Найти в Дзене
Myar.Studio

Мистификатор "большого молчания"_1

Часть 1. Оставаясь в границах "звучащего" кино Светлый гений. Художник «красоты молчания». Многоликий эксцентрик. Гениальный комик. Непревзойденный трагик. Чарльз Спенсер Чаплин Написано и сказано много. Очень много. Тем сложнее говорить о Чаплине как о Художнике ‒ и не только кинематографа. Даже «самый глубокий анализ искусства гениального человека всегда не исчерпывает смысл его творческого феномена, и всегда остается некоторый «иррациональный» компонент», что-то, не поддающееся «полному логическому постижению» (Т.Я. Радионова) [1]. ◊ Где же та сокрытая от видимого взора лакуна, ускользнувшая от пристального взгляда исследователей? ‒ ◊ Что же еще неразгаданное может вызывать культурные споры и творческие дискуссии? ‒ ◊ А может быть, биографические и/или художественные частности ‒ всего лишь догадки, не имеющие документального подтверждения?.. Остановимся на одной из таких тайн. Разгадки мы не найдем, да и цели такой не ставим. Почему? ‒ Это и будет нашим ответом [2]. Художник не
Оглавление

Часть 1. Оставаясь в границах "звучащего" кино

Светлый гений. Художник «красоты молчания». Многоликий эксцентрик. Гениальный комик. Непревзойденный трагик.

Чарльз Спенсер Чаплин

Фото: https://fotoxcom.ru/чарли-чаплин-фото-без-грима/
Фото: https://fotoxcom.ru/чарли-чаплин-фото-без-грима/

Написано и сказано много. Очень много. Тем сложнее говорить о Чаплине как о Художнике ‒ и не только кинематографа.

Даже «самый глубокий анализ искусства гениального человека всегда не исчерпывает смысл его творческого феномена, и всегда остается некоторый «иррациональный» компонент», что-то, не поддающееся «полному логическому постижению» (Т.Я. Радионова) [1].

Где же та сокрытая от видимого взора лакуна, ускользнувшая от пристального взгляда исследователей? ‒

Что же еще неразгаданное может вызывать культурные споры и творческие дискуссии? ‒

А может быть, биографические и/или художественные частности ‒ всего лишь догадки, не имеющие документального подтверждения?..

Остановимся на одной из таких тайн. Разгадки мы не найдем, да и цели такой не ставим.

Почему? ‒ Это и будет нашим ответом [2].

Художник немого и звукового = «говорящего» кинематографа

Актёр, передающий движением «великую красоту молчания». Ошеломляющая, «завораживающая» пластика абсолютного молчания. Выразительный язык, невыразимый словами. Душа Художника говорила со Зрителем глубоким, понятным, «звучащим» жестом пантомимы в молчании.

Комик, скрывающий в действии искреннее сочувствие, драматическое переживание и трагическое осмысление бытия. «Смех о упаду и неудержимо подступающие слезы» (Луи Арагон) [3].Душа Трагика говорила со Зрителем языком невербальной поэтики через смех сквозь слезы.

Лицедей, стремящийся «преодолеть немоту сердца» Зрителя и пытающийся звучащим словом, конгруэнтным немому жесту и пластической интонации, достучаться до его мыслей и чувств. – Душа Актёра говорила на вербальном языке, понятном Зрителю.

Фото: https://haberton.com/charlie-chapline-benzeyenler-yarismasi/
Фото: https://haberton.com/charlie-chapline-benzeyenler-yarismasi/

Но разве не хотелось Мастеру чужих слов снять Маску и на несколько минут стать самим собой?

Не хотелось звучанием своей истинной Души настроить струны вибрации другой души ‒ Души Зрителя?

Донести до Каждого, умеющего читать имплицитно заложенные вербальные смыслы, своё видение, своё отношение к

И Он заговорил. Точнее, его Душа заговорила.

Почтенный маэстро произносит юбилейную речь по случаю своего 70-летия – «Когда я полюбил себя…» («As I began to love myself»).

Фото: https://24smi.org/celebrity/photo/1291-charli-chaplin/122021
Фото: https://24smi.org/celebrity/photo/1291-charli-chaplin/122021

Речь, наполненную глубоким философским смыслом, обескураживающей силой воздействия и непостижимой способностью вовлечь в процесс единого духовного со-переживания.

Классическая простота выражения, удерживающая тайну этой простоты.

Простота обманчива. Тайна ее простоты зачастую оборачивается мистической историей.

Наполненная мистикой история создает кумиров. Рождает сюжеты, вписывает туда Героев, которых хотела бы считать таковыми. Приписывает им то, чего они никогда не делали, не совершали, не создавали, не произносили.

Достаточно вспомнить миф о Н.М. Карамзине как авторе самой русской буквы в нашем алфавите ‒буквы Ё.

Развенчание мифа: не Ему принадлежит идея различать с помощью разных по начертанию букв значения слов; не Он придумал буковку с диакритическими двумя точечками наверху; не Он первым стал ее использовать в текстах. И тем не менее…

История прокладывает к душе Каждого притчевый путь, уже давно зафиксированный древнейшими мудрецами (Притча 3. "Об авторстве " )[4].

Вот и на этот раз история, по-видимому, приписала авторство знаменитой Речи «Когда я полюбил себя…» Чарли Чаплину.

Автор – не Он. И не Он ее произносил.

Речь не сохранилась ни в записи, ни на бумаге, ни в воспоминаниях современников.

Закономерен вопрос: если текст отсутствует, то каким образом он стал доступен?

Доказательств авторства нет. Но и документального опровержения пока тоже нет.

Если не Он, то Кто?

____________________________

Продолжение: Часть 2. Оставаясь в границах самого себя. - https://dzen.ru/a/ZdWXG54jISiiBsVh

Источники:

1 Т.Я. Радионова Т.Я. Великая красота молчания (интонация Чаплина и ее пластическое решение) / Академические тетради-13, 2009. ‒ http://www.independent‒academy.net/science/tetradi/13/radionova5.html

2 Размышления мотивированы наблюдениями Т.Я. Радионовой = ученого, которому удалось глубинно приблизиться к разгадке феномена Чарли ‒ главного героя Чаплиниады, ‒ через "искусство пластического выражения мысли". - http://www.independent‒academy.net/science/tetradi/13/radionova5.html

3 Садуль Ж. Чарли Чаплин. М., 1981. С. 3. - http://www.independent-academy.net/science/tetradi/13/radionova5.html

4 Притча 3. «Об авторстве» | Myar.Studio - https://dzen.ru/a/Zb6ZaiHYtVESRta-

Загляните на основной наш сайт MyarStudio

MyarStudio

© MyarStudio, 2024