Найти в Дзене
Олег Басин

В ШКОЛЕ УЧАТ ЗНАЧКИ

Речь пойдёт о нынешнем школьном так называемом образовании, которое аккуратно из года в год опускается в своём качестве. Почему мысль выражена через понятие значков? Потому что строгие науки, которые составляют добрую половину школьного образования нуждаются в знаковых системах, в формальных системах, кои являются их важнейшим и неизбежным инструментом.

Но вот только суть таких знаковых формальных систем в них заключается в том, что они должны отображать натуральный предметный смысл происходящего в природе вещей, чтобы помогать этот сложный смысл удерживать в сознании, исчисляя его и двигаясь по нему до идейного результата. Такова суть строгих наук, но не педагогических представлений о них.

Помню 70-ые годы, когда учебники и программы составлялись академиками от реальных наук, а в задачи педагогики входила только необходимость донести это до школьников. Это была лучшая программ всех времён и народов. Нам обязательно передавался предметный смысл процессов и объектов изучения, апеллирующий к нашему воображению и постепенно приводимый к формальной логике и формальной системе из определённых терминов и знаков. Для нас за каждым знаком, как за иероглифом, стояла система модельных представлений, закладываемая в наши умы. Нас учили сложные представления нашего воображения переводить в специальные знаковые системы, а системы знаков — в живые динамичные представления. Так в нас вдыхали смысл предметного понимания академики, составлявшие школьные учебники и школьные программы.

Но время неумолимо идёт и многие даже думают, что с ходом времени происходит и прогресс. Время показало, что это весьма наивный взгляд. Теперь, когда из системы школьного образования выдворены люди с нормальным образованием, а оставлены лишь педагоги, обучение лишилось всяческого предметного смысла, а наиглавнейший акцент перенесён на выучивание последовательности значков, коими надлежало записывать и отображать этот предметный смысл. Теперь в задачу обучения школьников не входит развивать их внутренний мир, как стройную систему их предметных представлений, а сразу переходить к выучиванию значков и их последовательностей. Педагогам кажется, что так быстрее и проще, потому что не надо тратить время на ознакомление с реальными картинами происходящего. В нынешней школе просто учат значки, обходясь без предметных представлений и предметного смысла.