Что значит преодоление дуального видения? В первую очередь это означает преодоление привычки оценивать реальность, т.е. вешать на то, что есть ярлыки ума, или, говоря по другому, вовлекаться в ум... Именно такое вовлечение создаёт иллюзию эго-восприятия, т.е. как бы расщепляет восприятие на воспринимаемое и воспринимающего. Изначально эго не существует, а ум находится в своём естественном состоянии (безопорность), которое подобно пространству, т.е. ум никак и ничем не сжат. Если мы способны всегда оставаться в таком состоянии ума, когда он ничем не обусловлен (не сжат), то мы пробуждены к своей истинной природе и способны "видеть ясно". Глубина вИдения происходит из нашей способности осознавать любые образы, возникающие в уме, вплоть до самых тончайших, и понимать их изначальную природу - что они из себя представляют и как возникают. Например, образ свободы, образ безусильности, образ покоя и так далее...
Рассмотрим цитату:
Если видеть движение в покое, а покой в движении,
тогда состояния покоя и движения исчезнут.
Когда эти двойственности перестают существовать,
тогда не сможет существовать и единство.
К предельной завершенности неприложим ни закон, ни описание.
В цельном уме, который достоин Пути,
иссякают все корыстные стремления.
Уходят сомнения и нерешительность,
и возможна жизнь в истинной вере.
Одним ударом мы избавляемся от рабства;
мы не тяготимся ничем и ничего не удерживаем.
Все пребывает пустым, чистым и без усилий ума просветленным.
Мысль, чувство, познание и представление лишаются всякой ценности.
~ Сэнцань (третий патриарх чань-буддизма)
Замечательный по свое глубине текст! Когда мы работаем с умом, нам необходимо успокоить его проявления, иначе за этой рябью на поверхности мы не увидим самой воды. Полное постижение означает, что отброшена любая образность и всё, что до этого как-то удерживалось и сковывало восприятие, должно быть отпущено...
"Покой" это обратная сторона "движения" и наоборот, поэтому если присутствует истинное видение, нет ни покоя ни движения, а если говорить точнее, нет оценки (нет ярлыков), соответственно они никак образно не оформлены, то есть нет закрепощения в этом, нет цепляния внимания - как сказал Сэнцань "эти двойственности перестают существовать".
Это очень тонкий момент в видении, который необходимо осознать. Под эту формулу можно подставлять любые проявления ума - "Одним ударом мы избавляемся от рабства, мы не тяготимся ничем и ничего не удерживаем."
Возникает(остаётся) полная безопорность, ничто не закрепощает сознание (не оценивается — не вешается ярлык) - "Все пребывает пустым, чистым и без усилий ума просветленным. Мысль, чувство, познание и представление лишаются всякой ценности."
При таком восприятии всё проявляется таким, какое оно есть прямо сейчас, и самоосвобождается, не оставляя никаких отпечатков в уме, т.е. не создавая кармы. Чистая таковость...
Нет ни "покоя" , ни "движения"...
Нет ни "свободы", ни "не свободы"...
Нет ни "иллюзорного", ни "реального"...
Пустота равна полноте...
Ручей поёт среди камней...