Часть 2. Ловушка для соискателя
В первой части нашего разговора - "Задачки чайного гостеприимства"* - Прекрасная Дама этикета ответила на самые волнующие вопросы о пакетированном чае:
◊ Используется ли чай в пакетиках в индустрии «чайного гостеприимства»?
◊ Как подавать чай из пакетиков и Что делать гостю с этой «мышкой на веревочке»?
◊ Почему так важна прорезь на нитке пакетика и ... ?
Тема оказалась обширной. Перед последним вопросом мы предложили нашей гостье прерваться на паузу и выпить чашечку ароматного чая.
Итак, мы готовы продолжать и услышать ее ответ на вопрос: "В какую кейс ловушку могут угодить кандидаты во время интервьюирования (собеседования)"?
______________________
Чашка пакетированного чая вовсе не безобидна, как кажется. И действительно, способна сыграть злую шутку с соискателем при приеме на работу...
Перед началом или во время кадрового интервью Соискатель может получить от Работодателя приглашение "на чашечку чая" (кофе).
Отказаться - вряд ли хороший способ избежать гостеприимной провокации. А она уже началась.
Вас попросят пройти на корпоративную кухню и нальют пакетированного чая. Затем для чаепития вы останетесь на кухне или вернетесь в комнату для переговоров. Испытание началось. За вами наблюдают:
- · в ситуации «Что делать с мышкой?», а главное –
- · в ситуации «Как вы поступите с чайной чашкой?» –
Вернете ли чашку обратно на кухню (предложите ополоснуть, поставить в мойку или специально отведенное место) или оставите на столе.
Кейс ставит целью в ситуации неопределенности проверить личностные качества соискателя, его привычки и склонность к порядку. - Ответственность. Аккуратность. Уважение к корпоративным правилам. - Соискатель не может не заметить идеальный порядок на офисной кухне.
Согласимся. Ситуация неоднозначная.
С одной стороны, практика проверки не нова. Мудрецы испокон веков обучали своих учеников на примере чаепития (см. притча 10. "Чайная церемония и ученики"[1])
С другой стороны, для современного интервьюирования ситуация действительно не однозначная. Поэтому и отклики в сети на кейс ловушку противоречивые, но ожидаемые.
От призыва: «Отказывайтесь от любого напитка, который вам предлагают на собеседовании!»
Возмущения: «Я бы в жизни не пошел на работу к тому, кто считает, что мне следует вымыть чашку после себя!»
Рефлексии: «Подобного рода тест устраивают лишь тем, кто претендует на востребованные должности. Вряд ли его применили бы там, где уже отчаялись найти сотрудника».
До здравого подхода: «Теперь мы знаем, для чего такое гостеприимство и как себя вести. Не страшно. Сделаем всё в лучшем виде. Шеф останется доволен».
Спешим успокоить Соискателей. Согласно данным издания The New York Post, тест «чашка чая» проваливают всего 5–10% кандидатов [2].
Насколько адекватно такие ловушки оценивают способности и навыки соискателей? Могут ли результаты проверки рассказать о нас всё?
Привычки состоят из множества взаимосвязанных способностей, и для их оценки вряд ли эффективно использовать усреднённую шкалу в формате «чашка чая».
Сценарии, которыми пользуются работодатели (интервьюеры), и критерии оценки составлены как под копирку. Однако существует множество возможных решений каждой (вне)штатной ситуации.
В таком хорошо срежиссированном сценарии кейс проверяет стереотипность поведения, стандартность проявления личностных качеств (человек, склонный к порядку, реализует это везде).
Согласимся с мнением психологов, что формальные социальные нормы – это определенные правила поведения, которые установлены и официально признаны в обществе. Ситуация интервьюирования – определенный социальный контекст, для которого заданы формальные правила поведения.
Допустим, в русской культуре не принято на чужом месте вести себя как у себя дома. Поэтому "решение оставить чашку на столе может быть продиктовано не личностными особенностями кандидата, а просто устоявшимися социальными нормами"[3].
Вот только эти обстоятельства не всегда учитываются. А любые нестандартные решения интерпретируются как малоуспешные.
Парадокс в том и заключается, что в репертуар приоритетных личностных качеств и способностей Соискателя включены, в том числе:
- нестандартно мыслящий;
- творчески инициативный;
- лингвистически креативный.
Для проверки деловых навыков наработано огромное количество компетентностных требований и выработана грамматика деловых вопросов.
Ситуация «чашка чая» - это всего лишь элемент ролевой игры, который необходим для "многоуровневого" спектакля наряду с каруселью, панельным интервью, проверкой на стрессоустойчивость и кейсом.
В таком случае почему бы не пройти испытание достойно и с удовольствием – «с чашкой пакетированного чая»?!.
____________________
Офисные или домашние чайные автоматы (аналоги современных концептов чайных машин).
В отличие от кофемашин не пользуются особой популярностью. И на рынке более тридцати лет. И расширенный функционал возможностей - от базы данных со способами заваривания чая и возможностью настройки режима его заваривания до управления со смартфона.
Русская душа привыкла к неспешным чаепитиям в кругу семьи. Самовар, а позже большой заварочный чайник, затем кружка с заваренным рассыпным чаем или пакетированный чай на скорую руку.
В последнее время наблюдается любопытная закономерность: в крупных мегаполисах доля обычного рассыпного чая увеличивается, в то время как чай в пакетиках доминирует в небольших городах и в офисной культуре.
______________________
Заваривать чай – это удовольствие. Пить чай – это счастье. Посидеть за ароматно заваренным чаем в тихом уюте, говорить, обсуждать и мечтать, часов не наблюдая.
И если Я не могу помочь и сделать так, чтобы Тебе стало лучше, то Я могу накрыть стол, заварить тебе чай
И пожелать приятного чаепития.
__________________________
Начало: "Часть 1. Задачки чайного гостеприимства" | Myar.Studio. -https://dzen.ru/a/ZcktJw4HsA7QSmMR
Притча 10. "Чайная церемония и ученики"| Myar.Studio. -https://dzen.ru/a/Zb6ZaiHYtVESRta-
Загляните на основной наш сайт MyarStudio
© MyarStudio, 2024