Нормативно-правовое регулирование образования испытывает сложности из-за несовершенства законодательства. Многочисленные изменения, внесенные в законы, приводят к дополнительным трудностям для участников образовательного процесса, таких как обучающиеся, преподаватели и учреждения образования [1-2].
Необходимость повышения качества образования и его соответствия современным требованиям рынка труда предъявляет новые задачи для образовательного права.
Развитие механизмов аккредитации и сертификации, а также внедрение новых технологий в образовательный процесс становятся приоритетными направлениями.
Проблема коррупции в образовательной сфере требует особого внимания со стороны государства и общества. Согласно данным Росстата за 2022 год, в России насчитывается 681 университет, однако только 39 из них входят в первую тысячу мирового рейтинга QS World University Rankings.
Это свидетельствует о необходимости улучшения качества образования и повышения конкурентоспособности российских университетов на международной арене [3].
В соответствии с отчетом Всемирного экономического форума за 2022 год, Россия занимает 65-е место из 137 стран в области качества образования. Основные проблемы, которые указываются в отчете, связаны с недостаточным финансированием образования, ограниченным доступом к высококачественному образованию и непрозрачностью механизмов оценки знаний.
В 2020 году Министерство образования Российской Федерации сообщило, что около 15% школьников испытывают трудности в доступе к дистанционному образованию в связи с отсутствием средств для организации онлайн-обучения или недостаточным качеством интернет-соединения. В России значительное количество преподавателей работает за пределами своей специальности или без соответствующей квалификации.
По данным Министерства науки и высшего образования РФ, в 2020 году только 52% преподавателей вузов имели ученую степень, что указывает на необходимость повышения квалификации педагогических кадров [4].
В рамках борьбы с коррупцией в образовательной сфере, согласно информации Генеральной прокуратуры РФ, в 2021 году было возбуждено 734 уголовных дела, связанных с коррупционными преступлениями в образовании, включая взятки и злоупотребление должностными полномочиями. Это свидетельствует о наличии системных проблем в данной сфере и необходимости ужесточения контроля и ответственности.
В соответствии с данными Всемирного банка, в 2019 году государственные расходы на образование в России составили 3,7% ВВП. В сравнении с другими странами, такими как Финляндия (5,3% ВВП) или Швеция (6,8% ВВП), уровень финансирования образования в России является относительно низким. Это может негативно влиять на качество образования, ресурсы для преподавателей и инфраструктуру образовательных учреждений.
В рамках национального проекта "Образование" на 2018-2024 годы, Россия предусмотрела инвестиции в размере 725 миллиардов рублей. Однако, согласно отчету Счетной палаты Российской Федерации за 2022 год, 30% этих средств не было освоено, что указывает на проблемы в реализации проекта и необходимость улучшения механизмов контроля и управления средствами.
По данным Росстата, средняя зарплата преподавателя в России в 2020 году составила около 34 000 рублей. В то же время, средняя зарплата по стране была на уровне 51 000 рублей. Такой дисбаланс может приводить к оттоку квалифицированных специалистов из образования и ухудшению качества обучения.
Перспективы развития образовательного права в России включают следующие направления:
1. Разработка новых и модернизация существующих законодательных актов, направленных на упрощение и унификацию правовых норм в области образования. Это позволит упорядочить регулирование образовательного процесса и уменьшить сложности для его участников.
2. Формирование долгосрочной программы, определяющей ключевые приоритеты и направления развития образовательной и научной сферы. Такая стратегия должна учитывать интересы всех участников образовательного процесса, а также требования рынка труда и научно-технического прогресса.
3. Расширение возможностей для получения качественного образования для всех слоев населения, включая жителей отдаленных регионов и малоимущих групп. Важными инструментами в этом направлении являются развитие дистанционного обучения, субсидирование обучения и предоставление государственной поддержки социально уязвимым группам.
4. Внедрение современных технологий и методик в образовательный процесс, разработка механизмов аккредитации и сертификации, а также укрепление связей между образовательными учреждениями и предприятиями.
5. Усиление контроля за соблюдением законодательства, введение эффективных механизмов предотвращения коррупции и повышение ответственности нарушителей. Это меры должны включать прозрачность оценки знаний и достижений, а также создание специализированных антикоррупционных подразделений в образовательных учреждениях.
Для решения указанных задач в области образования в России существуют следующие проекты законов и инициативы:
1. Закон о дистанционном образовании: Проект закона, направленный на регулирование дистанционного образования в России, устанавливает требования к организации и проведению онлайн-курсов, а также определяет права и обязанности участников образовательного процесса.
2. Закон о социальных гарантиях в сфере образования: Данный проект закона предусматривает расширение социальных гарантий для студентов, учащихся и преподавателей, включая предоставление стипендий, компенсаций за проезд и жилье, а также другие меры государственной поддержки.
3. Закон о профессиональных стандартах и аккредитации образовательных программ: Этот проект закона направлен на установление единых профессиональных стандартов, которым должны соответствовать образовательные программы, а также на создание системы аккредитации и сертификации, обеспечивающей качество образования и его соответствие требованиям рынка труда.
4. Закон о противодействии коррупции в образовательной сфере: Проект закона предполагает ужесточение наказания за коррупционные преступления в сфере образования, а также введение специализированных антикоррупционных подразделений в образовательных учреждениях и механизмов прозрачности оценки знаний и достижений.
Автор: Меир Сурилов , к.э.н., доцент Департамента экономики и управления
Источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=54392698