Не люблю повторяться, но что-то кучно пошло. Сегодня опять к нам обратились за обеспечением доказательств в сети. Хотя почему повторяться? Случай сегодня не такой уж типичный, по крайней мере для нашего небольшого участка. К нам ведь чаще заходят, чтобы переписку удостоверить. Там бывают забавные повороты, но в целом всегда одно и то же: один написал это, другой ответил то-то, из чего следует... Ну вы понимаете. Однако же все это дело с удостоверением страниц, переписок, пабликов прямо сейчас переживает кардинальный разворот. То есть вот буквально три-четыре года назад суды у нас на все эти электронные переписки смотрели весьма скептически, в качестве доказательства они проходили со скрипом, даже если речь шла о переписке по корпоративной электронной почте. Теперь же похоже, что ситуация диаметрально противоположная: суды принимают любые формы электронных доказательств – мессенджеры, комментарии на сайтах, переписка на форумах, в социальных сетях... Словом, что угодно. Если они правильно оформлены, суд рассмотрит и будет в полной мере опираться на такие доказательства. Что, в свою очередь, влечет и расширение спектра применения электронных доказательств. Речь теперь не только о решении споров между работодателем и сотрудником или взыскании долга. Вот наш сегодняшний случай вообще про алименты... Словом, зашла к нам женщина, скорее даже девушка, и говорит:
– Мне нужно удостоверить содержание страниц в социальной сети.
– Конечно, уважаемая. Осмотр вашего профиля проводить будем?
– Нет. А вот моего бывшего… А это имеет значение?
– Не имеет. Но для понимания сути вашего запроса мне нужно знать.
– В общем, вот профиль моего бывшего мужа. Сейчас... – девушка планшет достала и нотариусу моему показывает. – Вот эту страницу, здесь фотографии...
– Еще вопрос, вам для чего это нужно?
– Понимаете, мы развелись. Не буду вас обманывать: развелись плохо, со скандалами, судом и прочими прелестями. И я бы это забыла как страшный сон. Но у нас ребенок общий. Суд приговорил бывшего мужа к выплате алиментов. А у него официальный доход – мизерный. Он – трэвел-блогер. Честно говоря, я даже не знаю точно, как с ним заказчики и рекламодатели расплачиваются. Может, через крипту или еще как-то...
– Да, число подписчиков внушает, – нотариус мой внимательнее посмотрел на экран планшета. – И чего именно вы хотите добиться через удостоверение страниц в его профиле?
– Как же! Вот смотрите... Видите, где он зачекинился? Это пятизвездочный отель в Красной Поляне. А вот здесь фотография, где он в агентстве по аренде автомобилей. Видите, рядом с какой машиной он стоит? А вот здесь он рядом с этой же машиной уже где-то в горах. Даже номер автомобиля видно. То есть именно его он арендовал и на нем перемещался... Ну и дальше – рестораны, клубы. Везде есть геотеги, его селфи и прочее. Словом, я хочу снова подать в суд и доказать, что он намеренно занижает свои доходы, а значит, и алименты, что нарушает права нашего общего ребенка.
Понятно, что единственным и неоспоримым доказательством эти удостоверенные страницы не будут. Надо ведь еще доказать, что мужчина действительно проживал в том отеле, а не зашел в холле заселфиться. И то, что оплачивал расходы из личных средств, а не за счет какого-нибудь рекламодателя... Однако же отправной точкой для выяснения всех этих обстоятельств послужат фото и скриншоты из профиля в социальной сети. Такая уж у блогера судьба – строя жизнь и карьеру на публичности, глупо пытаться что-то скрывать.