При первом прочтении роман «Фаэты» произвел на меня громадное впечатление. События книги показались мне даже не «как в кино», а совершенно реальными и настоящими! Но роман впечатляет и сейчас.
Размышляя о том, почему «Фаэты» так меня поразили, я думала, что нужно сделать скидку на возраст – все-таки эту книгу я прочитала еще в школе, когда все эмоции были ярче, а начитанность - слабее нынешней.
Но, перечитав роман заново, я решила, что дело не только в тогдашней моей читательской наивности. Полагаю, большую роль сыграл эффект «историчности»: художественный вымысел в романе густо перемешан с реальными фактами древней истории, мифологии, космологии, астрономии, физики. И политики – социальные темы никуда не пропали – наоборот. Они, к сожалению, обострились.
Но дело не только в этом.
Иногда есть реальность, в которую верить не хочется. А бывает выдумка, внутри которой сияет такой яркий свет истины, что, даже понимая всю ее фантастическую природу, все равно с готовностью ее принимаешь, веришь ей. Возможно, это и есть платоновский идеализм. Когда внутри вещей проглядывает их чистая, высшая идея.
Характеры людей, изображенные в романе, основные события, логика поступков – все это в романе «Фаэты» представляются мне именно такими - озаренным внутренней правдивостью. Но еще больше правды – в той главной идее, как сейчас говорят – «месседже» - ради чего он и был написан.
Посудите сами. Идея эта кратко выражена автором в предваряющих роман цитатах. Вот они.
«Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы, природы, которые они сумели открыть и покорить». Фредерик Жолио-Кюри
«Мир – добродетель цивилизации. Грабительская война – ее преступление». Виктор Гюго
Разве кто-нибудь может с этим не согласиться? Особенно теперь, когда эти предупреждения стали особенно актуальными.
Роман «Фаэты» был написан в разгар холодной войны – в период противостояния двух сверхдержав - СССР и США. Идея возникла у автора под влиянием беседы с Нильсом Бором, одним из самых компетентных и знаменитых физиков, кто занимались ядерной тематикой. Работу над романом Александр Петрович Казанцев начал в октябре 1968 года, уже в феврале 1971 публиковал отдельные части в периодике, а целиком вся трилогия вышла в 1974 году.
У меня было это издание в книжной серии «Библиотеки приключений и фантастики», «Детской литературы» с изумительно прекрасной, даже какой-то неземной графикой Юрия Макарова.
В его рисунках фаэты и фаэтессы, а также люди и марсиане представали именно такими идеальными, какими их написал автор – совершенными, красивыми – тех, кто этого заслуживал. И безобразными – тех, кто нет. Физическая красота персонажей на этих иллюстрациях просто завораживала: в СССР читатели отнюдь не были избалованы книжной графикой такого типа.
Что касается текста, многие критики упрекали Александра Петровича: мол, язык излишне простой, даже примитивный, и, наоборот, персонажи разговаривают между собой с каким-то неестественным пафосом.
Я с такими подходом не согласна. Простой, ясный язык придает динамичности повествованию, а что до пафоса… Автор в самом начале предупреждает, что текст двух частей книги – это «перевод записи с чужепланетного спутника Земли «Черный Принц»», и он «сделан с языка фаэтов, живших на Фаэне миллион лет назад. Звучание ряда слов намеренно приближено к земным».
То есть на самом деле, пафос некоторых речей – это авторский художественный прием. Должны же инопланетные существа, жившие миллионы лет назад, чем-то отличаться от современных землян? Вместо того, чтобы изобретать какие-то малопонятные «бармаглоты» или «транклюкаторы» с «пепелацами», Александр Казанцев попытался показать другой мыслительный процесс в головах своих персонажей.
Не спорю - на своем месте и «транклюкаторы» хороши, но дело в том, что Казанцев ставил перед собой другую задачу – больше, чем просто создание антуража.
