Найти тему
Тот самый «Епихин»

Лекционное скульптурирование

В преподавании я уже почти 14 лет, а лекции читаю 12й год. Безусловно, за этот период времени у меня сложился определенный подход к их подготовке и «модернизации». В какой-то степени я могу назвать его даже оригинальным, поскольку мой первый опыт был построен на том, что мне сказали «Ты будешь читать такой-то курс через 2 недели. Вот держи лекционный материал от предыдущего преподавателя и «в путь». Безусловно, еще совсем «зеленый» я ухватился хотя бы за такой ресурс и начал осваивать лекторское мастерство. Не понравилось. Давать материал по чужим лекционным материалам - словно пытаться ходить в чужой обуви - где-то жмет, где-то свободно, да еще и «запах» предыдущего владельца остался. Поэтому максимально скоро я стал выстраивать свою, точнее удобную для меня, методику подготовки лекционного материала. Предложу ее Вам в виде алгоритма.

  1. Собираю материал по теме в электронном виде - сайты, файлы текстовые, книги, картинки и схемы.
  2. Готовлю шаблон презентации - титульный лист, далее много пустых слайдов, отличающихся только заголовками (темами), завершающий слайд. Это «скелет» моей презентации.
  3. Накидываю собранный материал на презентацию грубыми «лапками». То есть просто заполняю слайды текстом и картинками. Если материала много, то даже стараюсь не вчитываться. Просто кромсаю по темам и заполняю все пространство «скелета».
  4. Начинаю первый этап скульптурирования. Вычитываю слайды, обращаю текст в схемы, тезисы и иллюстрации (вообще сейчас по возможности стараюсь сам рисовать с применением средств Power Point, чтобы достигать наибольшей оригинальность визуального ряда). Слайд за слайдом прорабатываю материал.
  5. По завершении скульптурирования идет тестирование и вычитка. Стараюсь прочитать «лекцию» для себя по своим же слайдам - если чувствую, что «что-то  не то» или «неорганично», то начинаю править и корректировать материал и последовательность его изложения.
  6. После своего рождения лекция проходит первую фокус группу - я обычно даю ее своим слушателям - студентам очного отделения вуза или техникума. Мне важно, чтобы они поняли основной замысел и суть, чтобы материал был донесен в полном объеме и не казался «грамотой на тарабарском языке». Важно, что после лекции я обычно сажусь и выписываю перечень того, что мне на «презентации» моей лекционной презентации не понравилось - какие-слайды требуют доработки, где нужны иллюстрации и уточнения, где стоит ввести интерактивную работу.
  7. Идет второй скульптурирования лекции, когда я вношу правки, определенные мной как необходимые в п.6.
  8. Следующим этапом идет тестирование на профессиональной фокус-группе - это либо студенты заочники с практическим опытом, производственники, которым я могу дать лекцию в формате курса повышения квалификации или мои подписчики на канале YouTube, среди которых достаточно профессионалов своего дела. Тут важным является отработка на более компетентной и менее впечатлительной аудитории моего материала. Но это еще не все. Я жду активную обратную связь, примеры с реального производства и собственного опыта, которые я старательно записываю в виде перечня дополнений для лекции. 
  9. Далее идет третий этап скульптурирования и я дополняю лекцию штрихами производственного опыта, который успеваю дополнительно подхватить во время реализации п.8.
  10. Причем, пункты 6-9 могут повторяться сколько угодно и я каждый раз стараюсь чем-то дополнить свою лекцию, чтобы она хоть на толику, но освежилась и предстала перед новым потоком слушателей немного обновленной.
  11. Помимо этого, в течение периода времени между представлениями одной и той же лекции - я стараюсь не упускать никаких новшеств или интересных примеров, которыми можно было бы ее дополнить. Но я не бегу сразу модернизировать свой труд - я фиксирую возможные «дополнения» в небольшом «виш листе» и даю им там «отстояться». Затем уже перед очередным «чтением» лекции, я за пару дней делаю контрольный прогон, на котором обращаюсь к своему «виш листу» и беру оттуда те крупицы, которые могут дополнить или даже преобразить мое детище.
  12. И снова к пп.6-10.

Вот такой незамысловатый алгоритм и я уверен, что большинство профессиональных преподавателей так поступают, хотя может кому мой подход покажется новым, необычным и полезным! Всем добра!

С уважением,

Тот самый Епихин