Кинокартина «Сказка» вышла в 2022 году, но не получила прокатного удостоверения. Автор - Александр Сокуров, покривлялся немного, изобразил удивление, но на том и кончилось.
Разумеется, сам фильм никто не запретил и сегодня его легко можно обнаружить на просторах сети.
О чем? Логлайн напоминает несмешной (или очень смешной) анекдот: "на том свете Сталин встречает Иисуса, Гитлера, Черчилля, Муссолини и Наполеона..."
Под "тем светом" подразумевается, конечно же, чистилище. Это интересная, жаль, не авторская, задумка.
В чистилище, как и полагается, снуют туда-сюда толпы, а точнее - бесформенные массы людей. Все это отсылает зрителя к «Божественной комедии» Данте, иллюстрациям к ней Гюстава Дюре и ни на что большее автор не претендует.
Интересны в фильме две детали. Деталь первая: зачем-то автору запонадобилось затащить Христа в чистилище. В своих интервью он говорил, что Христос, дескать, везде с нами, поэтому, в чистилище тоже. Но обратите внимание, Христос в картине полутруп. Он не "с ними" - прогуливающимися в сумрачном лесу диктаторами, и не "с ними" - бесформенной массой людей... Он ни с кем вообще, один. У него нет ни предателей, ни единомышленников. И, откровенно говоря, здесь бы пожалеть автора, поскольку это его тараканы, а не чьи-то еще.
Деталь вторая: у каждого диктатора в картине по два брата. Это авторская метафора к тому, что в разном возрасте они - разные. Как братья. Эта мысль мне показалась действительно интересной, но, незаконченной. Почему, скажем, не разъединить этих братьев до конца? Одного - в рай, другого - в ад, третьего еще куда-нибудь? Мысль "человек меняется" - очевидна. Так почему бы не завершить, не закончить ее разъединением души на несколько душ? Вопрос остается открытым.
По поводу сюжета. В рай попадает только один диктатор и это - Уинстон Черчилль. С чего вдруг?
Сам режиссер Александр Сокуров человек интересующийся, а по первому образованию вообще - историк, прекрасно знающий, что Черчилль - мягко говоря, не самый обаятельный и нежный товарищ, каким он показан в кинокартине.
Все эти разговоры о том, что "я искал характер, пересмотрел огромное количество архивной пленки, проделал огромную работу" - это, конечно же, правда, которая не вызывает сомнений. А в архивные документы, которые не "пленка" заглянуть забыл? Вот уж вряд ли.
Вывод напрашивается сам: режиссер фильма лукавит. Это не незнание и обаятельная простота, благодаря которой в рай попадает лишь англичанин. Это или очевидная эмпатия, или намеренный ход по обелению и без того вечно белого пальто Англии.
Напомню, что уважаемый Уинстон Черчилль и Королева, которой он названивает в фильме, ожидая ее в чистилище, являлись, пусть и не прямыми, но спонсорами гитлеровской Германии.
Так что это? Попытка нравиться английскому зрителю? Самое забавное, что в интервью для итальянской газеты «Corriere della Sera» перед фестивалем в Локарно, где состоялась мировая премьера фильма «Сказка», у режиссера спросили:
-Наконец почему врата рая, кажется, открываются только для Черчилля и королевы?
На что Александр Сокуров отвечает: "Они не просто открываются, их приглашают войти…
Но вы уверены, что это врата рая?
В «Сказке» - всё по-своему, как в сказке."
Чудесный прямой ответ. А теперь взгляните на то, как выглядят врата.
А на какие еще врата это может быть похоже? Или что, господин режиссер, играя с европейским концептами "рая" и "ада" решил именно здесь отойти от них?
Ложь и снова ложь.
В своих многочисленных интервью Александр Сокуров постоянно твердит: "работали с архивами, проделали колоссальную работу!" И еще раз повторю, что я охотно в это верю. Но, полуправда, как говорил Теодор Готлиб, опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется, чтобы обманывать вдвойне.
И кого обманули в итоге? Как обычно, нас.
Да, фильм не взяли в Канны. Но он прекрасно себя чувствует на других фестивалях:
На Международном кинофестивале в Локарно, считающемся одним из самых значительных киносмотров в Европе - фильм показали.
8 октября 2022 года «Сказку» представили на 27-м международном кинофестивале в Пусане в Южной Корее.
Позже фильм вошёл в программу 35-го международного кинофестиваля в Токио. «Сказка» была представлена в рамках программы «Гала-коллекция» для картин, отмеченных на мировых кинофестивалях.
И разумеется, запрет фильма и отсутствие прокатного удостоверения на него - вещи разные, что бы там ни говорили.
Теперь о том, как это снято.
"Очень важно, что здесь нет ни одного кадра, где сняты актеры. Это все настоящие персонажи, настоящие съемки, взятые из кинохроники. И это как раз было одним из основных принципиальных решений Александра Николаевича - что зритель, смотря фильм, должен полностью доверять изображению - то есть мы ни в каком смысле не должны его обманывать, - пояснил Золотухин. - Мы сами эти технологические решения разрабатывали, потому что до сих пор <...> никто такие задачи сложные перед собой не ставил". - из интервью для ТАСС.
Возникает логичный вопрос: для чего эта правдоподобность, на которой так настаивают (!) в фильме с названием «Сказка»? Вопрос уже риторический.
Разумеется, невозможно не отметить, что "сделан" фильм действительно необычно и оторваться от него нельзя, даже когда понимаешь, что тебе втирают очень недорогую клюкву в контексте реплик персонажей.
Главной проблемой фильма мне видится каббала, в которую попал режиссер Сокуров: ему очень хочется посидеть в Каннах, снять понятное и интересное для Канн кино, и в то же время заработать на прокате в России.
Но к сожалению для автора, сделать это уже сложнее, чем раньше. И вот отсюда тоска по условным нулевым и десятым, времени, когда все это было возможно.