Найти тему
Журнал Сапфо

Почему фильм Александра Сокурова «Сказка» остался без прокатного удостоверения?

Один из постеров к кинокартине "Сказка" Александра Сокурова
Один из постеров к кинокартине "Сказка" Александра Сокурова

Кинокартина «Сказка» вышла в 2022 году, но не получила прокатного удостоверения. Автор - Александр Сокуров, покривлялся немного, изобразил удивление, но на том и кончилось.

Разумеется, сам фильм никто не запретил и сегодня его легко можно обнаружить на просторах сети.

О чем? Логлайн напоминает несмешной (или очень смешной) анекдот: "на том свете Сталин встречает Иисуса, Гитлера, Черчилля, Муссолини и Наполеона..."

Под "тем светом" подразумевается, конечно же, чистилище. Это интересная, жаль, не авторская, задумка.

В чистилище, как и полагается, снуют туда-сюда толпы, а точнее - бесформенные массы людей. Все это отсылает зрителя к «Божественной комедии» Данте, иллюстрациям к ней Гюстава Дюре и ни на что большее автор не претендует.

Гюстав Дюре, иллюстрация к "Аду" Данте
Гюстав Дюре, иллюстрация к "Аду" Данте
Кадр из фильма "Сказка"
Кадр из фильма "Сказка"

Интересны в фильме две детали. Деталь первая: зачем-то автору запонадобилось затащить Христа в чистилище. В своих интервью он говорил, что Христос, дескать, везде с нами, поэтому, в чистилище тоже. Но обратите внимание, Христос в картине полутруп. Он не "с ними" - прогуливающимися в сумрачном лесу диктаторами, и не "с ними" - бесформенной массой людей... Он ни с кем вообще, один. У него нет ни предателей, ни единомышленников. И, откровенно говоря, здесь бы пожалеть автора, поскольку это его тараканы, а не чьи-то еще.

Над Иисусом стоит Сталин. Кадр из фильма "Сказка"
Над Иисусом стоит Сталин. Кадр из фильма "Сказка"

Деталь вторая: у каждого диктатора в картине по два брата. Это авторская метафора к тому, что в разном возрасте они - разные. Как братья. Эта мысль мне показалась действительно интересной, но, незаконченной. Почему, скажем, не разъединить этих братьев до конца? Одного - в рай, другого - в ад, третьего еще куда-нибудь? Мысль "человек меняется" - очевидна. Так почему бы не завершить, не закончить ее разъединением души на несколько душ? Вопрос остается открытым.

По поводу сюжета. В рай попадает только один диктатор и это - Уинстон Черчилль. С чего вдруг?

Сам режиссер Александр Сокуров человек интересующийся, а по первому образованию вообще - историк, прекрасно знающий, что Черчилль - мягко говоря, не самый обаятельный и нежный товарищ, каким он показан в кинокартине.

Все эти разговоры о том, что "я искал характер, пересмотрел огромное количество архивной пленки, проделал огромную работу" - это, конечно же, правда, которая не вызывает сомнений. А в архивные документы, которые не "пленка" заглянуть забыл? Вот уж вряд ли.

Вывод напрашивается сам: режиссер фильма лукавит. Это не незнание и обаятельная простота, благодаря которой в рай попадает лишь англичанин. Это или очевидная эмпатия, или намеренный ход по обелению и без того вечно белого пальто Англии.

Напомню, что уважаемый Уинстон Черчилль и Королева, которой он названивает в фильме, ожидая ее в чистилище, являлись, пусть и не прямыми, но спонсорами гитлеровской Германии.

Так что это? Попытка нравиться английскому зрителю? Самое забавное, что в интервью для итальянской газеты «Corriere della Sera» перед фестивалем в Локарно, где состоялась мировая премьера фильма «Сказка», у режиссера спросили:

-Наконец почему врата рая, кажется, открываются только для Черчилля и королевы?

На что Александр Сокуров отвечает: "Они не просто открываются, их приглашают войти…
Но вы уверены, что это врата рая?
В «Сказке» - всё по-своему, как в сказке."

Чудесный прямой ответ. А теперь взгляните на то, как выглядят врата.

Кадр из фильма "Сказка" А. Сокурова
Кадр из фильма "Сказка" А. Сокурова

Кадр из фильма "Сказка" А. Сокурова
Кадр из фильма "Сказка" А. Сокурова

А на какие еще врата это может быть похоже? Или что, господин режиссер, играя с европейским концептами "рая" и "ада" решил именно здесь отойти от них?

Ложь и снова ложь.

В своих многочисленных интервью Александр Сокуров постоянно твердит: "работали с архивами, проделали колоссальную работу!" И еще раз повторю, что я охотно в это верю. Но, полуправда, как говорил Теодор Готлиб, опаснее лжи; ложь легче распознать, чем полуправду, которая обычно маскируется, чтобы обманывать вдвойне.

И кого обманули в итоге? Как обычно, нас.

Да, фильм не взяли в Канны. Но он прекрасно себя чувствует на других фестивалях:

На Международном кинофестивале в Локарно, считающемся одним из самых значительных киносмотров в Европе - фильм показали.

8 октября 2022 года «Сказку» представили на 27-м международном кинофестивале в Пусане в Южной Корее.

Позже фильм вошёл в программу 35-го международного кинофестиваля в Токио. «Сказка» была представлена в рамках программы «Гала-коллекция» для картин, отмеченных на мировых кинофестивалях.

И разумеется, запрет фильма и отсутствие прокатного удостоверения на него - вещи разные, что бы там ни говорили.

Теперь о том, как это снято.

"Очень важно, что здесь нет ни одного кадра, где сняты актеры. Это все настоящие персонажи, настоящие съемки, взятые из кинохроники. И это как раз было одним из основных принципиальных решений Александра Николаевича - что зритель, смотря фильм, должен полностью доверять изображению - то есть мы ни в каком смысле не должны его обманывать, - пояснил Золотухин. - Мы сами эти технологические решения разрабатывали, потому что до сих пор <...> никто такие задачи сложные перед собой не ставил". - из интервью для ТАСС.

Возникает логичный вопрос: для чего эта правдоподобность, на которой так настаивают (!) в фильме с названием «Сказка»? Вопрос уже риторический.

Разумеется, невозможно не отметить, что "сделан" фильм действительно необычно и оторваться от него нельзя, даже когда понимаешь, что тебе втирают очень недорогую клюкву в контексте реплик персонажей.

Главной проблемой фильма мне видится каббала, в которую попал режиссер Сокуров: ему очень хочется посидеть в Каннах, снять понятное и интересное для Канн кино, и в то же время заработать на прокате в России.

Но к сожалению для автора, сделать это уже сложнее, чем раньше. И вот отсюда тоска по условным нулевым и десятым, времени, когда все это было возможно.