Найти в Дзене
Myar.Studio

Мистификатор "большого молчания"_2

Часть 2. Оставаясь в границах самого себя В первой части нашего исследования - "Оставаясь в границах "звучащего" кино"* - речь шла о Чарли Спенсере Чаплине. О художнике «красоты молчания»; гениальном комике; непревзойденном трагике. Для которого не существовало понятие "немое" кино. Он "звучало" в нем и "озвучивалось" пластикой пантомимы. Но порой так хотелось нарушить законы кинематографического жанра, снять маску и стать самим собой - самим собой предстать перед публикой. И на свое 70-летие Чарли Чаплин произносит блестящую юбилейную речь «Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself»). И вдруг оказывается, что Он - это совсем не он и не он произносил эту речь. Если не Он, то Кто? Одну из главных версий поддерживают зарубежные знатоки Чаплиниады. Их вердикт ‒ невинная шутка блоггеров-фанатов. Будто бы на одном из бразильских форумов после перевода с английского языка на португальский и обратно отрывка из книги «Когда я действительно полюбил себя» Ким и Элисон МакМиллан («W
Оглавление

Часть 2. Оставаясь в границах самого себя

В первой части нашего исследования - "Оставаясь в границах "звучащего" кино"* - речь шла о Чарли Спенсере Чаплине. О художнике «красоты молчания»; гениальном комике; непревзойденном трагике. Для которого не существовало понятие "немое" кино. Он "звучало" в нем и "озвучивалось" пластикой пантомимы.

Но порой так хотелось нарушить законы кинематографического жанра, снять маску и стать самим собой - самим собой предстать перед публикой. И на свое 70-летие Чарли Чаплин произносит блестящую юбилейную речь «Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself»). И вдруг оказывается, что Он - это совсем не он и не он произносил эту речь.

фото: https://welcomevolunteer.ru/za-kulisami-zvezd/charli-chaplin-foto-v-starosti.php
фото: https://welcomevolunteer.ru/za-kulisami-zvezd/charli-chaplin-foto-v-starosti.php

Если не Он, то Кто?

Одну из главных версий поддерживают зарубежные знатоки Чаплиниады. Их вердикт ‒ невинная шутка блоггеров-фанатов.

Будто бы на одном из бразильских форумов после перевода с английского языка на португальский и обратно отрывка из книги «Когда я действительно полюбил себя» Ким и Элисон МакМиллан («When I loved myself enough» Kim & Alison McMillen) возник новый текст «As I began to love myself». Этот текст и был приписан Чарли Чаплину.

Текст произведения When I Loved Myself Enough есть в доступном интернет-пользовании. Книга продаётся на Amazone. Вот только незадача…

Произведение Ким и Элисон МакМиллан написана в 2001 году, а свою речь Чаплин произнёс в 1959 – временной диапазон с разницей в 42 года…[1]

А если юбилейная речь все-таки принадлежит Чарли Чаплину?

Как строился бы эссеистический анализ, не затрагивая научные глубины лингвотекстологического исследования?..

Речь Чаплина о прекрасном в человеке, о Душе, обращенной своим Лицом внутрь себя, о Душе, обретшей гармонию с самим собой и с миром.

Этому подчинены речевая стратегия и индивидуально‒авторское наполнение текста: структура с анафорическим единоначатием и грамматическим параллелизмом, система топов, использование необходимого набора языковых выразительных средств – тропов и фигур.

Важно. Мы имеем дело не с пустым, бессодержательным юбилейным говорением по заданному сценарию. И не с актёрской, проникнутой торжественным пафосом декламацией, поэтическим аналогом которой является жанр оды.

Заметим. Словарно слово «юбилей» наполнено двумя смыслами:

(1) установленный Моисеем пятидесятый год после семи седьмиц, когда проданные и заложенные земли возвращались прежним владельцам или наследникам, а рабы получали свободу;

(2) год, когда паломничество в Рим предоставляет отпущение от грехов; такое право открывало возможности сначала каждые сто лет, потом пятьдесят, затем – каждые двадцать пять лет.

