Приветствую Вас, дорогие читатели журнала Петербургская рыбалка!
После того, как я впервые побывал на рыбалке в Хабаровском крае, эндемики Амура на давали мне покоя. Монгольского краснопера, китайского окуня – ауху и верхогляда мне удалось поймать во время первой поездки, а знаменитая амурская щука так и не попалась на крючок. Друзья предложили приехать еще раз, чтобы закрасить этот пробел.
Ясным февральским утром друзья встретили в аэропорту, привезли домой, сказали, переодевайся в рыбацкое, едем на Бурею за знаменитой бурейской щукой. По дороге все расскажем. После восьмичасового перелета я трясся в машине еще около семи часов, потому что 573 километра до поселка Талакан одним махом не проскочишь.
Естественно нашлось время поговорить о многом. Оказалось, что при постройке Бурейской ГЭС предполагаемый котлован затопления не был полностью освобожден от леса. Вода набиралась в течение нескольких лет. Хариус, ленок и таймень поднялись в горные речки, в более привычные условия обитания, да и кислорода там побольше будет.
Щука лесные заросли под водой сочла вполне приемлемыми для засадной охоты и стала основным хищником местных вод. И что самое интересное, трофеи на восемь десять килограммов стали вполне обычными. Но не каждый трофей можно было подвести к лодке. Зубастая хитрюга при первой возможности старалась спрятаться среди ветвей затопленного леса. Поэтому решили провести экспедицию зимой, чтобы половить ее в отвес.
В Википедии можно найти: «Бурейская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций России. В 2011 году Бурейская ГЭС была выведена на полную мощность, а в декабре 2014 года станция была полностью сдана в постоянную эксплуатацию.»
Самое интересное, что к месту рыбалки мы ехали по зимнику, прочищенной дороге на льду водоема, временами прижимались к обочине, пропуская лесовозы. Зимник, это автомобильная дорога, эксплуатация которой возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре. В Сибири и районах Крайнего Севера с огромными болотами это обычный способ передвижения. Но самым интересным были стволы деревьев, торчащими из снега с огромными ледяными шапками. Физика их образования понятна. Наступила зима. Лед встал, а воду сбросили, вот и образовалась эта сказочная красота.
Я прилетел на зимнюю рыбалку со своими жерлицами и удочками балалайками для ловли на мормышку. А друзья организовали вот такой сюрприз с дальним выездом. Естественно, что один из вопросов был – «Если на жерлицы будем ловить, где живца брать, самим ловить?» «Не морочься, все там купим, ответили друзья». И действительно на въезде на лед, чуть в стороне стояли мужики, мы подошли к ним. Виднелась прорубленная майна, откуда летним подъемником черпали озерного гольяна размером с палец, и меняли его на деньги, успевай только тару подставлять.
Следует отметить, что тут особенные рыбацкие традиции. После того, когда просверлили штук тридцать лунок бензобуром, чтобы потом не шуметь. И пока рыба успокаивалась накрыли стол, позавтракали, а в одну из лунок налили рыбацкого напитка со словами: «Подя, Подя, старичок, дай нам рыбку на крючок! Дай нам десять, дай нам двадцать, мы не будем обижаться!» На мой вопрос – «Кто такая Подя?» меня поправили, - «Не такая, а такой – дух реки и местных угодий.»
Рыбаки все немного язычники, верят в разные приметы, а тут произошло слияние культур и появился свой колорит. Языческий божок из местных малых народов - эвенков, орочи, орчи, тунгусов или удэгейцев органично лег в рыбацкие души бывших европейцев. Настоящий рыбак знает тысячу причин почему не клюет, и каждый раз ищет разные хитрости, чтобы разорвать этот заколдованный круг.
А тут Подя на помощь пришел. Только учти, сказали мужики, пока я в свои лунки плеснул по чуть-чуть, божок местный имеет свои тонкости. Мало нальешь - обидится, не даст улов. Много нальешь, он утром с больной головой вообще не вспомнит, кто ты такой. О как!
