Часть 2. Оставаясь в границах самого себя
В первой части нашего исследования - "Оставаясь в границах "звучащего" кино"* - речь шла о Чарли Спенсере Чаплине. О художнике «красоты молчания»; гениальном комике; непревзойденном трагике. Для которого не существовало понятие "немое" кино. Он "звучало" в нем и "озвучивалось" пластикой пантомимы.
Но порой так хотелось нарушить законы кинематографического жанра, снять маску и стать самим собой - самим собой предстать перед публикой. И на свое 70-летие Чарли Чаплин произносит блестящую юбилейную речь «Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself»). И вдруг оказывается, что Он - это совсем не он и не он произносил эту речь.
Если не Он, то Кто?
Одну из главных версий поддерживают зарубежные знатоки Чаплиниады. Их вердикт ‒ невинная шутка блоггеров-фанатов.
Будто бы на одном из бразильских форумов после перевода с английского языка на португальский и обратно отрывка из книги «Когда я действительно полюбил себя» Ким и Элисон МакМиллан («When I loved myself enough» Kim & Alison McMillen) возник новый текст «As I began to love myself». Этот текст и был приписан Чарли Чаплину.
Текст произведения When I Loved Myself Enough есть в доступном интернет-пользовании. Книга продаётся на Amazone. Вот только незадача…
Произведение Ким и Элисон МакМиллан написана в 2001 году, а свою речь Чаплин произнёс в 1959 – временной диапазон с разницей в 42 года…[1]
А если юбилейная речь все-таки принадлежит Чарли Чаплину?
Как строился бы эссеистический анализ, не затрагивая научные глубины лингвотекстологического исследования?..
Речь Чаплина о прекрасном в человеке, о Душе, обращенной своим Лицом внутрь себя, о Душе, обретшей гармонию с самим собой и с миром.
Этому подчинены речевая стратегия и индивидуально‒авторское наполнение текста: структура с анафорическим единоначатием и грамматическим параллелизмом, система топов, использование необходимого набора языковых выразительных средств – тропов и фигур.
Важно. Мы имеем дело не с пустым, бессодержательным юбилейным говорением по заданному сценарию. И не с актёрской, проникнутой торжественным пафосом декламацией, поэтическим аналогом которой является жанр оды.
Заметим. Словарно слово «юбилей» наполнено двумя смыслами:
(1) установленный Моисеем пятидесятый год после семи седьмиц, когда проданные и заложенные земли возвращались прежним владельцам или наследникам, а рабы получали свободу;
(2) год, когда паломничество в Рим предоставляет отпущение от грехов; такое право открывало возможности сначала каждые сто лет, потом пятьдесят, затем – каждые двадцать пять лет.
Древнеегипетские фараоны, а вслед за ними и римские императоры торжественно отмечали круглые даты своего пребывания на престоле. Каждое такое празднование сопровождалось ритуальными действиями, одним из обязательных элементов которого являлась ораторская речь. Эта традиция сохранилась и в Новое время, когда стали праздноваться наиболее значимые даты в истории государства, а впоследствии и события локального масштаба.
Юбилейная речь – это игра, ритуал возвеличивания юбиляра и увенчание словесной короной в ознаменование его заслуг – явных или подразумеваемых – перед миром.
Ритуальность сопряжена с идеализацией и условностью. Условность хвалебного происходящего должна если не осознаваться, то уж точно ощущаться участниками действия.
Творчество Чаплина происходило без присутствия очевидцев. Чаплин играл для Них, но не в присутствии.
На этот раз Чаплин не играл. А если и играл, то разыгрывал другой, свой сценарий, в котором ‒ согласно авторскому замыслу ‒ будут совершаться действия, обратные придворному красноречию.
Развенчание юбилейного ритуала, театрального церемониала и эталонного риторического торжественного канона
Композиционной рамка недосчитывается двух конвенционально закрепленных элементов – начала (приветствие, адресация, благодарение) и окончания (благодарения, обещания, пожелания).
Поэтический текст отказывается от витиевато‒замысловатых риторических фигур тела и слова.
Содержательная канва выключается из ситуативного контекста. Главным средством снижения юбилейного пафоса становится событийный ряд, в котором четко прослеживается:
‒ отсутствие действия и реакции участников юбилея;
‒ присутствие Себя, «обращенного к внутреннему смыслу Лица», и реакции на самого себя, явленного миру [2].