Древнеегипетские фараоны, а вслед за ними и римские императоры торжественно отмечали круглые даты своего пребывания на престоле. Каждое такое празднование сопровождалось ритуальными действиями, одним из обязательных элементов которого являлась ораторская речь. Эта традиция сохранилась и в Новое время, когда стали праздноваться наиболее значимые даты в истории государства, а впоследствии и события локального масштаба.

Юбилейная речь – это игра, ритуал возвеличивания юбиляра и увенчание словесной короной в ознаменование его заслуг – явных или подразумеваемых – перед миром.

Ритуальность сопряжена с идеализацией и условностью. Условность хвалебного происходящего должна если не осознаваться, то уж точно ощущаться участниками действия.

Творчество Чаплина происходило без присутствия очевидцев. Чаплин играл для Них, но не в присутствии.

На этот раз Чаплин не играл. А если и играл, то разыгрывал другой, свой сценарий, в котором ‒ согласно авторскому замыслу ‒ будут совершаться действия, обратные придворному красноречию.

Развенчание юбилейного ритуала, театрального церемониала и эталонного риторического торжественного канона

Композиционной рамка недосчитывается двух конвенционально закрепленных элементов – начала (приветствие, адресация, благодарение) и окончания (благодарения, обещания, пожелания).

Поэтический текст отказывается от витиевато‒замысловатых риторических фигур тела и слова.

Содержательная канва выключается из ситуативного контекста. Главным средством снижения юбилейного пафоса становится событийный ряд, в котором четко прослеживается:

‒ отсутствие действия и реакции участников юбилея;

‒ присутствие Себя, «обращенного к внутреннему смыслу Лица», и реакции на самого себя, явленного миру [2].

Жизнь реальна, если Я Есть. Если осознаю не только то, что делаю, но и себя, делающего это. Если вижу и Я, и Здесь. ‒ Я Здесь и Сейчас. Это и есть самовоспоминание – «Когда я полюбил – я понял…»

Недостаточно знать, но нужно еще и Быть. А ведь чаще всего мы не помним себя в действии, мы будто в состоянии тумана и сна. И редко, кто способен научиться Быть. Это высвобождение и освобождение Чаплина и от Чарли – Героя Чаплиниады, и от самого себя. Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим.

Речь не нацелена на будущее, она обращена в прошлое ради звучания в Настоящем.

Независимо от наличия референтного содержания ‒ интенционально или неосознанно, ‒ публика оказывается соучастником условного, иллюзорного мира, синестезийно воспринимаемого через целый спектр ощущений: зрение, слух, осязание и другие.

Условность происходящего. Иллюзорная реальность имитирует как воздействие, так и реакцию на воздействие между условными действующими персонажами – юбиляром и участниками; раздвигает рамки происходящего до вселенского полотна вне времени и пространства, обесценивая тем самым ритуальность юбилейного торжества, нивелируя театральность до Обращения (монолога) к самому себе, ‒ «оставаясь в границах самого себя».

Ну чем не Лицедейство?! Эксцентрично. А главное ‒ в традициях пластической партитуры.

Ну что же.

Речь готова, осталось её произнести (знаменитая фраза Рене Клера «Фильм готов, осталось его снять»).

«Я не был ангелом, но всегда стремился быть Человеком» (Чарли Чаплин);Фото: https://24smi.org/celebrity/photo/1291-charli-chaplin/122028/
«Я не был ангелом, но всегда стремился быть Человеком» (Чарли Чаплин);Фото: https://24smi.org/celebrity/photo/1291-charli-chaplin/122028/

А вот это пока и остается загадкой, которая может быть когда‒нибудь и будет разгадана. Впечатление недосказанности остается. А значит, актуальность обращения к теме пока еще не исчерпана.

