Этот тоннель протяженностью 1,8 км строили около 40 лет в сложных климатических и геологических условиях. Старт работам дали в 1939-м. Проходку тогда осуществляли практически вручную, без использования спецтехники. Несмотря на ряд серьезных трудностей, уже через три года (раньше намеченных сроков) произвели сбойку.
Однако летом 1942-го стройку приостановили — рельсы с некоторых участков Байкало-Амурской железнодорожной магистрали тогда демонтировали и перебросили в западную часть страны для восстановления разрушенных в ходе войны линий и создания рокадной дороги.
Через некоторое время проект возобновили, однако в 1953-м (после смерти Сталина) снова заморозили (см. фото). Причем, сооружение было практически готово — оставалось проложить путь. И только в 1970-х, когда началось активное строительство БАМа, по тоннелю, наконец, прошел первый поезд — случилось это в 1977-м, хотя официально объект ввели в эксплуатацию только в 1982 году.
Речь идет о железной дороге через хребет Дуссе-Алинь, являющейся частью маршрута Новый Ургал – Комсомольск-на-Амуре, где сегодня в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона строят дополнительные пути. Участок через упомянутую горную преграду является одним из самых сложных на этой линии.
Здесь в конце 2021 года приступили к сооружению нового тоннеля, призванного продублировать действующий объект, который уже давно нуждается в реконструкции. Из-за его состояния на этом отрезке введены габаритные ограничения по перевозке грузов, что, разумеется, сильно затрудняет движение.
Проходку второго Дуссе-Алиньского тоннеля осуществляли буровзрывным способом — в общей сложности примерно за два года было использовано около 200 тонн взрывчатки, разработано и вывезено 150 тыс. куб. м горной породы. Пресс-служба РЖД 20 февраля 2024-го сообщила о завершении этого этапа работ и проведении торжественной церемонии по случаю сбойки тоннеля.
В ходе мероприятия глава монополии Олег Белозеров подчеркнул слаженность задействованных в кампании специалистов, отметив их упорный труд и мужество, которое проявили многие труженики, пробивая путь через хребет в суровых условиях вечной мерзлоты, при экстремально низких температурах воздуха (зимой столбик термометра опускался до минус 50ºC). Теперь АО «Строй-Трест» (входит в ГК «БТС-МОСТ»), выступающему в роли подрядчика, предстоит завершить обделку и уложить рельсошпальную решетку — 1,8 км в самом тоннеле и 1,2 км на подходах к нему.
Стоит отметить, что реализация проекта стоимостью 14,2 млрд руб. идет опережающими темпами. Открытие рабочего движения по новой дороге ожидается в декабре текущего года, хотя полностью строительство завершат в 2025-м. Ввод объекта позволит приступить к реконструкции старого сооружения и увеличит пропускную способность этого участка БАМа примерно в 1,5 раза — ежедневно через Дуссе-Алиньский хребет вместо нынешних 17 сможет проходить до 25 пар поездов.
Напомним, в текущем году РЖД планируют завершить второй этап модернизации Восточного полигона, нарастив грузопоток главных магистралей страны до 180 млн тонн в год.
🗺️ Дуссе-Алиньский тоннель на интерактивной карте
Изображения в статье — Сайт Правительства РФ / government.ru и ГК 1520 / 1520.ru