Так что пафос разговоров героев лично у меня даже сейчас не вызывает никакого отторжения: полагаю, древним инопланетянам все это простительно.
Зато какие сильные чувства, какие мощные характеры!
«Фаэты» - роман необычный. Во всей советской фантастике, он, пожалуй, даже сейчас стоит как-то особняком.
Прозрачный, динамичный язык, «иное» мышление героев. Свойственная классической литературе система «значимых» имен фаэтов – они не просто красиво звучат, они осмысленны и содержат в себе символ, характеристику персонажа: Смел Вен, Ум Сат, Кара Яркая, Гиг Гант, Куций Мерк (Меркуцио – как «Ромео и Джульетте», намек на эту шекспировскую трагедию содержится в сюжете первой части романа). Мада Юпи и Аве Мар – тоже имена с намеком, но об этом после.
На самом деле этот роман Казанцева – динамичный, со множеством интриг, событий, сюжетных поворотов – настоящая космоопера, написанная в те времена, когда жанр этот еще не установился.
Но и это еще не все! Роман выделяется невероятным масштабом сюжета, охватывающего целые исторические периоды, объясняющего эпохальные процессы не только прошлого, но и будущего. Поразительно, с какой легкостью и изяществом Казанцев сумел этакую громаду смыслов вместить в довольно небольшое по объему произведение. Не много найдется в мировой литературе книг, способных на подобный фокус. («Властелин колец» куда больше по объему, а уж про эпопеи Джорджа Мартина и говорить нечего!)
В первой части романа, которая называется «Гибель Фаэны», описываются события за миллион лет до появления на Земле людей – и они происходят на Фаэне, пятой планете Солнечной системы, которую в реальной научной традиции обычно называют Фаэтоном.
Сразу стоит пояснить, что Александр Петрович Казанцев – родившийся еще в Российской империи в 1906 году в Акмолинске, учился уже при советской власти в Сибирском технологическом институте и стал инженером, изобретателем высокого класса. Уже в возрасте 33 лет в 1939 году его назначают главным инженером промышленного отдела советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Во время Великой Отечественной войны он уходит на фронт рядовым, а возвращается полковником – и при этом не оставляет своей изобретательской деятельности. Его военные изобретения имели важное значение для победы (сейчас они представлены в музее на Поклонной горе). Казанцев был человеком науки. И очень увлеченным человеком науки. Ему нравилась игра ума – поэтому, кстати, он очень любил шахматы. Ему нравилось новаторство в любом деле, масштабные идеи, грандиозные инженерные проекты. В нем кипела энергия созидания, и в этом он, советский инженер, идеально совпал со своим временем.
Удивителен был его дебют в литературе, потому что первое, что он написал, был сценарий фантастического фильма - в соавторстве с И.С. Шапиро, директором Ленинградского дома ученых. В 1936 году их сценарий занял первое место в конкурсе, а впоследствии Казанцев написал по нему роман «Пылающий остров».
В 1959 году его повесть «Планета бурь» (изначально выходила под названием «Внуки Марса») была экранизирована режиссером Павлом Клушанцевым. Судьба этого фильма – неординарна. Много лет наших кинематографистов обвиняли (и часто – заслуженно) в заимствовании идей у западных коллег, особенно это касалось фантастики.
Но случалось и по-другому: на Западе тоже воровали - у советских. Вот и фильм «Планета бурь» Клушанцева был беззастенчиво сворован – в прямом смысле слова – западными киноделами. Им так понравились спецэффекты и красивые съемки, что они купили фильм для проката, но вместо этого просто перемонтировали, досняли некоторые кадры и выпустили в прокат под своим авторством. Настоящие имена советских актеров заменили на вымышленные иностранные, якобы европейские. Удобные возможности для мошенничества давал в те времена «железный занавес» между странами.