Великий мистификатор воплощений и сегодня продолжает своё Лицедейство.

____________________

А так уж нам сейчас важно, кто стоит за проникновенными словами? Изменит ли Правда наше отношение к Художнику «великой красоты молчания»? – Нет, конечно.

Гений принципиально безграничен. И пока мы не найдем убедительных доказательств и не установим доподлинное Авторство, история будет считать Героем гениальной речи Чарльза Спенсера Чаплина ‒ многоликого Эксцентрика. Гениального Комика. Глубочайшего трагика. Великого мистификатора красоты молчания.

____________________

И по устоявшейся традиции мы не можем не привести текст этой знаменитой речи. В открытом пользовании ходит много списков и разных версий этой речи – еще одно доказательство мистификации.

Мы предложим тот вариант, который, как нам кажется, жанрово отвечает формату «Речь о себе для себя».

Читаем. Чувствуем. Наслаждаемся

-3

«Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself») [3].

Когда я полюбил себя, я понял, что тоска и страдания — это только предупредительные сигналы о том, что я живу против своей собственной природы. Сегодня я знаю, что это ‒ Честность.

Когда я полюбил себя, я понял, как сильно можно обидеть человека, навязывая ему исполнение моих желаний, понимая, что еще не время для этого и человек к этому не готов, даже если этот человек — я сам. Сегодня я называю это ‒ Уважением.

Когда я полюбил себя, я перестал желать другой жизни и смог увидеть, что все, что меня окружает, приглашает меня к росту. Сегодня я называю это ‒ Зрелостью.

Когда я полюбил себя, я понял, что при любых обстоятельствах я нахожусь в нужном месте в нужное время и все происходит в нужный момент. Я всегда могу быть спокоен. Теперь я называю это ‒ Уверенностью.

Когда я полюбил себя, я перестал тратить свое время и прекратил мечтать о будущих грандиозных проектах. Сегодня я делаю то, что доставляет мне радость, что я люблю делать, что радует мое сердце, и я это делаю в своем ритме. Сегодня я называю это ‒ Простотой.

Когда я полюбил себя, я освободился от всего, что приносит вред моему здоровью — пищи, людей, вещей, ситуаций. Всего, что сбивает меня с пути. Сегодня я называю это ‒ Любовью к самому себе.

Когда я полюбил себя, я перестал пытаться быть всегда правым, и с тех пор я реже неправ. Сегодня я понял, что это ‒ Скромность.

Когда я полюбил себя, я прекратил жить прошлым и беспокоиться о будущем. Сегодня я живу сегодняшним днем, в котором все и происходит. Я зову это ‒ Удовлетворением.

Когда я полюбил себя, я понял, что мой ум может беспокоить меня и даже сделать меня больным. Но когда я смог связать его с моим сердцем, он сразу стал моим ценным союзником. Сегодня я зову эту связь ‒ Мудрость сердца.

Нам больше не нужно бояться споров, столкновений или каких‒нибудь проблем с собой и другими. Даже звезды сталкиваются, из их столкновений рождаются новые миры. Сегодня я знаю, что это ‒ Жизнь.

______________

Пауза. Тишина. Послевкусие…

_________________

Начало:

* Часть 1. Оставаясь в границах "звучащего" кино. - https://dzen.ru/a/ZdGvvrw492zRle1O

Источники:

1. Речь Чарли Чаплина на 70-летие. ‒ https://4brain.ru/blog/речь-чарли-чаплина-на-70-летие/

2. Радионова Т. Я. Смысл Лица и Лицо Смысла // Академические тетради-15, 2013. С. 310 ‒ 323. ‒

http://www.independent-academy.net/science/tetradi/15/radionova.html

3. "Когда полюбил себя..." - https://diletant.media/articles/45031867/

Загляните на основной наш сайт MyarStudio

-4

© MyarStudio, 2024