Жизнь реальна, если Я Есть. Если осознаю не только то, что делаю, но и себя, делающего это. Если вижу и Я, и Здесь. ‒ Я Здесь и Сейчас. Это и есть самовоспоминание – «Когда я полюбил – я понял…»
Недостаточно знать, но нужно еще и Быть. А ведь чаще всего мы не помним себя в действии, мы будто в состоянии тумана и сна. И редко, кто способен научиться Быть. Это высвобождение и освобождение Чаплина и от Чарли – Героя Чаплиниады, и от самого себя. Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим.
Речь не нацелена на будущее, она обращена в прошлое ради звучания в Настоящем.
Независимо от наличия референтного содержания ‒ интенционально или неосознанно, ‒ публика оказывается соучастником условного, иллюзорного мира, синестезийно воспринимаемого через целый спектр ощущений: зрение, слух, осязание и другие.
Условность происходящего. Иллюзорная реальность имитирует как воздействие, так и реакцию на воздействие между условными действующими персонажами – юбиляром и участниками; раздвигает рамки происходящего до вселенского полотна вне времени и пространства, обесценивая тем самым ритуальность юбилейного торжества, нивелируя театральность до Обращения (монолога) к самому себе, ‒ «оставаясь в границах самого себя».
Ну чем не Лицедейство?! Эксцентрично. А главное ‒ в традициях пластической партитуры.
Ну что же.
Речь готова, осталось её произнести (знаменитая фраза Рене Клера «Фильм готов, осталось его снять»).
А вот это пока и остается загадкой, которая может быть когда‒нибудь и будет разгадана. Впечатление недосказанности остается. А значит, актуальность обращения к теме пока еще не исчерпана.
Великий мистификатор воплощений и сегодня продолжает своё Лицедейство.
____________________
А так уж нам сейчас важно, кто стоит за проникновенными словами? Изменит ли Правда наше отношение к Художнику «великой красоты молчания»? – Нет, конечно.
Гений принципиально безграничен. И пока мы не найдем убедительных доказательств и не установим доподлинное Авторство, история будет считать Героем гениальной речи Чарльза Спенсера Чаплина ‒ многоликого Эксцентрика. Гениального Комика. Глубочайшего трагика. Великого мистификатора красоты молчания.
____________________
И по устоявшейся традиции мы не можем не привести текст этой знаменитой речи. В открытом пользовании ходит много списков и разных версий этой речи – еще одно доказательство мистификации.
Мы предложим тот вариант, который, как нам кажется, жанрово отвечает формату «Речь о себе для себя».
Читаем. Чувствуем. Наслаждаемся
«Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself») [3].
Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания — это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной природы. Сегодня я знаю, что это ‒ Честность.
Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть человека, навязывая ему исполнение моих желаний, понимая, что еще не время для этого и человек к этому не готов, даже если этот человек — я сам. Сегодня я называю это ‒ Уважением.
Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни и смог увидеть, что все, что меня окружает, приглашает меня к росту. Сегодня я называю это ‒ Зрелостью.
Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в нужном месте в нужное время и все происходит в нужный момент. Я всегда могу быть спокоен. Теперь я называю это ‒ Уверенностью.
Когда я полюбил себя, я перестал тратить свое время и прекратил мечтать о будущих грандиозных проектах. Сегодня я делаю то, что доставляет мне радость, что я люблю делать, что радует мое сердце, и я это делаю в своем ритме. Сегодня я называю это ‒ Простотой.
Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью — пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что сбивает меня с пути. Сегодня я называю это ‒ Любовью к самому себе.
Когда я полюбил себя, я перестал пытаться быть всегда правым, и с тех пор я реже неправ. Сегодня я понял, что это ‒ Скромность.
Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу сегодняшним днем, в котором все и происходит. Я зову это ‒ Удовлетворением.
Когда я полюбил себя, я понял, что мой ум может беспокоить меня и даже сделать меня больным. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь ‒ Мудрость сердца.
Нам больше не нужно бояться споров, столкновений или каких‒нибудь проблем с собой и другими. Даже звезды сталкиваются, из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это ‒ Жизнь.
______________
Пауза. Тишина. Послевкусие…
_________________
Начало:
* Часть 1. Оставаясь в границах "звучащего" кино. - https://dzen.ru/a/ZdGvvrw492zRle1O
Источники:
1. Речь Чарли Чаплина на 70-летие. ‒ https://4brain.ru/blog/речь-чарли-чаплина-на-70-летие/
2. Радионова Т. Я. Смысл Лица и Лицо Смысла // Академические тетради-15, 2013. С. 310 ‒ 323. ‒
http://www.independent-academy.net/science/tetradi/15/radionova.html
3. "Когда полюбил себя..." - https://diletant.media/articles/45031867/
Загляните на основной наш сайт MyarStudio
© MyarStudio, 2024