"...непостижимое непостижимо... Бьёмся мы каждодневно, однако совсем над другим" (Ф. Кафка)
1. "Мудро распоряжаться своим временем"
Ученик пришел к Учителю и начал жаловаться на то, что не успевает посвящать учебе должно время. Не успевает навещать родителей, не уделяет внимания друзьям, к тому же, чувствует себя усталым.
- Учитель, как мне все успевать?
- Принеси мне большие камни, щебень, песок, воду и сосуд, - попросил Учитель.
Ученик всё принес.
- Ну а теперь насыпь песок в сосуд.
Ученик насыпал.
- Теперь попробуй затолкать туда камни и глину.
- Учитель, ничего не получается, этого сосуда явно не хватает. Наверное, нужна емкость побольше.
- Сейчас я тебе покажу, что можно действовать иначе, другой сосуд не нужен. Положи в сосуд сначала большие камни.
Ученик положил.
- Теперь насыпь гальку.
Ученик насыпал.
- Теперь песок.
Ученик все это проделал.
- А теперь заливай водой.
- Действительно, учитель, у меня все убралось в сосуд.
- Ну теперь ты понял, как нужно планировать дела?
Если ты с утра будешь браться за мелкие и незначительные дела, будешь отвлекаться на все подряд, то это заполнит весь твой день. А для действительно важного, ценного, того, что помогает т развиваться, приносит результат, ты рискуешь так и не найти времени.
2. "Делать паузы"
Однажды ученик и его Учитель поспорили о том, кто нарубит больше дров в лесу за определённое время.
Каждый выбрал себе участок.
Ученик кинулся рубить, и его топор не умолкал ни на минуту. Очень хотелось ему победить.
Топор Учителя периодически умолкал.
Ученик был рад этим моментам, думая, что Учитель устал, и он (ученик) сейчас обгонит.
В конце работы сравнили результат. У Учителя оказалось значительно больше. Тут ученик удивился:
— Как же так, я рубил не переставая, а Ты часто делал перерывы?!
На что Учитель ответил:
— Именно в эти перерывы я точил топор.
3. "Об авторстве"
Один буддийский мастер прочитал ученикам прекрасный текст, который растрогал всех. Ученики сразу же спросили:
— Кто написал этот текст?
— Если я скажу, что это Будда, вы будете благоговеть перед текстом, возлагать каждое утро на него цветы и отдавать поклоны.
— Если я скажу, что этот текст написал патриарх, вы будете испытывать большое почтение, но уже не будете преклоняться перед ним так, как перед текстом Будды.
— Если я скажу, что автором был монах, вы, пожалуй, растеряетесь.
— А если узнаете, что текст написал наш повар, вы просто посмеётесь, — ответил учитель.
4. "О поиске смысла жизни»
Шёл однажды Мудрец по улице, и вдруг его на большой скорости обогнал человек.
— Куда же ты так спешишь? — спросил того Мудрец.
— Я спешу найти смысл жизни, ибо жизнь так коротка!
— Да, я слышал об одном человеке, который потратил всю свою жизнь на поиски смысла жизни.
— И что же, он нашёл его? Надеюсь, истина открылась ему?
— Да, он умер просветлённым, успев шепнуть находящимся рядом с ним о том, ЧТО он понял перед самой смертью.
— Что же он сказал?
— Он сказал, что смысл жизни в выборе…
— Благодарю Вас, уважаемый, я должен спешить, сказал попутчик, почти бегом удаляясь по дороге.
— … смысл жизни в выборе жить или потратить всю жизнь на поиски смысла жизни! — закончил начатую фразу Мудрец.
Но эти слова прозвучали в пустоту, так как никто его не услышал.
5. "Вкус жизни"
Один человек непременно хотел стать учеником истинного Мастера и, решив проверить правильность своего выбора, задал Мастеру вопрос:
— Можешь ли ты объяснить мне, в чём цель жизни?
— Не могу, — последовал ответ.
— Тогда хотя бы скажи — в чём её смысл?
— Не могу.
— А можешь ли ты сказать что-нибудь о природе смерти и о жизни по ту Сторону?
— Не могу.
Разочарованный посетитель удалился. Ученики были в замешательстве: как мог их Мастер предстать в таком неприглядном свете?
Мастер, успокаивая их, сказав:
— Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал её вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нём.
6. "Чёрная точка на белом листе"
Однажды Учитель призвал своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла жирная черная точка.
- Что вы здесь видите? — спросил учитель.
- Точку, — ответил первый ученик.
- Черную точку, — подтвердил другой.
- Жирную черную точку, — уточнил третий.
И тогда их любимый учитель заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? — удивились ученики.
