В преддверии основного этапа вступительных испытаний в школу «Летово» учитель английского языка Мария Александровна Аринцева ответила на самые популярные вопросы наших абитуриентов об экзамене по английскому языку.
— Я учусь в обычной школе. Смогу ли я поступить в «Летово», если у нас среднестатистическая школьная программа по английскому языку?
— Нет никаких преград! Нужно прежде всего изучить требования нашей школы к уровню английского языка у абитуриентов. Требования эти довольно адекватные, от уровня B1. И если начать подготовку к экзаменам заранее, то, занимаясь на платформе «Летово.Онлайн», вполне реально улучшить свой результат. Повторюсь: нет никакой разницы, из какой школы поступаешь, важно изучить требования и подготовиться к ним. Понять свой уровень помогут диагностические тесты на платформе. Будет полезен и наш онлайн-курс «Bridge to English», он ежегодно открывается на «Летово.Онлайн» в начале учебного года. Занимаясь на этом курсе, вы начнете с уровня А2 и будете стремится к В1 и выше. Этот курс готовит ученика и к тому, чего мы ожидаем на собеседовании.
— Что сложнее для абитуриента — письменный экзамен или собеседование?
— На мой взгляд, письменный экзамен гораздо серьезнее. На нем за 40 минут нужно написать историю, и это, мне кажется, непростая задача, потому что нужно придумать что-то интересное, захватывающее и, не видя своего читателя, войти с ним в контакт. Но абитуриенты больше боятся собеседования. Говорят, что они видят взрослого человека, пугаются его и забывают все слова. Хочу посоветовать всем относиться к собеседованию спокойнее: мы, собеседующие, понимаем, что вы волнуетесь, вам страшно, и мы хотим помочь. Поэтому любой вопрос нужно воспринимать не как что-то, что проверяет только знания, а что-то направленное на то, чтобы вас поддержать.
— Из чего состоит письменный экзамен?
— В него входят чтение и креативное письмо в жанре короткой истории или personal narrative. Обязательно изучите демоверсии на сайте школы, чтобы понять, что мы хотим увидеть в качестве результата креативного письма.
— Как правильно распределить своё время, когда работаешь над креативным письмом, чтобы успеть все сделать и при этом «попасть» в формат и выдержать нужный объем?
— Самая главная задача — внимательно прочитать задание. В нем уже есть подсказка: про что должна быть история, какой должны быть ее структура и эмоциональное содержание. Я советую, когда вы приступите к написанию истории, сначала сделать короткий план, нарисовать то, что на английском мы называем story mountain, схему повествования. Вот история начинает зарождаться, у нее есть место и время, потом история идет к кульминации, а потом потихоньку к разрядке. Нарисуйте себе эту «гору». Там же можно обозначить и персонажей. Наверное, на это уйдет минут пять-десять. За следующие пять минут набросайте фразы, которые опишут место и время действия, ваших героев, их внешность и эмоциональное состояние. После этого приступайте к написанию истории — получается, на это у вас будет около 25 минут, достаточное время. Оставьте несколько минут на самопроверку. Не стоит загонять себя в невроз по поводу грамматических или лексических ошибок. Даже если абитуриент не помнит, как точно пишется классное слово, которое, как ему кажется, лучше всего выражает состояние героя или описывает обстановку — лучше попробовать. Даже если это будет не так написано, даже если сложная грамматическая форма будет не совсем правильно употреблена, мы отметим, что ребенок попробовал, постарался. Креативность, творческое мышление — вот что для нас самое главное здесь.
— Какие рассказы, новеллы можно почитать абитуриентам в качестве ориентира?
— Есть прекрасная история Роберта Манча «50 Below Zero», можно послушать ее аудиовариант. Там здорово выстроена структура, очень интересно подводит читателя к кульминации повествования. Полезно читать книги Роальда Даля да и вообще любую классику, например, Charlotte’s Web. При этом важно не просто читать, а анализировать, даже делать заметки: где и как происходит действие, что я понимаю про героя по его действиям или описанию, что он чувствует, почему он поступает именно так. Полезно размышлять, «примерять» историю на себя. Нужно не просто понять конкретные слова в тексте, а сформулировать свой эмоциональный отклик на историю.
— С какими частыми ошибками вы сталкиваетесь, читая написанные абитуриентами истории?
— Самое частое — это неправильное чтение задания. Не спешите, не пренебрегайте словами, которые в задании написаны. Не пишите совсем коротко, ощутимо меньше, чем требуется, иначе история не будет прочитана или не будет оценена высоко. А еще бывает, что история ничем не цепляет, в ней нет эмоции, она обезличенная. Это тоже идет в минус.
— Что ждет абитуриента на собеседовании?
— Собеседование проходит онлайн. Сначала мы знакомимся, налаживаем контакт — например, спрашиваем, из какого абитуриент города, какая там погода, как прошел день, в какой школе он учится. Дальше ему выдается карточка с темой, на которую нужно порассуждать вслух от минуты до двух. В карточке обозначено несколько подпунктов темы, которые нужно осветить. На подготовку к высказыванию дается буквально пара минут. После того, как абитуриент закончит, собеседующий может задать еще несколько вопросов — и по теме с карточки, и любые другие. Нам ведь любопытно, чем ребенок живет, почему хочет учиться в «Летово», какие у него ожидания от школы. Кстати, можно задавать вопросы экзаменатору! Я имею в виду и уточняющие вопросы — если, например, вам что-то непонятно в задании, — и просто житейские вопросы; разумеется, адекватные и уместные.
— Если я хочу стать учеником «Летово», к чему в школе — в плане английского языка — мне нужно быть готовым?
— Наверное, к тому, что уроки английского в «Летово» — это не просто изучение словарных единиц и грамматических структур. Очень много внимания мы уделяем формированию навыков, и прежде всего — навыка коммуникации. Поэтому нужно быть готовым к тому, что придется много работать в группах, причем в разных ролях. Нужно будет много придумывать — так мы развиваем навык креативного мышления. Придется много анализировать, обосновать свое мнение, высказывать и подтверждать свою точку зрения — это навык критического мышления. Английский язык в «Летово» — не просто один из предметов, это важная часть внутришкольной жизни и общения.
— Есть ли в вашей преподавательской практики примеры, когда ученик приходил в «Летово» с не самым высоким уровнем языка, но смог его поднять?
— Конечно, и их много. Хочу сказать, что иногда абитуриенты и их родители не верят в себя. Мама одной моей ученицы говорила: «Мы издалека, у нас английский очень слабенький...» А девочка стала самой старательной ученицей. У нее была хорошая база, она много работала — и очень выросла. Еще один ученик — помню его по первому собеседованию, потом мы встретились на повторном собеседовании в августе, а уже в школе, в седьмом классе, он пришел ко мне в группу, на самый невысокий уровень. И за три года дорос, общаясь, ошибаясь, открывая новое, до уровня С1! Хочу сказать абитуриентам — совершенно не важно, откуда вы, из какой школы. Для нас гораздо важнее, какой вы человек, как вы работаете, на какой риск готовы пойти. В остальном мы вам поможем.
Вам интересна эта тема? Да = 👍 Если материал соберёт 50 лайков, мы поделимся подборкой онлайн-ресурсов для самостоятельного изучения английского языка.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Поступление для победителей и призёров олимпиад