 тщ, 15 ска, тка. Погода облачность 4–5 баллов Н=4000 м видимость 15 км».

Отметим, что противник зафиксировал пролет разведчиков. Из KTB сторожевого корабля V-317: «6.45 (по Берлину; 8 ч 45 мин по Москве. — А.Л., И.Б.). Воздушная тревога. 2 самолета пролетают мимо на большой высоте». Реакция командиров авиадивизий была практически одинаковой. В журнале боевых действий 9-й ШАД записано: «09.15 Командир 9 ШАРКД приказал: Командиру 7 ГШАП двумя восьмерками Ил-2 нанести БШУ по ТР противника в Рижском заливе и порту Менто. Командиру 12 ИАКП прикрыть действия 7 ГШАП. Командиру 35 ШАКП двумя эскадрильями Ил-2 нанести БШУ по ТР противника в Рижском заливе порту Менто. Запасная цель корабли противника Севернее мыса Колкасрагс. Вылет через 30 минут после вылета 7 ГШАП. Командиру 12 ИАКП прикрыть действия Ил-2 35 ШАП. Четырьмя истребителями прикрыть 2 Ил-2 7 ГШАП ведущим которой идет командир 7 ГШАП».

Выполняя приказ, командир 7-го ГШАП отдал следующие распоряжения: «Командир дивизии приказал: двумя восьмерками Ил-2 нанести бомбо-штурмовой удар по 2 транспортам противника в южной оконечности о. Эзель в пункте Менто (согласно разведданных за 8 (далее неразборчиво. — А.Л., И.Б.). Прикрытие: 8 ЛаГ-3Ф 11 ИАП, 4 Як-7 12 ИАП, 4 Як-7 12 ИАП и дополнительно для встречи на отходе от цели и сопровождение 6 ЛаГ-3Ф 11 ИАП. К-р АП приказал: К-ру 1 и 2 АЭ АЭ выделить по 8 Ил-2 для выполнения поставленной задачи. К-ру 1 АЭ выделить одного летчика, который пойдет в паре со мной замыкающим группы. Каждой группе обеспечить фотоаппаратами. На самолете идущем в паре со мной так же иметь АФА».

А вот как выглядело исполнение того же приказа в журнале боевых действий 35-го ШАП: «Командиру 1 АЭ двумя группами по 6 Ил-2 произвести бомбо-штурмовой удар по 2 тр в пристани Менто. Взлет первой шестерки через 30 мин после вылета групп 7 ГШАП. Интервал между шестерками 200 мт. Прикрытие 8 Як-7б 12 ИАКП».

-5

В 9 ч 55 мин взлетели восемь Ил-2 (ведущий — гвардии капитан А.Е. Гургенидзе), за ними ещё столько же штурмовиков (ведущий — гвардии капитан В.К. Павлов) — обе группы из 7-го ГШАП, а следом их истребительное прикрытие — восемь ЛаГГ-3 (ведущий — лейтенант Л.Д. Злыдарев) 11-го ИАП.

Восьмерка истребителей делилась на две равные группы (ведущие —лейтенанты Л.Д. Злыдарев и С.Г. Гунин), прикрывавшие каждая свою группу штурмовиков. За ними последовали два Ил-2 (пилоты — гвардии подполковник А.Е. Мазуренко и гвардии лейтенант С.С. Иванов) 7-го ГШАП, которых прикрывали четыре Як-1 12-го ИАП (ведущий — старший лейтенант Б.В. Правоторов). В 10 ч 10 мин взлетели шесть ЛаГГ-3 (ведущий — подполковник М.П. Носков) 11-го ИАП с целью выметания истребителей противника и встречи штурмовиков, в 10 ч 19 мин — шесть Ил-2 35-го ШАП (ведущий — старший лейтенант А.М. Батиевский), за ними еще столько же (ведущий — старший лейтенант И.А. Ладнов) того же авиаполка под прикрытием восьми Як-7б (ведущий — майор М.Г. Клименко) 12-го ИАП.

Во второй дивизии, по сути, происходило то же самое. Командир 11-й ШАД отреагировал на данные самолетов-разведчиков следующим приказом: «К-ру 8 ГШАФП 12 Ил-2 с прикрытием 8 Як-9 9 ИАКП уничтожит не менее 2 тр пр-ка. Вылет шестерками с интервалом 15 минут…. Запасная цель — мелкие плавсредства у побережья Менто. Командиру 9 ИАКП методом непосредственного сопровождения двумя группами по 4 Як-9 прикрыть БШУ 8 ГШАФП».

-6

Тот, в свою очередь, приказал: «09.20 Командирам 1,3 АЭ. Командир полка приказал: Иметь по 6 Ил-2 в каждой АЭ для уничтожения кораблей п-ка под прикрытием 4 Як-9 каждой группе. На рейде Менто о. Эзель. Уничтожить по 1 ТР каждой группе вылет с интервалом 15 минут... Боезарядка по 4 ФАБ-100 на самолет. Вылет по сигналу с КП АП».

В итоге в 9 ч 45 мин стартовали семь Ил-2 (ведущий — гвардии капитан Б.М. Морозов) 8-го ГШАП под прикрытием четырех Як-9 (ведущий — лейтенант Т.В. Сажнев) 9-го ИАП, за ними спустя минуту — вторая группа из шести Ил-2 (ведущий — гвардии старший лейтенант Г.А. Кузнецов) 8-го ГШАП под прикрытием шести Як-9 (ведущий — капитан Ю.П. Шитов) 9-го ИАП.

Первыми до цели дошли штурмовики 7-го ГШАП, обнаружив в заданном районе до 24 кораблей противника. В 10 ч 31 мин они атаковали два транспорта в 2 км восточнее пункта Мынту, израсходовав 33 ФАБ-100, 50 ФАБ-50, 40 РС-82, 1768 ВЯ и 50 БС. По докладам пилотов, в транспорт 8000 т попали две ФАБ-100 сброшенные штурмовиками из восьмерки гвардии капитана А.Е. Гургенидзе, еще таким же числом ФАБ-100 добился попаданий в тот же транспорт гвардии подполковник А.Е. Мазуренко.

О попадании одной ФАБ-100 во второй транспорт в 6000 т доложили пилоты восьмерки капитана В.К. Павлова, поразившие ФАБ-100 ещё и тральщик, на котором произошел взрыв и пожар. В оперсводке штаба ВВС КБФ № 566 от 9 октября 1944 года на счет полка записали потопление тральщика и два поврежденных транспорта общим водоизмещением 8000 т.

Две группы из 8-го ГШАП (первая в 10 ч 32 мин семерка гвардии капитана Б.М. Морозова, а следом в 10 ч 44 мин шестерка гвардии старшего лейтенанта Г.А. Кузнецова) атаковали в 1 км юго-восточнее мыса Свальферот с планирования транспорт в 8000 т, два транспорта по 3000 т и до 50 мелких плавединиц. Расход боезапаса составил: 50 ФАБ-100, 50 РС-82, 1400 ВЯ, 1900 ШКАС. По донесениям экипажей, они потопили один транспорт в 3000 т, один сторожевой катер и повредили два транспорт (в 8000 и 1200 т).

©И.В. Борисенко, А.Д. Латкин

Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Гангут"№ 129/2022
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе
https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!