- Я плачу потому, что все мои ученики увидели только черную точку и никто не заметил большого белого листа… — ответил Учитель.
Как часто мы судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах!
7. "Кто что видит"
Два человека наблюдают, как качается ветка на дереве.
«Это движется ветер», — говорит один.
«Это двигается ветка», — возражает другой.
Мастер дзен слышит их спор и произносит: «Это движутся мысли».
8. "Всё в твоих руках"
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.
Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?»
Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Затем подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал живую бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
9. "О волшебнике и овцах"
На поляне посреди огромного леса жил волшебник, у которого было большое стадо овец. Каждый день он съедал одну овцу из стада. Овцы причиняли волшебнику много беспокойства - разбегались по лесу, и каждый раз ему приходилось тратить много времени на то, чтобы поймать одну овцу, а других снова собрать в стадо.
Конечно же, овца, которую он собирался убить, чувствовала это и начинала отчаянно сопротивляться, и ее крики пугали других. И тогда волшебник применил такую хитрость – он поговорил с каждой овцой наедине и каждой что-то внушил.
Одной сказал: "Ты не овца, ты такой же человек, как и я. Тебе нечего бояться, ведь я убиваю и съедаю только овец, но ты - единственный человек в этом стаде, значит, - мой лучший друг".
Вторую убедил: "Почему ты убегаешь от меня, как другие овцы. Ты же львица и тебе нечего бояться. Я убиваю только овец, а ты - мой друг".
Третьей внушил: "Послушай, ты не овца, ты - волчица. Волчица, которую я уважаю. Я, как и раньше, буду продолжать убивать ежедневно одну овцу из стада, но волчице, лучшему другу волшебника, нечего бояться".
Так он поговорил с каждой из овец и каждой внушил, что она не овца, а совершенно другое животное, которое отличается от всех остальных овец в стаде.
После этого разговора поведение овец полностью изменилось. Они совершенно спокойно паслись и больше никогда не убегали в лес. А когда волшебник убивал очередную овцу, они думали: "Ну вот, убили еще одну овцу, а мне - льву, волку, человеку, лучшему другу волшебника, нечего бояться".
И даже овцы, которых он убивал, перестали сопротивляться. Он просто подходил к одной из них и говорил: "О, мой лучший друг, мы давно не общались. Пойдем ко мне на двор. Мне нужно с тобой посоветоваться по поводу стада овец". И овца с гордостью шла за волшебником на двор. И там он действительно спрашивал у своего лучшего друга, как идут дела в стаде. Жертва с радостью рассказывала ему обо всем, а потом волшебник убивал ее. Поскольку смерть наступала мгновенно, то овца ничего не успевала понять.
Волшебник был очень доволен - он высоко поднял самооценку каждой из овец, в итоге они перестали забивать себе голову мыслями о неизбежной смерти, стали менее невротичны, наслаждались жизнью и спокойно щипали траву, в результате чего их мясо стало значительно вкуснее.
На протяжении многих лет волшебник легко управлялся с огромным стадом.
Самое интересное, что остальные овцы стали ему помогать - если какая-нибудь слишком сообразительная овца начинала догадываться об истинном положении дел, то остальные овцы… те самые львы, люди, волки - лучшие друзья волшебника, сообщали ему о странном поведении этой овцы, и на следующий день волшебник с удовольствием ее съедал.
- Сер.: "Притчи Гурджиева"
10. "Чайная церемония и ученики"
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал Учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а Учитель ушел в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, Учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. —
Вот что мы узнали о чае, напитке богов:
«Белый журавль моет голову – это значит: прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. —
Бодхисаттва входит во дворец, – это значит: положи чай в чайник, – добавил второй. —
Струя греет чайник, – это значит: кипящей водой залей чайник, – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. —
Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял». —
Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. —
Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
_________________
11. " О ПРАВЕДНИКЕ И ОБЕЗДОЛЕННОМ"
Идет праведник, видит — сидит обездоленный, плачет.
Праведник протянул обездоленному кусок хлеба, помог чем мог.
Тот его в ответ начал искренне благодарить за помощь.
На что мудрец ответил:
«Это тебе спасибо за то, что ты дал мне возможность помочь тебе и осознать, что я в этом мире кому-то нужен».
12. "Мгновение дороже сокровища"
Важный господин попросил Такуана, дзенского учителя, сказать ему, как ему нужно проводить время. Он чувствовал, что дни его слишком посвящены его учреждению и попытался сидеть неподвижно, чтобы завоевать почтение других.
Такуан написал восемь китайских символов и дал их человеку:
Этот день не повторится дважды.
Мгновение дороже сокровищ.
Этот день больше не придет.
Каждая минута - бесценное сокровище.