Но вернемся к «Фаэтам». Александр Казанцев, человек, которого никак не заподозришь в невежестве или легковерии, был ярым приверженцем теории палеоконтактов. Все необычные факты и артефакты истории, которые официальная наука не признавала, его интересовали необычайно. Хотя бы потому, что они заставляли мыслить, выступая за рамки, расширяя горизонты свежими идеями. А это было как раз то, чего всегда жаждал его изобретательский ум.
Этот человек в 1941 году начал писать роман «Арктический мост» - о постройке грандиозного подводного туннеля, объединяющего народы и континенты, и далее развил свои идеи в романах «Мол „Северный“», «Полярная мечта», «Подводное солнце» и «Льды возвращаются». Такой человек никак не мог пройти мимо наиболее увлекательных гипотез своего времени.
Сочиняя роман «Фаэты», Казанцев исходил из теории, что Земля была заселена существами с погибшего Фаэтона.
Об этом – вся первая часть романа, "Гибель Фаэны". Пятая планета Солнечной системы оказалась на пороге ядерной войны между двумя враждующими державами. Ученые предупреждают: если будет применено оружие распада, произойдет взрыв океанов и цивилизация будет уничтожена. В попытке спасти своих детей и удержать планету от войны, фаэты отправляют научную экспедицию на Зему (так фаэты называют Землю). Среди участников – дети глав враждующих государств, двое влюбленных: прекрасная и своенравная Мада Юпи и ученый, красавец-спортсмен Аве Мар. А еще поэт Тони Фаэ, учитель Аве Мара - Ум Сат, великий ученый, открывший тайну ядерной энергии, инженер корабля Гор Зем, пилот Смел Вен.
Пока экспедиция фаэтов путешествует и переживает приключения на Земе, сталкиваясь там с примитивными племенами «фаэтообразных», на Фаэне в результате интриг и трагических ошибок происходит ядерная катастрофа. Два искусственных спутника – Фобо и Деймо, выстроенные противоборствующими державами на орбите Мара (Марса), также вступают в безумные военные действия, обмениваясь ударами, в результате которых погибают почти все мужчины на этих станциях. После чего женщины берут власть в свои руки и впоследствии с помощью Ума Сата и Тони Фаэ основывают новую цивилизацию – матриархальную колонию фаэтов в подземельях Марса.
Мада и Аве (понятный намек?) и Гор Зем остаются на первобытной Земле, начиная историю человечества с чистого листа.
Вторая часть романа – «Сыны Солнца» - рассказывает о событиях того времени, когда Луна вошла в орбиту Земли и была захвачена земным притяжением. Главные действующие лица этой истории – новое поколение фаэтов из числа тех, кто освоили для жизни бесплодный Марс. Главный рассказчик этой части – Инко Тихий, сын Моны Тихой, одной из правительниц Мара. В самой увлекательной и волнующей форме – любовь, приключения, трагедии и драмы – здесь излагается версия палеоконтактов землян и инопланетян.
Марсианские фаэты заново знакомятся со своей давно забытой древней историей, связанной с трагедией Фаэны и запрещенной с тех пор энергией распада. Узнав, что Луна грозит, сойдя с орбиты, уничтожить Землю и всех потомков фаэтов, несколько ученых отправляются в исследовательскую и спасательную миссии на Землю и на Луну. Благодаря ядерным взрывам старых фаэтских арсеналов удается так сместить траекторию Луны, чтобы она не повредила Земле.
В это время на нашей планете происходят судьбоносные для цивилизации встречи фаэтов с потомками фаэтов и землян – сперва в древней Америке, в стране инков и майя, затем – в Индии и на Ближнем Востоке.
При этом рассказ опять получается очень живым: между персонажами постоянно идет взаимодействие, они любят, враждуют, спорят, переживают предательство и гибель любимых… Читателю некогда соскучиться: постоянные острые ситуации и повороты сюжетов удерживают его внимание. А между делом автор раскрывает перед ним множество сведений из реальной истории Земли, приводя те необъясненные официальной наукой факты, которые так легко и логично объясняет теория палеоконтактов.
