Найти тему
Cat_Cat

Мост Ататюрка и его советский проект

Этот мост раскинулся над глубоко вдающейся в европейскую часть Стамбула бухтой Золотой Рог, соединяя районы Фатых и Бейоглу. Он стал четвёртым мостом, построенным на этом месте: его начали возводить в 1936 г. — ровно через сто лет после первого — и управились за четыре года. Имя автора проекта я нашёл с большим трудом – а пойди история чуть по-другому, оно было бы весьма известным.

Советская архитектура в 20…30-х гг. пользовалась большим авторитетом в Европе, а Алексей Викторович Щусев был одним из её столпов. Он сделал себе имя ещё до революции – в основном на храмах и особняках. Несмотря на такой «бэкграунд» опытный зодчий неплохо вписался в «красную» жизнь, продолжив работу над своим главным проектом – Казанским вокзалом Москвы – и поочерёдно создав три мавзолея Ленина. Будучи блестящим стилизатором, он успешно пробовал себя и в модной авангардной архитектуре, правда, когда на неё начались гонения, вернулся к неоклассике. В своих творениях Щусев осваивал культурное наследие не только православной Руси, но и Востока – скажем, доминанта Казанского вокзала явно отсылает нас к Башне Сююмбике. Стоит ли удивляться, что когда в 1935 г. был объявлен конкурс на проект моста Ататюрка, архитектор засучил рукава.

Конная статуя на северном устое моста Ататюрка по проекту А. В. Щусева. Графика Е. Е. Лансере
Конная статуя на северном устое моста Ататюрка по проекту А. В. Щусева. Графика Е. Е. Лансере

Красивый проект Щусева, «отрисованный» художником Евгением Лансере, на первый взгляд изображает классический балочный мост: три стальных пролёта опираются как будто на массивные сдвоенные пилоны. Но не только на них, а через пары тонких столбиков ещё и на напоминающие узкие лодочки понтоны: крайние пролёты на четыре, средний – на пять. То есть, переправа всё-таки понтонная, а «пилоны» – это массивные стыковые плашкоуты, позволяющие размыкать мост и отодвигать средний пролёт, обеспечивая проводку судов. В конце концов, все предшественники моста Ататюрка тоже были понтонными – видимо, глубина Золотого Рога попросту не позволяет поставить там быки.

Мост Ататюрка по проекту А. В. Щусева. Графика Е. Е. Лансере
Мост Ататюрка по проекту А. В. Щусева. Графика Е. Е. Лансере

В интерпретации Щусева сооружение изобиловало роскошными «архитектурными излишествами». Торцы больших понтонов венчали дуговые аркады – они бы наверняка стали обзорными площадками. Со стороны Фатиха (т. е. с юга) парапеты завершались обелисками в «египетском» стиле; с противоположного берега путешественников, въезжающих на мост у мечети Соколлу Мехмед-паши, встречала пара конных монументов, видимо, Мустафе Ататюрку. Богатое оформление статуй и особенно постаментов напоминает таковое у советской монуменальщины 40-х годов – только к обмельчавшим звёздам добавились полумесяцы.

Мост Ататюрка в 2012 г.
Мост Ататюрка в 2012 г.

Увы, советский проект реализован не был. Мне не удалось найти никаких подробностей конкурса, но у меня есть предположение – ничем не подтверждённое, просто версия. Наверное, устроители архитектурного турнира загадывали далеко вперёд и собирались потихоньку строить новое сооружение, не прерывая работы заменяемого. Однако 11 февраля 1936 г. старый мост снесло штормом. А ведь переправа очень важная и оживлённая – я думаю, туркам было уже не до конкурсов красоты, им понадобилась быстрая и недорогая замена. Заказ на проектирование достался безвестному французскому инспектору дорог и мостов Пиджо – и поработал он на совесть. Его довольно невзрачное сооружение верой и правдой служит стамбульцам уже более восьмидесяти лет, будучи одним из старейших в мире понтонных мостов.

Нереализованная конная статуя на Москворецком мосту
Нереализованная конная статуя на Москворецком мосту

Ну а Щусев всё же оставил след в мостостроении: на его счету Каланчёвский путепровод у Казанского вокзала и Большой Москворецкий мост напротив Московского кремля. Последний предполагалось украсить скульптурами, кажется, похожими «турецкие», однако им и на сей раз не повезло – пали жертвами удешевления проекта. Зато сам мост стал столь же неотъемлемым атрибутом столичного центра, как мост Ататюрка – частью Золотого Рога.

Портрет А. В. Щусева работы М. В. Нестерова, 1941 г.
Портрет А. В. Щусева работы М. В. Нестерова, 1941 г.

По материалам выставки "Алексей Щусев. 150" в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени, внезапно, А.В.Щусева

Автор: Иван Конюхов