А когда весь ритуал соблюден, можно и к рыбалке приступать. Парни расставили свои жерлицы, я свои и уселись возле лунок ловить в отвес на различные приманки. Я использовал балансиры, блесны, Вибы. Но как оказалось, без подсадки малька, то есть без запаха крови, работали они плохо. Малек на крючке или его половинка склоняли чашу весов к поклевки чаще, чем без нее. У нас так судака ловят обычно.
А тут щука в лесных зарослях гниющего под водой леса, как волк по кровавому следу быстрее находит свою жертву. У приглашающей стороны свой подход к щуке и блесны покрупнее и самодельные крабы – аналоги наших балансиров работали не хуже моих фирменных.
После поимки первых щурят, я обратил внимание, что бурейская щука не просто в мелкую конопушку, как у амурская. В темной воде, напоминающей слабо заваренный чай местная модница поменяла сменила конопушки на платье на крупный горох. Видимо с темным окрасом ягуара проще замаскироваться в засаде среди подводных стволов и веток. Кстати, у амурской щуки в отличие от нашей привычной щуки обыкновенной есть чешуя на щеках, поверх мясистых скул.
По мере поиска хищника мы передвигались влево и вправо от места лагеря. Очень удобно с бензобуром работать. Навертел десяток другой в том направлении которое тебе показалось более привлекательным. А там, прощупав глубины, можно добавить несколько отверстий в поисках свала или выхода на отмель.
Глухозимье не радует частыми поклевками. Мы немного расслабились, увлеклись блеснением, и я не сразу заметил горящий флажок жерлицы. Пока добежал, мой трофей размотал всю леску и запутался где-то в подводном лесу. В азарте мы пробурили несколько лунок, перехватывая леску и раскачивали леской сук, пытаясь его сломать. Рыба была где-то рядом. Мы чувствовали тугие рывки зубастой соперницы по ту сторону льда. Но при очередном сверлении лунки, ножи бура зацепили леску, и рыба обрела свободу.
Самое обидное, что именно тут я ждал крупный трофей, потому что вместо мелкого гольяна, я отрезал хвостовое перо у некрупной мелкой щуки, показав мастер класс местным рыболовам. Отрезать нужно так, чтобы прихватить кусочек плоти и хвост начал кровоточить. Этому я научился у рыбаков в ханты-мансийской тайге. Чтобы двигаться живец делает более размашистые гребки хвостом, привлекая хищника необычным движением. А при этом распространяет облачко крови, аромат которой действует магически даже на пассивного хищника.
Несколько дней за любимы занятием пролетели незаметно. Обрыбились все, но солидным трофеем никто не смог похвастаться. Зато каждый из нас приобрел новый рыбацкий опыт, а я привез домой несколько приманок крабов. Не знаю буду или нет на них здесь ловить, но удивить друзей точно получится. Невзначай при смене приманки раскрою коробку с необычными яркими рыбацкими аксессуарами.
А самое главное, мой полезный совет, в виде отрезания хвоста местные рыболовы взяли на вооружение. Через неделю после моего возвращения позвонил мой друг и с восторгом рассказал, как они оймали мамку «задесятку» на щуренка с отрезанным хвостом. Но вместо лески они стали наматывать толстую плетенку на жерлицу и не более пяти метров, согласно практике ловли в этих условиях. Вот и состоялся обмен опытом. Новый вид рыбы я поймал, друзей обрел, и получил удовольствие от рыбалки. А что еще надо для настоящего счастья, которое мы сами себе куем?
Евгений Кузнецов, специально для журнала Рыбалка GROUP
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / КАНАЛ VK/ НАШ САЙТ
Пробуйте, экспериментируйте – и у вас всё получится. Удачи! 😉
P.S. Друзья, не забываем комментировать статьи, и подписываться на журнал, сейчас для нас это как никогда важно, чтобы сохранить одно из последних печатных рыболовных изданий в России - Петербургская рыбалка!