В конце второй части Инко Тихий (да, это он стал на Земле легендарным Топельцином, и богом Кон-Тики, даровал индейцам игру в мяч, знания о кукурузе и мореплавании) и его возлюбленная Эра Луа погружаются в криогенный сон в корабле на орбите Земли.
Третья часть – «Солнечное племя» - современная. Ее события происходят в будущем. Советские космонавты обнаруживают на орбите Земли спутник «Черный принц», а в нем – двоих людей, спящих в криогенном сне. Земным ученым удается пробудить из крио-сна Инко Тихого. Но не его подругу. Инко рассказывает людям Земли все, что знает о гибели Фаэны и то, чему сам был свидетелем. Земляне отправляют экспедицию на Марс, чтобы узнать судьбу фаэтов, выживших на бесплодной планете. Положение колонистов на Марсе печально – в подземельях Марса они медленно вымирают. Но земное человечество отчасти возвращает долг благодарности своим бывшим спасителям – с Земли на Марс транспортируют льды из Гренландии и Антарктиды, и это помогает вернуть Марсу атмосферу и водный покров.
История любви Инко Тихого и его любимой Эры заканчивается трагически, но фаэты Марса будут спасены.
Можно считать все это наивным и утопичным, а гипотезы палеоконтактов – псевдонаучными, но одного у романа «Фаэты» не отнимешь – его до сих пор интересно читать.
Александра Казанцева называли одно время «проводником советской идеологии». Но лично я в этом греха не вижу. Советский гуманизм, при всей своей наивности, действительно создавал новых людей – людей особенных, необычных, ярких и сильных.
Именно такие люди Казанцева интересовали – он искал их в прошлом, и в будущем, стараясь населить такими персонажами свои произведения.
Александр Петрович умер в 2002 году, в возрасте 96 лет.
Список творческого наследия Казанцева обширен, но я пробегусь по «вехам».
Роман «Сильнее времени»
Еще одна космическая эпопея. Присутствуют: любовная линия, тема космической экспедиции, разлуки из-за временного парадокса, генетической памяти предков, громадного нераскрытого потенциала человеческого мозга и т.д.
Главная идея романа: развитие человеческой цивилизации не должно представлять собой развитие только технических средств. Намного важнее научить человечество жить и работать совместно, чтобы достичь чего-то в масштабах Вселенной, людям необходимо объединиться, найти общий язык. По сюжету романа у Казанцева была написана также пьеса «Вилена» - это имя главной героини.
Сборник «Клокочущая пустота»
В него входит роман о математике Пьере Ферма (загадка теоремы Ферма) и повести о Сирано де Бержераке, французском философе и писателе, необыкновенном человеке, значительно обогнавшем свое время. Он рассказал о давлении света и сформулировал корпускулярную теорию задолго до Ломоносова, Столетова и Лебедева; описал трехступенчатую ракету и полет на Луну – еще один загадочный человек в истории, неизвестно откуда получивший свои знания. О нем у Казанцева две повести: «Колокол Солнца» и «Иножитель».
Кроме этих книг, Казанцевым написаны также трилогия коммунистических утопий «Тайна нуля», «Донкихоты Вселенной», «Спустя тысячелетие», дилогия «Звезда Нострадамуса» и еще множество повестей, романов, рассказов, документальных эссе и статей – в том числе на тему палеоконтактов. В конце девяностых Александр Казанцев участвовал в создании «Космопоиска» - добровольной исследовательской организации, изучающей всевозможные аномальные факты, которые не укладываются в рамки официальной науки.
Творческое наследие Казанцева огромно и разнообразно. И я уверена, оно еще вернется к читателям, потому что в нем много есть ценного, что будет востребовано потомками. Но главное, что так необходимо и нужно нам в мечтах и фантастических выдумках Казанцева – это настоящие люди. Их лучезарные образы светят как маяки во тьме.