Найти тему
Шагающий экскаватор

Йон Айвиде Линдквист, «Блаженны мёртвые»

Страниц: 400

Оценка: 5/10

Первое издание: 2005 г.

Увлекательность: 5/10

Прописанность героев: 6/10

Сюжет: 6/10

Глубина: 5/10

Эмоции: 5/10

Идея: 8/10

Не понимаю я, зачем я пытаюсь читать скандинавскую литературу, зная, что у меня она вызывает отторжение. Эта книга обещала мне показать что-то действительно страшное, и я, изголодавшись по хоррорам, с радостью согласилась на её предложение. Спойлер: страшно не было.

Мне кажется, каждый хотя бы раз задумывался, как бы выглядело воскрешение мёртвых: например, то, как оно описывается в религиозных текстах. Восстановятся ли тела, или по улицам пойдут люди в разной степени разложения? Вернётся ли разум, или восставшие будут похожи на зомби? Именно этим вопросом задался автор.

В описанном им мире в какой-то момент в Стокгольме воскресли все, кто умер не далее пары месяцев назад. Сначала людей охватывает эйфория от вновь приобретённых близких, но потом у них появляется ощущение, что что-то тут не так...

Писатель наводит фокус на несколько семей: женщину, у которой недавно умер муж, и её внучку; мужчину с сыном, который только что потерял жену; мужчину, который недавно потерял внука. У всех них разные истории и они по-разному справляются с ситуацией. Кто-то верит, что их близкий вновь обретёт полноценный разум, а кто-то начинает осознавать, что домой этого человека вряд ли заберёт.

История мне показалась чрезвычайно скучной. Сама по себе идея интересная, но в исполнении не было искорки, не было какой-то загадки, которую хотелось разгадать. При этом и героям не сопереживаешь, ибо автор раскрыл их недостаточно. Он начал с активных событий и описывает отношения персонажей через них, а это работает гораздо слабее, чем выстраивание композиции до основной сюжетной линии.

И, разумеется, не было ни одного не то чтобы страшного, а даже некомфортного момента. Одной идеи для этого недостаточно, нужно нагнетать, накручивать. Тут писатель об этом не позаботился.

Мне кажется, это одна из тех книг, где у автора закончилось вдохновение после того, как он определился с идеей. Всё пресное, скучное, и придраться к чему-то конкретному нельзя, и восхищаться нечем. Он не то что до хоррора — даже до триллера не дотянул.